О книге Все мы родня И. Ф. Горюнова

«Я не имею литературного образования, и не знаю, правильно или нет, но называю жанр свой художественно-публицистическим. События, о которых  пишу, происходили или происходят на самом деле в моей жизни, в жизни моих друзей, родственников и знакомых. Я осмысливаю их в поисках ответа на главный вопрос: «Зачем всё?»  И возникающие мысли сначала спать и есть не дают,  а потом и жить. Физически почти чувствуешь удушье, задыхаешься почти…» Так житель оренбургского села Нижнесакмарского Иван Федорович Горюнов объясняет свою многолетнюю потребность браться за перо. Желание высказаться всегда диктуется желанием быть услышанным. И если вы держите в руках эту книгу, возможно, исполнится и то, и другое. «Нам не дано предугадать…», но что совершенно точно – вы встретитесь с человеком неравнодушным, ранимым, с обостренным чувством справедливости, пытающимся понять смысл вещей и нашего присутствия на земле.

 
Жанровость произведений Горюнова порой трудно определить. Тексты его существуют внутри привычной парадигмы между документом, дневниковой записью, эссе, лирической миниатюрой, зарисовкой, очерком и рассказом. Границы часто нарушаются, стираются и исчезают совсем. Автор не гонится за «литературой», хотя в лучших своих произведениях движется к ней. Организующим началом всех этих разнородных, часто подчеркнуто публицистических высказываний становится голос автора. Обращаясь к различным событиям, историям и человеческим судьбам, он ведет свой разговор с миром.

 
Горюнов выводит на сцену целую галерею людей, встретившихся когда-либо на пути. Он словно один из героев его зарисовок дальнобойщик движется по жизненному пространству и по волнам памяти, фиксируя события, факты и создавая запоминающиеся портреты. Для Горюнова каждый человек это уже целый мир – неповторимый и уникальный, со своим ни на кого непохожим характером, привычками, судьбой, которая всегда непростая, многое в которой остается за скобками. Он пытается понять суть, нащупать дорожку и заглянуть в такую сложную область, как человеческая душа. Каждый раз, открыв в судьбе маленького обычного человека целую вселенную, Горюнов как величайшую потерю воспринимает его уход. Смерть словно подводит черту под событием или характером, делая их выпуклыми и многозначными.

 
Большинство из рассказанных в сборнике историй – об отце, матери, дальнобойщике, казаках-старообрядцах с их самотканой речью, о сельских бабушках, поющих не песни, а судьбы свои собственные, – лишены художественного вымысла, наверное, потому, что сама жизнь кажется автору неким откровением, а присутствие любого из нас на земле чудом. И задачу свою Иван Горюнов часто видит в том, чтобы остановить эти неповторимые мгновения чужой жизни, не дать им уйти в забвение. Люди, вы замечательны, добры, мудры и красивы в лучших своих проявлениях и по большому счету. И потому все мы родня в этой большой, яростной, огромной и грустной жизни! Это одна из сторон произведений, представленных в сборнике.


Желая высказаться и быть услышанным, автор пишет свою прозу, которую можно назвать так же, как одно из произведений: «откровения советского человека». В том, что человек этот в лучшей своей ипостаси никакой не «совок», не «ватник», не прибитый жизнью и унылый гражданин презренной «рашки», каким его сейчас рисуют, Иван Горюнов убеждает в полной мере.
Однажды я уже назвал его прозу исповедальной, не откажусь от этого определения и сейчас. В наивности, горячности суждений автора, в сердечной тоске по идеалу, его переживаниях и страданиях по поводу несовершенства мира и человеческой природы и своей в том числе главная особенность книги. Не успех и достаток любой ценой, не чужое и циничное «это твои проблемы!», привнесенное новым временем, а любовь и сострадание, чистота и милосердие, совесть и уважение чужого достоинства – то, что отличало и отличает советского человека. Не продукт идеологического воспитания имеем мы в виду, а личность, жившую в советские времена, хотя и безбожной средой взращенную, но и  сохранившую лучшие качества своих предков, исповедующую ценности, которые выше личного самоутверждения и достатка. «Где сердце твое, там и богатство твое!» - эта библейская истина не звучит напрямую со страниц книги Ивана Горюнова, но логически вытекает из всех его произведений, воспоминаний, переживаний и становится их философским фундаментом. Гражданин советского времени является перед читателем со всеми своими достоинствами и недостатками, раздираемый противоречиями между  заявленными обществом идеалами и попранием их в реальной жизни.


«Меня не покидала мысль, почему за всё надо обязательно бороться? Почему нельзя просто пахать и сеять? И что это за планы партии на пятилетку, если их можно выполнить за три года? Планы плохие или те, кто так планирует? А ответ прост, очень прост: если бы не борьба, зачем тогда туча бездельников–аппаратчиков нужна?!» («Председатель»)
«А что с нами делать? Жили, как все: верили – не верили, грешили чуть-чуть, ну, в храм ходили, только когда прижмёт. Если и врали, то считали, что в меру, приворовывали: а почему не украсть – другие вон как гребут, молчали, когда надо было кричать, на женщин других поглядывали, ой, да много чего делали! И вот куда нас Господу поместить? Мы вон и головку на столбе повинно склонили, когда сунули нас в исподнее души нашей. Но только кажется мне, что нераскаянно склонили, и жаль, что поздно…
И всё-таки: дай силы, Господи!..» («Украли тельняшку»)


Эти и многие другие вопросы нравственного, этического и социального плана пронизывают ткань повествований сборника. Но не для того задает их автор, чтобы создать дистанцию и возвыситься над остальными, не как судья времени и людям он выступает, а как свидетель, стремящийся жить по совести и божьей правде. Безжалостен Горюнов на этом пути и по отношению к себе, и потому стремление взяться за перо во многих случаях продиктовано желанием высказаться, выговориться и, по-русски рванув рубаху на груди, самому покаяться перед своими ближними и дальними, в памяти живущими людьми, перед предками своими и односельчанами, историю которых он чтит и хранит, перед всем белым светом – иначе замучает совесть, не даст жить спокойно.
«Милостыня нужна больше не нищему, а тому, кто даёт её, так как является оценкой нравственного здоровья дающего, оценкой его способности сострадать ближнему, помогать ему. Другое дело, что нищими стали и бездельники, и само нищенство стало профессией, где специально физически калечат людей, дабы увеличить сборы, но это грех уже их. А я что же? Здоров нравственно?» («Милостыня»)


Сомневаясь в собственных достоинствах, автор ни на минуту не сомневается в ценности убеждений и нравственных императивов. Его возмущает смутное и безжалостное время с его отношением к священной памяти о войне и солдатах, победивших в ней, но побеждённых сегодняшним отречением и равнодушием. Он не принимает мир, в котором рушатся прежние идеалы, и даже обычные добрые человеческие отношения, отменяются кодексом поведения нового мира, где кто сильнее, тот и прав, а честность и доброта – удел бедного и слабого.
В этом смысле произведения Ивана Горюнова – уникальный человеческий документ, свидетельствующий об уходящей и ушедшей уже эпохе и человеке ее представляющей в народной своей глубине, хранителе ее нравственных и духовных устоев.

 
Что же случилось со всеми нами? Что мы утратили, а что приобрели в новое время? Что было не так, а от чего нельзя вовек отказываться и за что надо стоять насмерть? Сборник Ивана Горюнова не дает прямого ответа на все вопросы, но помогает увидеть то главное, глубинное, что живет в нашем человеке независимо от времени и идеологии и что кратко называется совестью. Если будет она в нас, если не утратим ее вопреки вызовам времени, то сохранимся как народ, имеющий право на существование и уважение. И означать это будет, что все мы – родня!
Александр Старых,
член Союза писателей России,
кандидат филологических наук.


Рецензии
Спасибо Вам!
Да, написать книгу сложно. Но наверно ещё сложнее,
чтобы она была понятна и принята читателем. Увы!
Это не всегда достижимо. Но всё же, садясь за такой
тяжелый и ответственный труд, ты должен быть уверен,
что её содержание будет понятным читателю. А если к
тому же она касается твоей жизни и работы (службы),
то тут ответственность вдвойне.
Так наверно получилось и у меня. На переломе своей
судьбы я не мог не поделиться своим опытом, своим
видением проблем в нашей среде, приведшим к большим
издержкам.
Видимо, я был малоубедителен, а, быть может, слишком
много приоткрыл неудобной правды. Но... получилось
так, что не достучался до своих коллег, а жаль...
Мои коллеги по форуму "проза.ру" и "стихи.ру" делятся
со мной написанным (за эти годы получил много книг от
них). Да и сам некоторым из них высылал свои книги.
С Вами хотел поделиться только одной из своих встреч с
творческими людьми, сыгравшей для меня много важного:

http://proza.ru/2015/08/09/1083

С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   21.12.2021 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий! Книга есть у меня и в эл. виде. Скиньте эл. адрес в личку, я смогу переслать. А насчёт достучаться....да, не всегда удаётся, и что самое удивительное, чаще всего, среди детей своих. Ссылки прочту.

Иван Горюнов   21.12.2021 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.