Гроздья

SILENTIUM
Наверно,воля есть на то Господня:
Друзей, дороги, книги, вензеля -
Я всё стряхнул, как градусник, сегодня,
Всему отчёт опять веду с нуля.

Путь это даже будет на смех курам -
Я никому не раб, не господин.
И впредь замер моей температуры
По той шуале, где только я один




ОБЛАКО РАЙ
Вижу.
По к Раю приставленной лесенке,
Не вызывая ни страх, ни печаль,
Неторопливо уходят ровесники.
Мне почему-то их вовсе не жаль.
Жаль мне себя, с недопетою песенкой.
Как воплощение последней мечты,
Мне бы подняться по этой же лесенке.
Только уж больно ступени круты.


Талант
Владимир Калуцкий
Пытаюсь вновь пропить талант,
И ощущаю час от часа -
На мне такие удила,
Чем не взнуздали и  Пегаса.

Талант  - лихой кавалерист,
Весь в шпорах, латах и со шпагой -
Меня то задирает ввысь,
То отпускает ровным шагом.

Талант решает за меня
Куда поставить не копыто,
Считает он к закату дня
Что перебито, перепито.

Бармену, словно палачу,
За неразбавленное пиво,
" In vino veritas!" кричу
И бесталанно и фальшиво

И погружаюсь я в туман,
Снести не в силах этой ноши...

А может - это не талант,
А может быть  - и я не лошадь...

***

РОДИНА

Мягко дремлет память - недотрога,
Больно ей от жалостей и смут.
Я живу за пазухой у Бога,
Детство - имя Богу моему

Ветерок с утра - еще не ветер,
Мама мягко:
-С новым днём, сынок...

Почтальонка на велосипеде
Привезет районный брехунок.

Я прочту заметки об успехах,
Полюбуюсь на счастливых лиц.
В воробьином гнездышке под стрехой
Трону горку тёпленьких яиц.

Воробьиха будет бить по пальцам,
Применю в ответ коварный жест.
И пройдут по улице скитальцы -
Побирушки не из наших мест.

Будет день и солнечный и звонкий,
А под вечер, грусти дать отлуп,
"Королевою бензоколонки"
Заманит меня колхозный клуб.

И встаю с постели я без лени,
Новый день в себе зажечь опять.
У меня такое настроение,
Что готов я нищенку обнять!

Я калитку трону за сараем,
И отправлюсь в школу по меже.
Здесь давно никто не умирает.

Потому что умерли уже
***
ГЕКАТА

Ну, что сказать на сон грядущий?
Что день прошел , как сон пустой?
И я судьбой уже отпущен
К своей лежанке на покой.

Поглажу шерстку чёрной кисе,
Зевну, врастая в миражи,
Хоть я не то, чтоб уморился,
Или покоя заслужил.

Я просто прячусь от работы,
Поскольку так заведено,
И это спящее болото
Нам для забвения дано.

Наш сон, он - как лекарство в теле,
И как изгнание врагов.
Но кошка спит в ногах постели.
А ей забвение - от чего?

***

ЖЕСТЬ

Какая досада! Опять не успел,
Ни в Африку съездить, ни к другу на дачу,
Не слышал, как пел на углу менестрель,
Не видел, как бомж на углу насвинячил.

На шорты сменить не успел я штаны.
Да многое за лето сделать бы надо!
Я даже не видел затмения Луны,
Которая видела мой беспорядок.

Когда я, постели своей не убрав,
Лежал, соловьиною трелью расстрелян...
...Но в чем-то, пожалуй, я всё-таки прав,
И побомжевать не грешно менестрелю.

А лето уходит - беспечность растяп,-
И след истончается за поворотом.
И август толкает под локоть сентябрь:
-Жестянщик! Проснись и ступай на работу.

***
ВОЛЯ

Приставлен страж ко мне жестокий,
Прикрыл мне уши и глаза,
Определил дела и сроки
И направление указал.

И нет мне хода мимо стража,
Поскольку мир - всё та же клеть,
Где жить он не дает, и даже
Он не дает мне умереть.
***

ПЫЛЬ
А что есть мир? И что такое свара,
Когда людских не слышно голосов?
И мало мне всего земного шара,
Где ни души - до самых полюсов.

Где не с кем перекинуться словами,
А те кто есть - глухи или немы
Собой они потерянные сами,
Тюрьмы они находка и сумы.

И смысла нет в наборе книжных литер,
Коль всякий - член Чека или МАССАД,
И царствует пустынею Спаситель,
В которой больше некого спасать.

Мне это чувство горечи знакомо,
Когда и в счастье донимает страх,
И я не дома, даже если дома,
И я никто. И звать меня никак

РОДИНА
Клянут её слева и справа,
Чужие клянут и свои,
Несчастная наша держава
Ведёт затяжные бои,

На поле военных историй,
В подвалах заплечных бойцов,
Несчастью несчастием вторя,
Во вражье зажата кольцо.

Её отпевают поэты,
Обманывают шулера,
И песни печали при этом,
Над ней завывают ветра.

Не хлеб у неё, а картоха,
Не горб, а заплечный мешок,
И всё, что поганое - плохо,
И плохо всё, что хорошо

На дыбу её или в пламень
Готовы толкнуть, не любя,
И каждый за пазухой камень
Припас для неё у себя.

История ей - как стихия,
И я не боюсь вопрошать :
- Россия, Россия, Россия,
На чём же ты держишься, мать?
Размышление о Божием величестве по случаю лунного
Владимир Калуцкий
О Ты, гоняющий шары
На тёмном поле небосвода,
Мирами сдвинувший миры,
Кому покорствует природа,

Кто в свой небесный биллиард
Играет Сам лучами света,
Вбивая в  лузы звездных карт
Чуть запоздавшие планеты.

И зрю я дело  Игрока
Кто Сам, Невидим и Неведом,
Луну, в бессчетные века,
Толкает за Землёю следом

Но  не несите мне  кагор
И ни к чему мне лёд и виски:
Я  видел тень крыла  Его
На обнажённом  лунном диске

***

ЖАТВА. Петров день

К 75-летию Курской битвы



Я мышка-полевка с испуганным хвостиком,
И мне недоступно учение гностиков

О том, что мы сами себе выбираем
Дорогу в геену, тропиночку к раю.

Я здесь, на краю обгорелого поля,
Я в самой серёдке пехотного боя,

Где падают рядом с норою осколки,
Снарядов железных - и знойны, и колки.

Где монстры из стали плюются огнями,
Спаявшись телами, схлестнувшись стволами,

Где сбитый сапог каблуком на подковке
Всё ищет меня, недотёпу в сноровке.

И мне одинаково страху нагнали
Войну заварившие   Гитлер и Сталин,
Которые всё за меня порешили...

Я жертвою сгину в избушке  мышиной.
Я вашу войну не тянула к порогу.
И кто вам соврал, что вы жалостней Богу?

***

ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ

Наделённый вредным языком -
По велению сердца - не за страх,
Без  каких-то связей и знакомств
Я живу один  на хуторах.

Гость ко мне - дорожный ветерок,
На ночлег является звезда,
И волшебным сном через порог
Счастье   переходит иногда.

Там, за хуторами, за холмом,
Человейники и Интернет,
И жалеют все они о том,
Что меня там с ними больше нет.

Что не взять с меня живьем кредит,
Не загнать меня с ружьем в окоп,
Что я тем теперь и заменит,
Что для шишек  не подставил лоб.

Что я сам себе утроил рай,
Без пилюль и алкогольных снов.
Ты ко мне сюда не приезжай -
Мне и без тебя в степи тесно.

***
ЗЛО

Я не бог.
Но я божок -
Вестник рая.
Я сегодня книгу сжёг.
Не читая.
Потому что смысл таков
Всякой книге -
В них скрыта для божков
Их погибель
Здесь, наверное, вранье,
И такое
Что-то в книге не моё,
Не святое.
Нет молитвы в ней и притч
Нету даже,
Нет врагов и нет налич
Ности вражьей.
Вся анафема она -
Эта книга.
В ней - вселенская вина ,
Иго.
...И обложку сжёг огонь,
Где дымится
Имя друга моего -
Баснописца

***
РОДИНА

Страна византийского ряда -
Привычному миру укор.
В столице рулит император ,
В провинции - жулик и вор.

Гвардейцы стоят в карауле.
Мошну набивая вперёд,
Министры казну грабанули,
Попы обирают народ,

Монеты дешевле металла,
Мерцание вечных  огней
Как будто и не рассветало
Над Родиной бедной моей.

***
ОКТЯБРЬСКОЕ

"Господь наказывает исполнением желаний"
Нил СОРСКИЙ
...
И век прошёл. И уж который год
Одной покорной бесконечной тенью
 Всё ходят люди пред лицем Его,
Зовя себе водителя в спасение.

И ничего народы не спасло.
Была глуха водителя дорога,
Поскольку  власть - ничтожество и зло,
Особенно которая от Бога.
***

РАСПЛАТА
Откуда ощущение вины?
Я не убил, не крал вола и денег,
Трудился, потому, что не бездельник,
И защищал спокойствие страны.

Но глядя на картину во дворе,
С убийствами, молитвами и смрадом,
Себя я тоже ощущаю гадом
 Участвующим в дьявольской игре.

И не закрыть ни двери, ни окна,
Не спрятать взгляда, и не смежить вежды
 Поскольку грязь на ангельских одеждах,
И на копытцах чертенят одна.

И вижу я, запрятавшись в халат,
Как будто бы под крышку саркофага,
Что от меня во вред любое благо
 А значит - я и вправду виноват
***
МАТЬ

В веках такого не было доныне,
Не плавало предчувствием во мгле
Чтоб русский умирал на Украине
Как на чужой и горестной земле.

Но сын погиб. И похоронен даже
Как будто он совсем не патриот.
И кто тебе поможет и подскажет,
И кто тебе слезу твою утрет?

Не тот ли господин полковник ушлый,
Что заманил наивного в наём?
И Родина взирает равнодушно
На горе безутешное твоё

И ты туда напрасно заходила,
Что б помолиться горестно о нём,
Где ложные горят паникадила
Бездушными электрическим огнем.
***

МОЛИТВА
 * Упаси меня Бог воевать на Гражданской войне.
 * Упаси меня Бог победить на гражданской войне.
 * Упаси меня Бог уцелеть на Гражданской войне.

 ...
Планета стонет от насилий,
Растет небесная пеня -
И если Ты призвал Россию -
То призови теперь меня.

И гну я жилистую выю,
Не убегая от огня,
И коль караешь Ты Россию -
То заодно карай меня.

Ты знаешь сам, что мы - стихия,
Живём, себя переменя,
И коль спасаешь Ты Россию,
То заодно спаси меня
***
ФАТУМ
Ни угроз, ни врагов - ни рожна,
И никто меня не уничтожит.
Смерть моя никому не нужна.
Да и жизнь моя, собственно, тоже.

***
ОСТУДА

А осень совсем не торопит,
Иду и не знаю куда.
Не нужен ей жизненный опыт,
Она не считает года,

Ей просто со мной интересно,
И я, перед нею нелеп,
Пою ей народную песню
 Про вольную русскую степь.

А в бликах неяркого света
 Пожухла трава на меже,
И будто бы не было лета.
И больше не будет уже.

Скользят обнаженные глины
 Под узкой подмёткой моей,
С наветрия дует мне в спину
 Щекастый разбойник Борей

 И звук - словно музыкой Вебер
 Нечаянно тронул орган.
А в чреве осеннего неба
 Уже шевелится буран.

***

ВЫМОРОЧНЫЙ ХУТОР

Я был на земле бродяга,
Прикончивший фляжку до дна.
Ушла из меня отвага
 С последним глотком вина.

А ночь стояла такая —
 Хоть в пузырьки разливай,
Да сполохами играя
Сверкал над землей громограй.

До хутора путь неблизкий:
Надеясь, что злость сорву,
Я посох  ладонью тискал.
Втыкая его в траву.

Не ждут там меня сегодня —
И завтра не будут ждать.
Хотя не чужой я вроде —
Там жили отец и мать.

Но вряд ли в окошке тусклом
 Мигнет для меня огонь —
В том доме темно и пусто —
Калитки его не тронь.

Не тронь у двери щеколду,
Порожка его не тронь.
Не пей из колодца воду,
Не жги в фитильке огонь!

Куда же спешу, бродяга,
На что же надеюсь я?
К тому ж опустела фляга —
Совсем как смысл бытия...

***
МИШЕНЬ
 Из записей  покойного отца- фронтовика.

...
Я был тогда мишень выбран,
Для пулеметного огня,
И жерла главного калибра
Плевались огненно в меня.

Меня бомбили самолеты,
Топтала во поле пехота,

В меня Германия стреляла.
И не попала.
Не попала!
 17 апреля 1944 года
***

КАПЕЛЬ

Я рождением февраль -
Так же ветрен и простужен,
Мерзну, прыгая по лужам,
И тепла дождусь едва ль.

И зиме уже не нужен,

И , как месяц,
Тоже враль...

***

НА МАРШЕ
 Из записей покойного отца-фронтовика

Оступаясь, на конной тяге
Батарея ползёт вперед,
Мокнут лошади-работяги,
С хрипом жилы рвут и живот.

Хлещет больно вода косая,
Липок глянцевый чернозем.
Коням отдых, пока стреляют,
Их  война -  в тишине кругом.

  12 ноября 1943 года

***

ПРОЩАНИЕ С БИРЮЧОМ

...им нет страданий при жизни их, и крепки силы их.
Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце.
(Псалтырь, 72.4,7)

...

В строгости классического стиля
Город ярок  памятью веков -
Славной  замечательных фамилий,
Красотою храмов и домов.

На него теперь молиться надо,
Не осталось на Руси таких!
Но крушИт историю кувалда
По вине бездушных и глухих.

И бессильны возгласы и вздохи.
Он лежит на склоне, павши ниц -
Беспощадный документ эпохи
С именами собственных убийц .

Их потомки помянут при этом,
Страшным словом, как библейский стих -
..................
 …..и других.

К палачам еще придёт расплата,
И Бирюч, униженный, сквозь стон,
Им напомнит славу Герострата -
Беззащитный русский Парфенон.

***

ГРЕХ
День рождения у подруги.
Ах, подруга хороша! -
Груди круглые упруги,
И мягка её душа.

Наше время - от заката
И до первых петухов.
От угла - вторая хата, -
Не закрыто на засов.

Я их города приеду,
Притушу свечение фар,
Я к избе пройду без следу,
В притяжении чудных чар.

Шелк узорный от Армани
Скинет , юркая, она,
Под иконою "Взыграние"
Опьянеем без вина

***
СПИЧКИ

Проклятый газ. Когда ж его взорвут!
Мне не хватает дровяного дыма,
Верните мне сухой печной уют,
Живой огонь, и доброту без грима.

Я не хочу, не принимаю моду
На наше старорусское табу,-
Мой дом, как инженерную колоду
Меняю на крестьянскую избу.

И в тот уют, который - не уют,
Я подниму ведерко из кринички,
Внесу дрова, встряхну в коробке спички!
И тени детства в доме оживут...

Проклятый газ! Когда ж его взорвут

***
СТАЛЬ
Пришла и робко села к печке -
Мороз трескучий на дворе:
-Я снег стряхнула на крылечке,
Мне просто зябко в январе.

В окошке лунный серп оскален,
И шар на елке раскалён, -
А мы по дому хлопотали
И позабыли про неё.

Бубнил в углу полночный ящик,
И каждый встречей окрылён -
Мы пили сидр за всех сидящих,
Но позабыли про неё.

Мы пили в дело и не в дело,
За бизнес, женщин без числа…
Она с добром на нас глядела,
А вот к столу не подошла.

Горели лица, души, свечки,
В нас жил невиданный полет.
И не заметили у печки
Исчезновения её.

Мы были люди из металла,
И ,не найдя у нас приют,
Любовь в другую дверь стучала,
В надежде, что её там ждут….

**********************************


Рецензии