Во что нам обходится профессиональный спорт?

Я много лет занимался спортом, но любительским. Нам выдавали талоны на питание на время соревнований, максимум 1,5-2 рубля в день по тогдашнему курсу (это были 70-е годы прошлого века).  Читал о контрактах заграничных спортсменов экстра- класса, но они тогда не поражали мое воображение. Например, суперзвезда хоккейного клуба «Чикаго Блэк Хоукс» Бобби Халл перед уходом в клуб конкурирующей с НХЛ Всемирной хоккейной ассоциации – ВХЛ, получал от клуба 40 тысяч долларов США. Это был 1972 год, и тогда доллар весил намного больше, чем в нынешнее время. Правда, за этот переход он получил круглую сумму в 100 тысяч долларов, но и она не идет ни в какое сравнение с контрактами нынешних звезд в хоккее и футболе. Пожалуй, лишь баскетболисты и бейсболисты  в командных видах спорта получают столько же. Плюс к этому надо добавить заработки за рекламу спортивных товаров. Но это в США, в Европе, где профессиональный спорт организован совершенно не та, как в России. Там львиную долю дохода клубы, которые платят высокие контракты своим звездам, зарабатывают на продаже входных билетов, на рекламе, от продажи прав на телевизионные трансляции, за продажу атрибутики с изображением своих звезд. Это очень большие суммы. Тот же туринский «Ювентус»,  куда перешел в это межсезонье знаменитый Рональдо, за продажу футболки клуба с фамилией Рональдо и его номером на спине, выручил несколько миллионов евро.

В нашей же стране все не так.  Лишь три клуба высшей лиги по футболу принадлежат частным лицам и содержатся за их счет. Это клуб «Краснодар», о котором речь пойдет ниже, клуб ЦСКА (владелец Гинер), и «Спартак» (владелец Федун). Хотя вроде как Гинер продал ЦСКА, но год назад он точно владел им.  Все остальные клубы или полностью, или частично содержаться на бюджетные деньги, т.е. за счет наших с вами налогов.  А вот как это происходит, речь пойдет дальше.

Выходка двух футболистов, избивших среди бела дня в кафе достойного человека, чиновника из российского министерства, при этом один из «героев» ударил его стулом, а до этого поколотивших ногами водителя автомобиля ведущей «Первого канала» ТВ,  подняла старый вопрос: кто и за что платит им зарплаты. Павел Мамаев выступает за "Краснодар", владелец которого – создатель сети "Магнит" Сергей Галицкий, а титульный спонсор – принадлежащая ему же кондитерская компания Constell Group. К нему вопросов у налогоплательщиков нет. А вот Александр Кокорин играет за петербургский "Зенит", владельцем и титульным спонсором которого является "Газпром". Значит, Кокорин получает существенную часть своего заработка фактически из средств государства.

Вице-премьер Ольга Голодец в мае 2018 года заявила, что государственные расходы на спорт в России – около 500 млрд руб. в год (более 0,5% ВВП), причем на спорт высоких достижений идет лишь одна двадцатая этой суммы – 25 миллиардов рублей. Остальное — на массовый спорт: спортшколы, спартакиады, массовые мероприятия.

Кажется, что эти цифры не очень сходятся с реальностью. Ведь один только 27-летний Александр Кокорин получает 2,5 миллиона евро в год, по текущему курсу - больше 190 миллионов рублей. А общие расходы клуба "Зенит", в котором все еще числится форвард, по оценкам специалистов, составляют примерно 180 миллионов долларов, то есть почти 12 миллиардов рублей в год - половина названной Голодец суммы.
Есть, правда, два больших "но".

Во-первых, расходы на "Зенит" не входят в ту сумму. Клуб спонсируется не из бюджета, он принадлежит компании "Газпром", 50,23% которой контролируются Российской Федерацией. То есть государство платит половину зарплаты Кокорина и других долларовых мультимиллионеров в бутсах, но не из бюджетов, а из своей части прибыли в коммерческом предприятии.

Во-вторых, "Зенит" не только тратит, но и зарабатывает деньги. Убыток клуба за 2017 год составил 231,4 млн рублей, это худший показатель за три года. Согласитесь, по сравнению с общим оборотом цифра выглядит не слишком значительной. И все же государство потеряло на этом проекте 116 миллионов, а на самом деле, я полагаю, существенно больше (об этом ниже).

А ведь это один только футбольный "Зенит". Есть еще масса профессиональных клубов, а также другие виды спорта, в том числе хоккей с его умопомрачительными зарплатами звезд. Спасибо Илье Ковальчуку, который  покинул принадлежащий "Газпром экспорту" (а значит, наполовину государству) СКА, где зарабатывал порядка 400 миллионов рублей в год, и Микко Коскинену, освободившему еще 170 миллионов. Но с нами остались Павел Дацюк, Андрей Марков, Илья Сорокин, Максим Шалунов и другие люди на коньках, получающие более 2 миллионов долларов в год, из которых налогами бюджет получает лишь 13% НДФЛ.

То есть проблема все-таки существует. Основные расходы на спорт государство несет не через бюджеты, а через как бы принадлежащие ему крупные компании. Но компании эти демонстрируют удивительную независимость от своих владельцев.

— "Госкомпаниям запретят спонсировать иностранные спортклубы", – заголовок апреля 2014 года;

— "Госкомпаниям запретят тратить миллионы на зарубежный спорт", - заголовок февраля 2016 года;

— "Газпром" заключил генеральный спонсорский контракт с немецким "Шальке 04", – заголовок июня 2017 года;

— "Газпром экспорт стал титульным спонсором "Аустрии", - заголовок августа 2018.

Да, спонсорство – это коммерция, это продвижение бренда, это, в конце концов, "мягкая сила", но факт в том, что российские деньги в сложных условиях противостояния с Западом тратятся, скажем так, не слишком патриотично и целесообразно.

Но вернемся к нашему российскому футболу. На государственном обеспечении находится примерно половина клубов, выступающих в премьер-лиге. Чемпион "Локомотив" – РЖД во всей их красе. Генеральный спонсор частного ЦСКА – государственные "Россети". Про "Зенит" уже говорил. "Уфа" просто принадлежит Башкирии и кормится из регионального инвестиционного фонда, "Ахмат" – из чеченского благотворительного, "Динамо" – это банк ВТБ, "Урал" и "Енисей" получают часть средств из региональных бюджетов… Объем государственных денег в премьер-лиге можно грубо оценить примерно в 25 миллиардов рублей. Ежегодно.

К клубам ФНЛ (второй по значимости футбольной лиге России) корпорации особого интереса не проявляют – их матчи не появляются на центральных телеканалах. В ФНЛ 20 команд, но лишь 4 из них обходятся без финансирования из местных бюджетов. Это дубли "Спартака", "Краснодара", "Зенита", а также петербургское "Динамо". Бюджеты клубов колеблются в диапазоне 120-700 миллионов рублей, долю регионов в них можно оценить примерно в 50%, остальное - на добровольно-принудительных началах дает бизнес. Зачастую, кстати, тоже с государственным участием. Округляя в меньшую сторону, получим 3 миллиарда государственных рублей в год.

А ведь есть и следующий дивизион, уже практически полностью находящийся на бюджетном обеспечении.

Есть хоккей с грандами СКА ("Газпром"), ЦСКА ("Роснефть"), и клубами помельче, не такими богатыми, которые объединяет одно – доля государства там обязательно найдется.

Чемпионат России по баскетболу так и называется – Единая лига ВТБ. Государственный на 60,9% банк вкладывает немалые средства в организацию соревнований, региональные бюджеты участвуют в оплате труда спортсменов.

Еще одна серьезная статья расходов – содержание стадионов, особенно тех, которые были построены к ЧМ,  и в большинстве своем находятся в собственности регионов или компаний с госучастием. Средняя стоимость такого содержания – 200 миллионов рублей в год на каждый стадион. Да, он дает и прибыль за счет проведения мероприятий, вот только не так много у нас событий, способных реально собрать целый стадион. На футбол в среднем приходит  от 5 до 10 тысяч зрителей, лишь на дерби с участием «Зенита», «Спартака», «Локомотива» и ЦСКА стадионы заполняются почти полностью. Но это так мало, по сравнению с 43 тысячами в среднем зрителей на английских стадионах, 38 тысячами на немецких,  и чуть-чуть меньше в Испании, Италии и Франции.

Доходов по другим статьям тоже не слишком много. В УЕФА считают, что от продажи телеправ российские клубы получают 8% дохода, от билетов – 3%, от спонсоров – 89%. То есть зарабатывать наши клубы могут только на продаже игроков, а это бизнес нестабильный и мутный.

Доходы хоккейных команд еще более сомнительны, в других видах спорта дохода почти нет. Упомянутая выше неплохая бухгалтерия питерского "Зенита" все же притянута за уши к международному "финансовому fair play", запрещающему клубу иметь слишком большие расходы. Можно не сомневаться, что в реальности потери сине-голубых заметно выше.

Но если корпорации могут позволить себе играть в эти игры, то руководители регионов, как правило, не рады подобной нагрузке. Многие регионы с удовольствием отказались бы от профессионального спорта, но существует давление сверху – людям нужны зрелища. Сколько критики было в адрес руководителей Пермского края в связи с неучастием клуба из столицы региона «Амкар» в очередном чемпионате страны в высшем дивизионе.

Добавим к этому неадекватные расходы на премирование спортсменов - скажем, хоккеистов по итогам чемпионатов мира (третьестепенное соревнование, уступающее по уровню участников и ведущим лигам, и Кубкам мира, и Олимпиадам с участием НХЛовцев). Большинство других сборных играют на этом соревновании фактически бесплатно – за страховку, суточные и небольшую премию от федерации в случае успеха. В нашей стране самые большие премиальные выплаты победителям, да еще им дарят квартиры, дорогие автомобили, что всегда освещается в СМИ.

Что же будет, если государство выйдет из игры? Запретит регионам и своим компаниям оплачивать досуг "хулиганов в бутсах"? Рухнет ли российский спорт?

Хоккей – да. Останется 6-8 команд высокого уровня, которые будут принадлежать гигантам типа "Лукойла" и "Норильского никеля". А вот футбол и баскетбол, где технические расходы намного ниже, вполне себе выживут, хотя, конечно, их конкурентоспособность на европейском уровне снизится. Спросите, почему? Да вы посмотрите, кто играет в наших футбольных клубах? Сплошь иностранцы, как правило,  темнокожие из стран Африки и Южной Америки, и отнюдь не звездные игроки.  Они на первых ролях, забивают голы, им аплодируют стадионы. А наши игроки, на вторых ролях что в футболе, что в хоккее,  как говорится, таскают рояль, на котором иностранцы играют.  Такая же ситуация в баскетболе, где наша сборная не всегда попадает даже на чемпионаты мира и Европы, не проходит отбор. Где уж мечтать о победах на Олимпиадах, как в 1972 году в Мюнхене и 1988 году в Сеуле.

А вот сборные, особенно футбольная, как ни странно, станут сильнее – топовые игроки перестанут вариться в собственном соку, где российский паспорт фактически обеспечивает место в составе, и научатся бороться за существование в трех-четырех лучших клубах России и в зарубежных командах.
Потеряет ли что-то зритель? Не факт. Да, уровень команд снизится, но многим интереснее болеть за парней из соседнего двора (так в свое время московское "Торпедо" получило исключительно верную торсиду в районе завода ЗИЛ), чем за гуляющих по клубам иностранцев.

Скажем, в США сама идея государственного финансирования хоккейного или баскетбольного клуба вызвала бы немалое удивление. Местные власти могут помогать с аренами, давать льготные ставки аренды и предоставлять другую помощь, но это очень небольшая часть общих бюджетов профессиональных команд. В то же время финансирование детского спорта там находится на весьма пристойном уровне, а осуществляется чаще всего как раз за счет муниципальных средств. Телега не ставится впереди лошади.

У нас же зарплата тренеров за пределами московского и питерского регионов – слезы. Один только  Кокорин за счет "государственной" части своего дохода мог бы содержать 2 тысячи футбольных тренеров с неплохой для регионов зарплатой 50 тысяч рублей. Глядишь, и сборная бы сильнее стала.

Сейчас в социальных сетях только ленивый не пишет об этих футболистах. Кто-то их защищает, только, к сожалению, сильных аргументов в их пользу пока не находится, а те, что предъявлены, нисколько не убеждают. Например, Владимир Жириновский проводит аналогию с Эдуардом Стрельцовым: зачем, дескать, нам ещё поломанные судьбы. Сравнение очень поверхностное, просто по принципу: футбольная звезда – правонарушение. Но кроме этой связки, ничего общего там нет.

Футбольный калибр в таких историях далеко не главное, но и не сказать о нём было бы неправильно. Стрельцов в 18 лет стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР, в 19 – выиграл Олимпиаду, в 20 – вывел сборную (гол плюс пас в решающем матче) на первый в истории страны чемпионат мира. Всё это – на тот момент, когда случился инцидент, стоивший ему шести лет карьеры. Чем подобным отметились в футбольных хрониках Мамаев с Кокориным? Хотя одному сегодня уже 30, другому – 27.
А возраст – это один из нефутбольных аспектов, на которые обязательно стоит обратить внимание. 20-летний и 30-летний – это, по сути, люди разных поколений. Один ещё дитя, хоть и переросшее, другой – зрелый мужчина, отец семейства. Первого ещё есть надежда перевоспитать, второго – едва ли. Это,  во-первых.
Во-вторых. Что на самом деле совершил Стрельцов, никто доподлинно не знает, очень многое говорит о том, что проступка, за который он отсидел, на самом деле не было. Что совершили Мамаев и Кокорин, видел весь мир: двусмысленности здесь допустить трудно.
В-третьих. Даже если согласиться с тем, что изнасилование в случае Стрельцова на самом деле было, этому есть хоть какое-то объяснение. Не оправдание, стоит подчеркнуть, – объяснение. Набор гормонов дан нам от рождения, и здесь речь идёт о том, что человек просто не совладал со своей природой. Но она, эта природа, человеческая. А сколько человеческого в том, что делала стая Мамаева-Кокорина? Какой хромосомой заложено стремление толпой унизить слабого? Причём с ремаркой, чтобы не вздумал подавать заявление. Кстати, Кокорин и Мамаев предлагали 5 млн рублей служащим кафе за видеокассету, которая зафиксировала их «подвиги».

Ещё сейчас в ходу слово «драка». Тот же Жириновский говорит: мол, наказать их за драку, и хватит. Или подруга Кокорина произносит вполне справедливое: «Стыдно, когда мужчина не дерётся». Но ведь никакой драки не было. Было подлое избиение – неужели разница непонятна?

Если бы они на самом деле подрались, им бы поаплодировали. Защитили бы в кафе китайца от скинхедов. Или разогнали бы толпу, которая в подворотне месит лежачего. Так они стали бы национальными героями! Да пусть хотя бы похлестались с другой такой же компанией. Не лучший, конечно, вариант, но с кем не случается. По крайней мере, их бы поняли. Но то, что сделали они, понять не получается. Это никакая не драка – это унижение слабого. Сознательное, групповое, а оттого особенно гнусное.

Представить Стрельцова в такой роли невозможно, как ни старайся. Он, как и большинство футболистов, и выпивал, и хулиганил, особенно по молодости. Но пинать в своре лежачего... Его называли человеком без локтей – настолько безобиден он был в обычной жизни.

А Кокорин и Мамаев уже отличились 2 года назад в кафе в Монако, устроив после провального выступления  сборной России на чемпионате Европы, где они выступали за нашу команду, грандиозную пьянку,  потратив огромную сумму денег.  И ничего, им только погрозили пальчиком. Слава Богу, что они оба не попали в сборную на чемпионат мира. Тогда наши бы точно не выступили так удачно.  Сейчас они хоть по 48 часов проведут в КПЗ, а потом дальше будет видно. Их клубы намерены разорвать с ними контракты, а Российский Футбольный Союз хочет  найти статью, которая запретила бы им играть в футбол вообще. Разве только во дворах с мальчишками.
А вот что о них думают в Англии, на родине футбола.
Джон Брэдли не относится к тем, для кого российский футбол понятие абстрактное. Он один из главных британских специалистов, который в теме. Вот его мнение.
 Конечно, я много слышал об этой истории, — говорит Брэдли. — Подобные штуки тут же разлетаются по миру. Тем более что Кокорин — человек с мировым именем, топовый нападающий как в РПЛ, так и в Лиге Европы. Неоднократно появлялись новости, что он может перейти в английский или немецкий чемпионат. Многие знают о его невероятных футбольных возможностях, но всё это меркнет на фоне его поведения.

— Что думаете о Павле Мамаеве? Вы ведь давно следите за российским футболом.
— С ним похожая история. Он очень талантлив. Я был удивлён, когда Слуцкий отпустил его из ЦСКА. Хотя для того, чтобы играть в таком большом клубе, который помимо домашнего чемпионата выступает и на международном уровне, нужна дисциплина. А его поведение как на поле, так и вне его,  оставляло желать лучшего. Всегда. Вспомните случай в Монако. Вот почему Мамаев никогда не станет великим игроком для своей страны.
лама 20
— Что с ними сделали бы в Англии?
— Ха-ха, они бы незамедлительно отправились в тюрьму! Наш закон не позволяет просто так бить людей на улицах. Никаких сомнений, что после такого их бы упекли за решётку. Футбол отошёл бы на второй план.

— В Англии были похожие случаи?
— Очень хорошо помню Джои Бартона из «Ньюкасла» — он попал в тюрьму, но не был отстранён от футбола. Был ещё Трой Дини. Он провёл некоторое время в тюрьме за драку на улице, но вернулся и стал одним из ключевых игроков «Уотфорда».

— Что помогло ему вернуться на поле?
— Очевидно, что время, проведённое в тюрьме. Но тут многое зависит от характера.

— И всё-таки в его истории не было дисквалификации от лиги.
— У РФС есть возможность выкинуть Кокорина и Мамаева из игры навсегда, но в Англии такого не случалось. Футболистов арестовывали, отстраняли, но не оставляли вне футбола пожизненно. Думаю, это было бы серьёзным решением для России.

— Если их дисквалифицируют в России, смогут ли они найти клуб в Европе?
— Тогда будет правильно, если РФС убедит ФИФА в международной дисквалификации. Восстановить карьеру им будет сложно даже после того, как они понесут наказание за поступок. Вряд ли кто-то захочет такого сотрудничества.

— Пожизненная дисквалификация — это правильное решение?
— Если они смогут показать и доказать, что хотят измениться в лучшую сторону и изменить ситуацию, если они действительно сожалеют и хотят исправиться, тогда достаточно двух-трёх лет. Но если им всё равно,  и они не будут показываться и давать свои комментарии, конечно, нужно дисквалифицировать их на всю жизнь. Если им нужно — дайте им шанс, если нет, выгоняйте их из футбола.

Вот такое мнение человека, который знает не понаслышке  профессиональный спорт вообще и футбол в частности.  Так что наш профессиональный спорт, который рождает таких непорядочных спортсменов, серьезно болен. И не видеть этого нельзя. Это и заставило меня взяться за перо, чтобы поделиться с читателями своими соображениями. 

P.S. Только что прочитал сообщение, что Тверской суд г. Москвы принял решение –заключить Мамаева, Кокорина и его младшего брата под стражу до 8 декабря т.г.  Это автоматически приводит к расторжению контракта с обоими футболистами, а клуб «Краснодар» собирается потребовать от Мамаева вернуть 30 млн евро. Вот итог карьеры футболистов, которые посчитали, что они выше закона,  и им все позволено. Надеюсь, это послужит уроком другим спортсменам, которые не в ладах со спортивной и гражданской этикой.


Рецензии