Немного о гаремах

Я не большой любитель сериалов, вернее, можно сказать, их противник. Но я живу в окружении членов семьи и волей - неволей вижу и слушаю, что смотрят в нашем доме. И в течение почти трех лет, заходя в гостиную, видел, как жена и дочь смотрят турецкий сериал на канале «Домашний» под названием «Великолепный век».  Иногда я смотрел некоторые сцены в фильме, слышал реплики героев, и,  в конце концов,  понял, кто есть кто в этом сериале.  И меня стало интересовать, что за люди в гареме султана. 

Я думаю, что этот материал не заинтересует мужчин, особенно тех, кто не смотрел этот сериал, показывать которые прекратили еще в феврале 2015 года.  Поэтому рассчитываю в основном на женскую аудиторию.  Он у меня появился пару лет назад, когда я еще не публиковался на литературном сайте Проза.ру.

Итак, что мне стало известно? Я стал искать в Интернете сведения о гаремах, кое-что нашел и хочу предложить вниманию своих читателей.
По словам автора сценария Мерал Окай, сериал вдохновили реальные события, произошедшие во времена правления султана Сулеймана Великолепного, величайшего полководца и реформатора Османской империи.

Сериал повествует о наиболее заметных событиях правления султана,  и о его взаимоотношениях с наложницей славянского происхождения Александрой, принявшей ислам,  и получившей имя Хюррем. Александра была взята в плен во времена набега крымских татар на её родной город,  и в 1520 году была переправлена в Стамбул, где оказалась во дворце молодого султана Сулеймана. Став любимой наложницей, а позже женой султана, Хюррем нейтрализует всех, кто может помешать в реализации её амбиций в султанате.

Оказывается,  гарем в исламских странах был четко структурированным институтом семейных отношений, где каждый человек занимал определенное место согласно социальному статусу. И положение бах-кадины (хасеки, старшей жены) – отнюдь не вершина в этой иерархии.

Как пишет в своей книге «Повседневная жизнь восточного гарема» Шапи Казиев, поначалу по мусульманским законам султан был вправе иметь до четырех официальных жен включительно, и они обладали равными правовыми статусами. Однако с течением времени этим условностям значения уже не придавалось,  и султаны при выборе жен и наложниц отдавали предпочтение рабыням.

Первым статусом, приближающим рабыню к заветному семейному очагу султана (а как пишут историки, каждая невольница мечтала удостоиться чести быть замеченной хозяином), был гезде. Гезде – рабыня, прислуживавшая родственникам султана или его вельможам. По сути это могла быть любая невольница в султанате, даже служанка одной из жен правителя империи. Если она понравилась султану, и он давал об этом знать, девушку готовили к ночи с правителем. В случае, когда султан оставался доволен после подобного общения с гезде, невольница переходила в гарем в статусе икбал (наложницы).

Последующей задачей икбал было как можно «результативнее» обратить на себя внимание султана, чтобы общение с ним впоследствии привело к смене положения девушки, и она стала кадиной-эфенди (женой правителя). Кадинами становились либо беременные, либо уже родившие султану наследника. Как известно, у султана мог стать наследником только мальчик, но не всегда рождались именно они. Родившая девочку икбал чаще всего бесследно исчезала среди многочисленного гарема.

Историки подтверждают, что между кадинами постоянно существовало соперничество в борьбе за главенство в гареме. Зачастую в подобных интригах участвовали евнухи и другие служащие. Поэтому жен султана стремились ставить в равные условия. Французский поэт, писатель и переводчик XIX века (в начале XX века гаремы были официально запрещены) Жерар де Нерваль оказался в числе немногих европейцев, которых допустили для «экскурсии» по гарему (сералю) и он оставил свои воспоминания об этом визите.

Нервилю, в частности, показали комнаты кадин. Француза удивило единообразие их размеров и убранства. Но европейцу рассказали, что даже конфеты женам султана покупаются абсолютно одинаковые, чтобы те не завидовали друг другу и по этому поводу.      

 Шапи Казиев пишет, что в условиях многообразия красивых девушек и молодых женщин (а в гаремы отбирались только лучшие, иногда в количестве до нескольких тысяч) статус фаворитки был изменчив. Если гарем был многочисленным, у сотен его обитательниц так и не получалось сблизиться с султаном: для общения с ним главная женщина империи, мать правителя валиде-султан отбирала тех, кто лучше всего преуспел в изучении Корана, искусств и других премудростей светской жизни.

Впоследствии тех, кто не удостоился внимания султана, выдавали замуж за госслужащих империи. Бывшие рабыни, получавшие за все время пребывания в гареме солидное денежное содержание, будучи образованными и остававшиеся целомудренными, весьма ценились подчиненными султана в качестве невест.

 Джеймс Клуг, автор книги «История гарема в культурах мира», пишет, что бах-кадиной или «султаншей года» в гареме могла стать родившая правителю мальчика, не обязательно будучи в статусе жены. На определенное время эта женщина даже получала право управления всем гаремом, включая наставниц наложниц. Мать потенциального наследника одаривалась деньгами, земельными наделами и другими материальными благами.

В книге Лесли Пирс «Имперский гарем: женщины и владычество в Османской империи» ее автор, в частности, рассказывает о колоссальном влиянии авторитета матерей султанов (валиде-султан), которые в Османской империи не только контролировали жизнь гарема, но и вершили государственные дела (время так называемого султаната женщин). Нередко решение о том, кто из матерей, родивших султану наследников, станет хасеки-султан, принимала именно валиде. У хасеки, пишет Лесли Пирс, было более привилегированное положение, чем у других жен – их покои располагались рядом со спальней валиде-султан, старшая жена получала лучшие меха, ткани и драгоценности, у нее имелся больший штат прислуги, чем у других жен. Размер денежного содержания хасеки превышал сумму, выплачиваемую сестрам правителя империи, в 3 или даже 4 раза. Нередки были случаи, когда хасеки со временем получали статус валиде-султан. Самые известные  из них в истории – Нурбану, Сафие и Кесем, пережившие своих мужей.

Из этого материала следует, и зрители сериала «Великолепный век» могут это подтвердить, что влияние валиде-султан на своего сына-султана было значительным. Но меня в этом сериале поразило еще одно обстоятельство. При рождении нескольких мальчиков один из них становился наследником, но чтобы между остальными его братьями и наследником не было вражды и междусобиц,  всех мальчиков умерщвляли. В этом был определенный резон. Вспомним историю Руси, когда дети князя после его смерти вступали в смертельные схватки за обладание большим наследством, что приводило к разорению враждующих княжеств, их ослаблению перед угрозой внешнего вторжения. Татаро-монголы по очереди вступали в схватку с ослабленными княжествами, и побеждали. Не смогли разрозненные княжества противостоять и польскому нашествию.

Вообще из истории мы должны делать уроки. К сожалению, наши правители поздних лет существования Советского Союза были плохими учениками по истории. Именно они разрушили могучую страну ради своих амбиций, и потом ставшие небольшими государства сразу попали под власть могущественных соседей.  Кто считается на международной арене с прибалтийскими государствами, которые стремительно теряют население, так как молодежь уезжает из страны. Или с Молдавией, Грузией, Арменией, Таджикистаном, Киргизией? Хорошо, у Азербайджана и Туркмении есть большие запасы углеводородов, которые помогают им откупаться от желающих отхватить от них кусок пожирнее. Украина, отколовшаяся от России, во что превратилась, рассказывать не надо.

Тоже самое произошло и с Османской империей. Как известно, Великобритания в сговоре с англосаксами по другую сторону Атлантического океана развязали Первую мировую войну, чтобы разрушить  империи, которые им мешали – Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую  и Османскую. Последняя, испытывавшая проблемы с 1908 года,  не очень хотела воевать со странами Антанты, но усилиями спецслужб Германии её вовлекли в эту бойню, и, проиграв в ней,  Османская империя распалась на ряд самостоятельных государств.  И неизвестно, если бы в ХХ веке были гаремы, смогли бы немцы обмануть османов? Женское сердце чувствительнее,  и ум изощрённее, чем у мужчин, и  валиде-султан дала бы дельный совет своему сыну не вступать в войну. 


Рецензии