Логика религии
КРИТИК:
Религия имеет свои закономерности,логику? Как может ОДНОВРЕМЕННО иметь логику, то что имеет МИСТИКУ? Верую ибо абсурдно. Если есть логика - верить не надо, можно проверить логические выкладки и убедиться, что всё ОК! На основе подтверждённых фактов. Религия фактами и их эпирическим обосновнием вообще не интересуется. Это качественная, абсолютно принципиальная разница.
ОТВЕТ:
Что миф имеет свою логику -это давно установлено нашими исследователями и не только нашими. Вообщеданная проблема есть проблема психологии и философии, а не естествознания и физики. В физике невольно преобладает догматическое мышление, факт рассматривается как абсолютная объективность, физическое тело или процесс. В этой области так и должнобыть, всё правильно, анализируются явления, а не сущности. Но вопрос о соотношении рационального и иррационального начала требует диалектическогоподхода, что и осуществляется - наполовину в психологии и в очень большой степени - в философии. Оказывается, в рациональном скрыто иррациональное и наоборот, хотя есть случаи, когда они строго противостоят друг другу. Оказывается, что в мире существует много тайного, даже в принципе сущностно непознаваемого, т.е. познаваемого формально, не абсолютным образом. Абсолютного знания в важных,основополагающих вещах нет,большинство истин относительные. Каждый факт переживается и осмысляется субъективно и допускает ряд истолкований. Порою эти истолкования внешне логичны, но противоречат друг другу, какое толкование правильнее - это мы постигаем черездальнейшую практику и опыты. Философски рационализм выявил свою несостоятельность уже у Декарта, не смотря на все его успехи. Например, если взять мышление - существует рассудок, полезно-догматичный, но существует и разум с его диалектикой, неоднозначностью, связью сознанияс подзознательным. Мышление также связано со сферойчувств и эмоций. И мыслительный процесс редко бывает строго логичным. Вообще и логика покоится на недоказуемыхдалее аксиомах. Мы знаем что, но до конца не знаем как, сущность явления - мышления,зрения и т.д. Проверить логические выкладки не всегда возможно и не всякому. Деятельность человека в жизни во многом зиждется на вере, но вера эта не религиозная, а психологическая. Я включаю свет и верю, что он зажжётся, мой опыт лишь подтверждает эту веру. Как осуществляется процесс технически, я могу не знать. Но иначе дело обстоит у электрика, математика, учёного. В религии и в мистике есть своя логика, закономерности - почему думают и верят так, а не иначе. Другоедело, что религиозная логика с атеистических позицийчасто несостоятельна. "Верю, ибо абсурдно" - с позиции рационального ума это чепуха, в смысле религиозном оченьдаже логично. Ведьэто указывает именно на приоритет чувства, интуиции, веры надзнанием, говорит о подвиге веры - вопреки всему. Атеисты могут это отрицать, иначе это воспринимается верующими. Ошибочно ещё не значит не логично, только логика здесь специфичная, религиозная. Даже ошибочные логические связи - это логика, но логика ошибочная. Что религия не интересуется фактами неправда. Очень интересуется и желает использовать с пользой для веры. Только видит этот факт и истолковыает его религия по своему. Вообще, когда двое глядят на одно и то же,они видят не одно и то же...
Свидетельство о публикации №218101201534