Актёр двадцать первого века

(Размышления у театрального подъезда.)
   Испытываете ли вы потрясение от актёрского мастерства сегодня, в конце второго десятилетия двадцать первого века?  Нет?  Вот и я не испытываю. Редкий современный актёр владеет сегодня выразительной речью. В большинстве случаев я слышу только текст.  Сидеть на тексте основной дилетантский приём современного актёра. Воздействие осталось в стенах института к началу третьего курса после сдачи зачёта по сценической речи. О взаимодействии что-то слышали, но забыли. Работа над ролью ограничилась запоминанием текста. Ни тебе обстоятельств, ни тебе присвоения, ни борьбы, ни обороны  (не путайте со сценическим движением).  Что случилось с современной режиссурой? На афише читаю привлекательное название, с трудом добываю место… и разочаровываюсь. Кроме названия, больше ничего привлекательного. И даже талантливый актёр, с багажом ролей за плечами, обласканный и облизанный, тонет в окружении недоученных актёров или ремесленной режиссуры. Мне хочется подрасти на спектакле, как некогда, но режиссёр и актёры меня пытаются укоротить. В итоге после каждого посещения театра последних сезонов я уходил пустым и разочарованным. Кризис?  Для актёра, режиссёра, музыканта и художника кризисом может быть только отсутствие вдохновения. 
   Пойду-ка, я в актёры, думает некто молодой и привлекательный… оканчивает, получает корочки и бац, кроме привлекательности ничего, а со временем и привлекательность испарилась.  А ничему так и не научился.  Я знаю многих талантливых актёров и режиссёров, которые на профессии поставили жирный крест лишь по тому, что их дар не востребован. Сегодня скорее играют в искусство, нежели им занимаются.  И в большинстве играют те, кто имеет возможность финансирования. Попадаются сподвижники, но чаще дилетанты. Владеют идеей, но этим и заканчивается. Воплотить замысел не хватает знаний и опыта. И, тем не менее, мне радостно от того, что некоторые молодые и зрелые люди иногда задаются мыслью о профессии и пытаются в ней разобраться. Но главное в профессии любого художника (актёра, режиссёра, музыканта)  взращивать свою Идею (ради чего) в тех, кому вы обращаете свою мысль.
   Зрелищные, технически оснащённые, очень дорогие представления оставляют зрителя зачастую пустым. Но, случаются неожиданные встречи с профессионалом, который в одиночку достаёт вас, будоражит мысль, не оставляет в покое долгое время, заставляет вас размышлять, а возможно и находить ответы. Воздействие, вот что сегодня отсутствует в искусстве. Авторитарность подменила всё! Человек перестаёт самостоятельно думать и делать выбор. Всё придумано на любой «чих». Я в этом усматриваю новый вид рабства. Причём, добровольного. Девиз: «хлеба и зрелищ»  устраивает господ и рабов! Но, к чему, в итоге, привёл такой путь?..  К интеллектуальному обнищанию. Форма побеждает содержание. Общество приобретает суть стада. И если в нём появляется «паршивая овца» её уничтожают. Идёт великая, на мой взгляд, битва авторитарности (искусственного инструмента подавления интеллекта) и искусства (генератора творческой мысли, питающей прогресс).  Перед актёром двадцать первого века, как главного проводника, инструмента воздействия,  стоит главная задача выбора!  С кем он станет взаимодействовать?  С авторитарностью (превращаясь в ремесленника) или с искусством (сохраняя одержимость, накапливая опыт воздействия, превращая своё мастерство в эталон профессии).   Выбор за вами, господа актёры!


Рецензии