Светлана

Откуда взялось имя Светлана

Свят - убереги от сглаза и греха, как слово оберег.
Свято - праздник
========================

Откуда взялось имя Светлана

     Слово Светь имеет заветный смысл, оно означает Весть от Бога. Только присутствие Света-Вести усиливает понимание сути видимой нами светлой части мира, из которой Бог созидает всё по Своему плану.

     Но так просто этот термин именем Светь пониманию не поддаётся, нужно войти в состояние прозрения духовного, которое приходит в процессе упорной душевной работы, когда путь этой работе освещает Совесть, согласие с Совестью, когда только эта работа и становится духовной.

     Вести духовного мира создают содержание понятия Дух, это идеи, принципы, цели, направляемые на воплощения Божественного. Стать Человеком можно только имея Совесть.

     С одной стороны, слово Светь имеет длительную историю, но не в качестве имени, а некоего термина, может быть прозвища, по той причине, что слово свет хорошо сочетается с другими словами-понятиями. Однако в двадцатом веке слово свет, соединившись со словом лана, стало популярным именем, и теперь не воспринимается как составное, оно являет собой самостоятельное слово, однокоренное.

     Имя Светлана имеет множество вариаций: Светулек, Светик, Светюля, Светюльчик, Светланка.

     Понятие свет в качестве имени встречается практически у всех народов. Клара (нем.), Клэр, Кьяра, Кларис, Кларисса, Лючия (итал.), Равшана (тадж.), Нурия (казах.), Фиона (кельт.), Фаина (греч.).

     У индусов имя Швета имеет божественное происхождение, она является матерью восьми слонов, которые стоят на восьми румбах компаса, где поддерживают и охраняют землю. Текущая калпа Брахмы называется Швета-вараха-калпа. То есть время Серебряного Света. К тому же бог Вишну возлежит на белом, цвета Луны, серебряном острове, гигантском континенте света и снега Швета-двипе посреди молочного океана. На этом острове, кстати, живёт раса людей, верящая в единого христианско-языческого Бога.

     Что касается церкви. Она не признаёт этого имени и в святцах его нет. При крещении Светланам дают имя Фотиния, что в переводе с латинского и означает свет или имя Лукерья, что в переводе с греческого тоже означает свет.

     У имени Светлана есть два корня: свет и лана. С первым корнем связано достаточно много мужских имён: Светозар, Светлан (болгар.), Святослав.

     Свет со времён Руси связан со словом святой, совет, если верить этимологическим словарям. Отсюда можно протянуть линию к термину ведать, и учению Веды. От одного из вариантов слова свет-совет происходит термин сват, сватья, то есть советчик по любовным интригам, освещающий путь в таком тёмном деле, как любовь. Также смысловой основой слова является ветать, вече, ведать, сведать, светить.

     Второй корень лан имеет несколько расширений для первого корня.

     По одной из версий лан может означать широкое пахотное поле. Таким образом, древний автор этого имени, возможно, имел в виду некую богиню, которая освещала плодородную русскую землю.

     Согласно другому объяснению корень лан тянет к слову ланиты. Так раньше называли девичьи щёчки, получается светлые щёчки.

     Ещё один вариант ведёт нас к лани, одному из вариантов женской особи оленя. В этом случае получается светлая лань. Лань в русо-славянском фольклоре всегда соотносилась со светлыми женскими образами.

     Можно объяснить происхождение имени Светлана от соединения слов Свет и Луна. Луна считается общеславянским словом, имеющим древнее индоевропейское происхождение. У древних славян, а также у арийских племён, луна обозначала такие лексические расширения как, луч, луксна, люкс, лоск, лана, и относилось к женскому роду, обозначая что-то белое, блестящее, молочное, светлое.

     Возможно, в имени Светлана соединились два понятия чистоты из разновременных религий, более поздней со светом и ранней с луной. При этом, как всегда происходит в культурологии, когда поздняя культура накладывается на раннюю, то термины ранней культуры приобретают тёмную окраску и являются неким фоном для аналогичных терминов более поздней культуры. Так и получилось в соединении слова света с аналогичным ему по древнему смыслу словом луна, слово света заняло доминирующую первую позицию. А луна, как и положено более древнему светилу, пусть светит ночью и следует за солнечным светом. Тут уместно было бы вспомнить баснословный материк Швета-двипа из индийской космологии, который имел серебристый цвет Луны.

     С Луной нередко связывали понятие погибели, падения. И Светлана в этом случае могло обозначать возрождение, оказание помощи, благотворительность.

     В одном из расширений имени Светлана встречается вариант с личностью, то есть с именем. Тогда получается Света-личе, Света-лицо, то есть Света-имя, что указывает на то, что носитель этого имени является важным членом общества, относимым к элите. В этом случае это скорее всего элита культурная, связанная со знаниями, но не религиозная, ремесленническая или торговая.

     Надо отметить, что во многих вторых корнях к корню света наблюдается табуистический смысл, то есть первый термин запрещает второй и наоборот.

     В Советские времена имя Светлана связывали со словом советский, советы. А также связывает нас со словом свет, имея в виду, что в ходе индустриализации дома получили электрический свет.

     Впервые имя Светлана в литературе появляется в 1802 году у Александра Востокова в его романе «Светлана и Мстислав». В 1813 году В.Жуковский сочиняет балладу Светлана, на сюжет которой в 1836 году Карл Брюллов рисует картину под названием Гадающая Светлана.

     Приблизительно в это время имя Светлана начинает выходить за литературные пределы. Этим именем называют фрегат Светлана, командиром которого стал великий князь Алексей Александрович, отправленный в плавание Александром Вторым, который был против брака своего брата с дочерью В.Жуковского. Несколько предприятий того времени также удостоились имени Светлана.

     Вообще, начало 19-го века ознаменовалось появлением множества выдуманных имён на основе древнерусских слов, к тому времени уже выходивших из лексического оборота. Литераторы искали новые сюжеты, а вместе с ними создавали новые имена. Так, помимо имени Светлана, в культурно-лексический оборот были запущены и многие другие искусственные имена. Это Приятна, Мстислав, Добрада.

     Постепенно имя Светлана получает распространение и в народе. Однако по популярности оно было не сравнимо с классическими именами, типа Мария.

     Имя Светлана стало популярным после того, как Сталин дал имя Светлана своей дочери, в замужестве Аллилуевой. Оно стало считаться пролетарским, поскольку ассоциировалось со светом революции и светлым будущим Советского Союза.

     Тем не менее, настоящий бум этого имени приходится на 60-70 годы 20-го столетия. И этот бум уже трудно объяснить с точки зрения политологии, конспирологии или культурологии. Каким-то образом народ стал воспринимать это имя своим.

     Считается, что имя, если женщина носит его сызмальства, в некотором смысле участвует в формировании характера его носителя. Имя Светлана формирует, как правило женщину трудолюбивую, самостоятельную, стремящуюся к этическому воплощению своей ямости. Но в ней присутствуют всегда две ипостаси, позволяющие проявляться в Светлане добру и злу.

     Эта противоположность как раз и заложена в табуистическом происхождении имени Светлана, где Свет и Луна спорят друг с другом за обладание первенства.

     Надо сказать, что само имя Светлана как раз и получило необычное распространение именно в Серебряную эпоху, кальпу, по космологии индусов.

     Светлана легка, светла, общительна, почему и пользуется уважением в своём окружении. Но во мгновение ока она может проявить себя как женщина властная, авторитарная, требующая от своего окружения следования именно своим целям.

     Изредка, по мнению психологов, Светланы встречаются безвольными, равнодушными к людям и обстоятельствам, но весьма способными к ведению хозяйства. Эта характерность связана именно с тем, что в имени Светлана присутствует элемент широкого поля. Этот термин не выражает собой активности, не призывает к действиям, но тянет его обладательницу к хлебосольности, к хозяйству.

     Любой из вариантов характера Светланы во многом зависит от того воспитания, которое ей дадут родители. Однако, в основном, свой характер Светлана формирует самостоятельно, поскольку имя это в обеих своих ипостасях-расширениях имеет божественное происхождение.

     А Боги воспроизводят себя сами.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.