Горгоновы лопухи, дракон и кукушка

Жила-была одна молодая королева. Она жила в прекрасном дворце, среди роскошных ковров и картин... А может быть, наоборот, дворец её был довольно скромный и даже готовить обеды ей приходилось самой. Это не главное. Главное, что её король вечно был очень занят, он воевал в далёких краях. Так что в роскошных ли или в скромных покоях, но жить королеве было грустно и одиноко. И ещё она очень скучала по родным местам, где прошло её детство.

А детство её прошло в маленьком замке тётушки-волшебницы, которая занималась воспитанием племянницы. Тётушкин замок стоял на вершине невысокого холма над чистым озером посреди живописной долины. Возле замка был сад. Склоны холма и берега озера поросли кое-где можжевельником и шиповником, часть долины занимал сосновый бор, часть берёзовая роща. К озеру с ближайших гор стекали ручьи. И на склонах, и на берегу и по всей долине было разбросано множество полян, на которых летом цвели колокольчики и зрела чудесная ароматная земляника. Ах как скучала молодая королева по сосновому бору, озеру, журчанию ручьёв и пению кукушки! Но особенно – по земляничным полянам, нагретым летним солнцем. Маленькая тётушкина страна так и звалась – Земляничная долина.

И вот однажды королева решила посетить свою тётушку в её замке. Не промедлив ни минуты она взяла с собой своего сына – юного принца – и отправилась в путь. Пока карета, запряжённая шестёркой лошадей, мчала их к замку волшебницы, королева без умолку расписывала сыну прелести маленькой долины и рассказывала о своих детских забавах.

Когда путешествие подошло к концу, королева попросила кучера остановить карету на повороте горной дороги, чтобы полюбоваться на волшебную долину издали. Принц с нетерпением выскочил из кареты, королева вышла за ним. Что же они увидели? Перед ними, как зелёное море, от края долины и до края колыхались листья каких-то гигантских растений. Как пена прибоя белели шапки цветов. Ни соснового бора, ни замка волшебницы на холме, ни тем более земляничных полян больше не было.

–О ужас! – воскликнула королева и упала в обморок.

Пришлось уложить её в карету и спешно увезти домой.

Долго после этого случая молодая королева болела, плакала и никого не хотела видеть. А юный принц был задумчив. Наконец он пришёл к матери и сказал:

–Милая матушка, ваше величество, позвольте мне отправиться в долину вашего детства, всё как следует разведать и, если возможно, вновь вернуть ей цветущий вид. Ведь я достиг того возраста, когда пора подумать о посвящении в рыцари. Может быть, спасение долины окажется подходящим делом.

–Не знаю, может ли прополка сорняков, даже гигантских, быть рыцарским подвигом, дорогой мой сын, – засомневалась королева, Мне кажется, ты мечтал о другом – о великанах, драконах... Но в Земляничной долине может оказаться и очень опасно, ведь мы не знаем, что там произошло.

–Если это не достаточно интересно или если это слишком опасно – мне всё равно. Ибо я собираюсь совершить это для Вашего спокойствия, матушка.

–Вот слова благородные и рыцарские, – воскликнула королева и прослезилась.

Получив благословение королевы, юный принц быстро собрался. Оставалось только попрощаться с матушкой-королевой и взять у неё на память шёлковый шарф на шлем. Он был ещё слишком юн, другой дамой сердца не обзавёлся. Затем принц отправился в путь, вооружившись лопатой, киркой и топором. Но меч он, конечно, тоже захватил.

Не успели крыши родного замка скрыться из виду, как началась ужасная буря. Бедного принца вместе с конём подхватил ураган, понёс и бросил на далёком морском берегу. Удивительно, но ни конь, ни всадник пр этом не пострадали. Только юноша собрал по берегу разбросанное оружие, осмотрел коня и подошёл к воде умыться, как вдруг увидел в воде отражение соседнего утёса и это отражение показалось ему очень странным. Он обернулся – так и есть! Вовсе не утёс нависал над берегом моря, а огромный дракон.

Это был исключительно крупный, старый и величественный ящер. Он жил не в пещере, потому что давно не помещался ни в одну пещеру. Он просто лежал на берегу моря, как гора. На хребте его рос молоденький сосновый лес. Дракон был очень стар, недавно он дожил до возраста неуязвимости, до которого драконы доживают очень редко, но дожив, могут никого уж больше не опасаться, ибо становятся полностью неуязвимыми. Принц этого не знал, обрадовался случаю совершить подвиг и бесстрашно напал на дракона.

Сперва ящер его не заметил. А когда заметил, стал очень смеяться, потому что меч отважного юноши щекотал его бока. Голова у дракона была не очень большая по сравнению с туловищем. Всё же, когда он прихватил принца за шиворот и поднял в воздух, юноше показалось, что он повис над пропастью на горном отроге.

Дракон поставил принца на вершину ближайшей горы и спросил:

–Что это за букашка щекочет мне бока?

Принц представился и сообщил, что странствует в поисках приключений.

–Тебе кажется, что я похож на приключение?

Принцу пришлось признать, что ему так вначале показалось, но что он уже изменил своё мнение. И всё же он не отступит, так как хочет стать рыцарем, а рыцари должны сражаться с кровожадными тварями.

–Ты снова ошибся, благородный малыш, – рассмеялся дракон, – я не кровожаден. Я – дракон-вегетарианец. Это гораздо полезнее для здоровья и спокойнее в отношении мести людей. Это – залог моего долголетия. Я питаюсь водорослями из моря. Иногда рыбой, для разнообразия. Но если ты непременно хочешь погибнуть героически, я могу на тебя наступить или бросить о скалы, – любезно предложил дракон.

Принц поблагодарил, но отказался. Героическая смерть не была его целью, ему хотелось прожить героическую жизнь. К тому же у него уже было запланировано одно важное дело. Дракон последнее время скучал, он стал расспрашивать принца о его делах и очень посмеялся, узнав, что юноше предстоит прополка. Принцу это показалось обидно, он сказал:

–Знаешь, дракон, тебе бы тоже не помешала прополка. Вон как заросла у тебя спина. Это просто неприлично – выращивать лес между лопаток.

–Да, – согласился дракон, – меня это тоже беспокоит. Боюсь, скоро я не смогу уже открыть крылья. Видишь ли, всё это выросло, когда я спал. Мы – драконы – спим очень долго, и чем мы старше, тем дольше. Вот так. У меня слишком короткие лапы, чтобы почистить спину от деревьев, а дыхнуть огнём я боюсь – уж больно получится большой костёр, не загорелся бы лес вокруг! Я ведь вовсе не хочу стать причиной гибели животных и людей. Какой я после этого буду вегетарианец? Вот я лежу и жду, чтобы пришёл какой-нибудь дровосек и выручил меня. За это я дам ему немножко сокровищ, у меня ещё смолоду припрятан в горах небольшой клад. Но что-то годы идут, а дровосека всё не видно.

–Я, конечно, не дровосек, – сказал принц, – но и у меня есть топор. Давай я тебе помогу? Заодно потренируюсь.

Дракон согласился. И принц старательно вырубил своим топором все деревья на спине дракона, вычистил лопатой землю и корни из щелей между огромными каменными чешуйками. Дракон был очень доволен, уже собрался искать свой клад, но принц отказался от сокровищ, так как не хотел себя обременять ношей, ведь ему предстоял ещё долгий путь.

–Ладно, – сказал дракон, – Но я не люблю оставаться в долгу. Может быть тебе когда-нибудь понадобится моя помощь, тогда дунь в эту дудочку.

Дракон отломил от своей чешуи маленький шип и протянул принцу. Шип оказался каменной трубой размером с половину турнирного копья. Отказываться было неудобно и принц приторочил флейту к седлу вместе с лопатой. Сел на коня и поехал дальше.

Долго ли коротко ли ехал принц и совсем заблудился. Тут ему навстречу вышла из леса старушка с вязанкой хвороста, да такой большой, что самой старушки было из-под неё почти не видно. Принц предложил ей довезти хворост на своём коне. Спешился, взвалил вязанку на седло и проводил старушку до её хижины.

–Не подскажешь ли ты мне, добрая женщина, дорогу к земляничной долине, спросил принц у старушки.

–А разве ты не знаешь, что Земляничной долины больше нет? – удивилась она.

Принц коротко объяснил старушке кто он и что собирается сделать в Земляничной долине. Та даже прослезилась.

–Знай же, добрый юноша, что ты сейчас говоришь с той самой феей – тётушкой твоей матушки, которая была раньше хозяйкой Земляничной долины. Так что ты мне приходишься внучатым племянником. Я очень рада тебя повидать. Но в Земляничную долину я тебе ходить не советую. Ты не справишься с горгоновыми лопухами. Даже мне не удалось с ними справиться.

–А как же случилась с Вами такая беда, тётушка? Кто виноват и могу ли я хотя бы отомстить обидчику?

–Ах, видно такая моя судьба – за свою глупость на старости лет жить в убогой хижине в чужом лесу! Кроме меня никто не виноват в моей беде! Я имела неосторожность оставить Земляничную долину без присмотра на пять лет, потому что мне, видишь ли, захотелось побывать у подруги за тридевять земель. Сначала-то я думала обернуться за год. Но мы так чудесно проводили время, что я никак не могла заставить себя отправиться в обратный путь. Когда же я вернулась, то застала долину заросшей горгоновыми лопухами. Было у меня одно такое растение в саду, для коллекции. Мне привезли его семечко с дальних островов и я очень радовалась, что оно взошло и выросло. Но я не знала, каким этот лопух может быть коварным! Без моего присмотра семена горгоновых лопухов сыпались во все стороны, прорастали, распространялись дальше и за несколько лет заполонили всю долину. А под ними ничегошеньки не растёт! Все мои прекрасные цветы погибли, погибли и можжевельник и шиповник, и сосны и берёзы, и уж конечно вся земляника. Так что нет больше Земляничной долины, а есть только Лопуховая пустошь. Вот это люди и называют «лопухнуться».

–Да уж, тётушка, Вы лопухнулись так лопухнулись, – покачал головой принц, – но я всё же хочу поехать в Вашу долину и посмотреть, вдруг да удастся что-нибудь сделать?

–Что же, если ты справишься с горгоновыми лопухами, то позови меня, я сохранила семена всех растений, которые были в Земляничной долине. Без меня ты ей прежний вид не вернёшь.

–Очень рад буду Вашей помощи! – заверил старушку фею принц.

Фея подарила внучатому племяннику яшмовую флейту, чтобы он мог подать ей сигнал о победе над лопухами. Вручила ему баночку эликсира, чтобы смазывать ожоги от горгоновых лопухов. А в провожатые дала кукушку.

Кукушка летела перед принцем день и ночь, день и ночь, конь его выбился из сил и сам принц уже едва держался в седле. И вот наконец перед ним открылась Лопуховая пустошь.

Принц поблагодарил кукушку, а она ему ответила:

–Рада была постараться для хорошего дела, ведь эта родная моя долина! Множество птиц и зверей живут в изгнании на чужбине. Все мы ждём от тебя подвигов и смотрим на тебя с надеждой. Против горгоновых лопухов мы ничего не можем сделать, они ужасно ядовитые. Но когда вы с феей станете сажать семена растений, мы тоже поможем вам. Позови меня и я приведу всех наших.

–Ты тоже дашь мне дудочку?

–Нет. Зачем? Просто прокукуй три раза и я прилечу.

Принц спустился в долину и оказался между зелёными стеблями такой толщины, что их можно было бы сравнить со стволами взрослых деревьев. Он взмахнул мечом и ударил по ближайшему стеблю. Стебель с хрустом переломился и ядовитый сок брызнул во все стороны. Принц едва успел закрыть лицо плащом. А конь под ним захрапел и отпрянул, так как несколько капель попали ему на шкуру и прожгли в ней дырки.

Дугой бы на месте принца отступил, но он был из породы людей неунывающих. Он сошёл с коня, замотался в плащ, даже глаза завязал маминым шарфом, сняв его с шлема, благо что тот был из тонкого шёлка – плотный, но почти прозрачный. Он рубил стебли топором, сёк их мечом, подкапывал лопатой, топтал железными сапогами... Ещё у него была кирка, алебарда и палица. Копьё у него тоже было, но против горгоновых лопухов оно не пригодилось. Прошёл день, другой, третий. На закате третьего дня принц стал изнемогать от усталости. Немножко ядовитого сока всё же проникло сквозь складки плаща и разъедало раны на его теле. Но к счастью он был уже на другом краю долины. Принц оглянулся и увидел, что все горгоновы лопухи лежат порубленные и растоптанные, и солнце садится в туман от их ядовитых испарений. Только замок феи на вершине холма печально вырисовывался на фоне заката. Принц вздохнул с облегчением, нашёл своего коня, добрался на нём до ближайшего горного ручья, умылся, напился, перекусил хлебом, данным старушкой-феей на дорогу, смазал элексиром свои ожоги и ожоги на шкуре коня и лёг спать с чувством выполненного долга.

К сожалению, когда принц проснулся утром, вся долина снова была покрыта лопухами. Они были ещё не очень большие и не цвели, но росли прямо на глазах. Тут дрогнул бы даже самый неунывающий человек. У принца потемнело в глазах от горя и ярости. Он снова закутался в плащ, спустился в долину и принялся рубить молодые лопушки направо и налево. На этот раз он управился за один день до заката. Но утром лопухи выросли опять. Так проходил день за днём, и однажды принц понял, что надо подойти к решению этого вопроса как-то иначе. Тем более, что элексир от ожогов у него практически кончился.

И тут он вспомнил про дудку, подаренную драконом. Он упёр её одним концом в землю, потому что держать на весу её было тяжело, и дунул что было сил. Раздался такой рёв, что даже горгоновы лопухи на Лопуховой пустоши содрогнулись. А через несколько минут в небе показался огромный дракон, верный своему обещанию. Он приземлился на пустоши и осмотрелся.

–Осторожно! Они ядовитые! – крикнул принц.

–Ничего, – ответил ящер, – для меня они безвредны, я такими лакомился как-то в гостях у морского змея. Они растут на островах далеко в море. Так это и есть твоя Земляничная долина? Вижу ты поработал на совесть. Только так ты с ними не справишься. Их нужно сжечь вместе с корнями, иначе они будут отрастать снова и снова.

–Вот я и хотел попросить тебя их сжечь!

–Правильно. Я буду рад, потому что, понимаешь ли, редко можно спокойно изрыгать пламя, чтобы никто не обиделся. А тут даже доброе дело получается. Но можно я сначала их всех съем?

–Тебе точно не станет плохо?

–Совершенно точно.

–Тогда пожалуйста!

И дракон принялся с аппетитом хрустеть ядовитыми листьями. Он подъел и те, что принц скосил за несколько дней борьбы. К вечеру с зеленью было покончено. Дракон вытянул толстую шею, открыл пасть и стал поливать долину огнём. Принц любовался горящей долиной и не успел крикнуть, чтобы дракон пощадил замок. Так что замок тоже сгорел. Но это уж, извините, издержки применения дракона для прополки. Зато лесного пожара удалось избежать.

На следующее утро никаких всходов в долине не появилось. Принц достал яшмовую флейту и поиграл на ней. К обеду старушка-фея тут как тут. Она принарядилась, причесалась и не была больше похожа на нищенку. А оглядев долину она так оживилась, что даже заметно помолодела.

–За дело! – скомандовала она.

–Одну минуту! – отозвался принц.

Он прокуковал три раза и скоро из леса к ним вышло множество зверей и вылетело множество птиц под предводительством кукушки. Фея очень обрадовалась таким помощникам. И работа закипела.

Нужно было вскопать землю, посеять семена, потом поливать их каждый день... Животные помогали в меру своих способностей – кто копал, кто делал клювом ямки и клал в них семена, кто носил воду. Принц мастерски научился пользоваться лопатой и киркой. Фея помогала работе волшебством, так что всё росло очень быстро. И к концу лета долина приняла прежний вид. Тут были и сосны с берёзами – правда ещё молоденькие, и заросли можжевельника с шиповником. Были лужайки с нежной травкой и разные цветы – колокольчики, ромашки, маленькие травяные гвоздички... И даже земляника заалела в траве.

–Ну вот, – сказал принц, – пора звать маму.

И он отправился в родное королевство, чтобы пригласить королеву. Вот она обрадовалась! Она уже не чаяла увидеть сына живым. А новости, которые он принёс, чуть было не повергли её снова в обморок. Но она удержалась, быстро собралась и прихватила с собой артель каменщиков, плотников и прочих мастеров, чтобы отстроить новый замок своей любимой тётушке.

До конца лета в Земляничной долине продолжался праздник. Осенью в королевство вернулся король и, не обнаружив жены, разгневался. Он отправился искать её и нашёл в Земляничной долине. Она встретила его такая прекрасная и весёлая, так ласково говорила с ним, так пела и смеялась, что сердце его растаяло и он тоже стал радоваться вместе с ней. Он тоже полюбил Земляничную долину и все они – король с королевой и принц – стали бывать у тётушки очень часто.

Так они и жили – счастливо и долго. И никогда больше не оставляли без присмотра ни долину, ни королевство. Чтобы те не заросли горгоновыми лопухами или чем-нибудь ещё. И король не оставлял больше королеву, чтобы она не скучала. И она больше не скучала.

А принца посвятили в рыцари и на щите у него красовалось отрубленное соцветие горгонового лопуха, дракон и кукушка. Кукушка этим очень гордилась, а дракон ничего об этом не знал, потому что снова заснул на много лет и на его спине уже снова начали расти сосны.


Рецензии