Борис царь Федорович

БОРИС ЦАРЬ ФЕДОРОВИЧ

Пьеса в одном акте.

Место действия — театральный гардероб.
Время действия – наши дни.
Действующие лица:
ГАРДЕРОБЩИК, РЕЖИССЕР, СТАРЫЙ АКТЕР, МОЛОДОЙ АКТЕР, МОЛОДАЯ АКТРИСА, НЕИЗВЕСТНЫЙ В МАСКЕ, ДИРЕКТОР ТЕАТРА.

ГАРДЕРОБЩИК за стойкой. Все остальные (кроме ДИРЕКТОРА) входят , идут к раздевалке. НЕМЗВЕСТНЫЙ молча стоит в стороне.

РЕЖИССЕР: Здесь всё и будет происходить. ( Гардеробщику) Как Вас зовут?

ГАРДЕРОБЩИК: Борис Федорович.

РЕЖИССЕР: Великолепно. Вы нам и нужны. Вы должны сыграть царя Бориса Годунова в пьесе Пушкина!

ГАРДЕРОБЩИК: Я?!

СТАРЫЙ АКТЕР: Вы считаете, царя должен играть непрофессионал?

РЕЖИССЕР: Артист – не профессия, а полёт духа.

СТАРЫЙ АКТЕР: Не поспоришь!

РЕЖИССЕР: Значит, снимайте свои царские одежды и отдайте Борису Федоровичу. ! ( Гардеробщику): А Вы свою ливрею снимайте. И облачайтесь в царя. Согласны сыграть царя?

ГАРДЕРОБЩИК: Конечно, согласен! Всю жизнь в гардеробе проработал! Вот и дождался своего часа!

РЕЖИССЕР: О, как я угадал! Я в Вас верю. ( Пожимает гардеробщику руку)

ГАРДЕРОБЩИК: Только я приверженец классического театра.

РЕЖИССЕР: Это ничего. Новому научаемся постепенно.

СТАРЫЙ АКТЕР: А кого буду играть я?

РЕЖИССЕР: У Вас будет еще более трудная роль! Вы сыграете Гардеробщика! В гардеробе должен быть гардеробщик.

СТАРЫЙ АКТЕР: Не понял!

РЕЖИССЕР: Что непонятно? Спектакль будет происходить не на сцене, а здесь, в гардеробе!

СТАРЫЙ АКТЕР: Здесь?!

МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!

МОЛОДОЙ АКТЕР: Гениально!

РЕЖИССЕР: Вот молодежь меня понимает! Мы воплотим, наконец, тезис Станиславского. Театр начинается с вешалки.

СТАРЫЙ АКТЕР: Боюсь, что он имел в виду другое.

РЕЖИССЕР (горячо): Что Вы знаете о Станиславском?! Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед! Самое страшное – это рутина. Пусть она идет на сцене. А подлинная история творится на подмостках! В гардеробах! В чем смысл идеи Станиславского? Гардеробщик – это царь! Это – бог театра!

ГАРДЕРОБЩИК: Да, да, да!

РЕЖИССЕР: А царь Борис – это гардеробщик. Он, по сути, обслуга при боярских кланах. Хотят — сажают его на престол, хотят – сгоняют.

СТАРЫЙ АКТЕР: В пьесе Годунов не таков.

РЕЖИССЕР (горячо): Что Вы знаете о Борисе Годунове?! Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед! В этом его трагедия Актёры никогда не играли его правильно. Значит, сыграет простой гардеробщик! ( Гардеробщику): Сможете?

ГАРДЕРОБЩИК: Постараюсь! Я люблю русскую историю.

РЕЖИССЕР: Я в Вас не ошибся. Переодевайтесь.

СТАРЫЙ АКТЕР (меняется с ГАРДЕРОБЩИКОМ одеждой): А я буду принимать шубы?

РЕЖИССЕР: Ничего подобного. Вы не будете их принимать – в этом весь смысл.

СТАРЫЙ АКТЕР: Не понял.

РЕЖИССЕР: Входят зрители в шубах. Видят царя Бориса в раздевалке. Вы – рядом с ним. Зрители еще не поняли, что истинный царь – Вы. Они пытаются отдать Вам шубы. А Вы – не берете.

СТАРЫЙ АКТЕР: То есть я кричу – Я царь. Шубы не ко мне!

РЕЖИССЕР: Ничего подобного. Вы не произносите не единого слова. Вы – молчаливый гардеробщик с душой царя. .. Жестами, мимикой, всеми актёрскими средствами Вы отвергаете шубы. Ваша цель – не взять ни одной шубы с царским достоинством! Играли Вы что–то подобное?

СТАРЫЙ АКТЕР: Никогда! Потрясающая роль!

РЕЖИССЕР: Еще бы. Мы войдем в историю мирового театра!

СТАРЫЙ АКТЕР: Зрители будут недовольны.

РЕЖИССЕР: Народ всегда недоволен.

МОЛОДОЙ АКТЕР (восторженно): Я понял. Публика сыграет роль народа. Роль массовки.

РЕЖИССЕР: Именно.

СТАРЫЙ АКТЕР: Но как же, люди весь спектакль в шубах …

РЕЖИССЕР: Народ должен терпеть. И потом, театр – это храм. Молитвенное состояние!

ГАРДЕРОБЩИК: Я не потерплю зрителей в шубах!

РЕЖИССЕР: Вы теперь не гардеробщик, а царь!

СТАРЫЙ АКТЕР: Гм. … Насчет народных сцен я понял. Ненависть потного народа к тирану Борису будет нарастать, а течение спектакля. … В конце бунт неизбежен. А как боярская дума? ( Указывает на гардеробную) Бояре здесь не разместятся.

РЕЖИССЕР: И не надо. Бояре будут висеть наверху, на цирковых трапециях.

СТАРЫЙ АКТЕР: Висеть?!

РЕЖИССЕР: Да, раздетыми полностью , голыми.

ГАРДЕРОБЩИК: В моем царском гардеробе?!

СТАРЫЙ АКТЕР: Совершенно голыми? Вроде это было уже …..

МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!

МОЛОДОЙ АКТЕР: Контраст с народом в шубах. Гениально!

РЕЖИССЕР: Это выявит горделивую и бесстыдную сущность бояр.

МОЛОДОЙ АКТЕР: А я?

МОЛОДАЯ АКТРИСА: А я?

РЕЖИССЕР : Вам, юноша, и Вам, барышня, тоже придется полностью раздеться голыми. Только Вы будете висеть на трапециях не в гардеробной, а прямо над публикой. Роли царевича и царевны предельно важны. Все сразу почувствуют их обнажённую обреченность.

МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Упаду!

РЕЖИССЕР: Не упадете. Вашу пластику, барышня, мы подробно продумаем.Я с Вами отдельно позанимаюсь. 

ГАРДЕРОБЩИК: Пластику?!

МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах.

МОЛОДОЙ АКТЕР:Пластика царевны... Это я упаду!

СТАРЫЙ АКТЕР: А Вы не боитесь, что публика будет отвлекаться от спектакля на голую царевну?

РЕЖИССЕР: Что Вы всего боитесь? Без обнаженной натуры нет современного театра.

СТАРЫЙ АКТЕР: Но у Пушкина нет такого … Хотя извините …. Что я знаю о Пушкине ….. Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед. ( Указывает на НЕИЗВЕСТНОГО В МАСКЕ). ) А это кто?

РЕЖИССЕР: О, я не представил. Это Ваш коллега из другого театра. Он останется неизвестным. Он будет играть монаха Пимена, который создал Самозванца и спровоцировал Смутное Время. Личность таинственная . Представитель мировой закулисы. Только в маске, никто не увидит его лица.

ГАРДЕРОБЩИК ( взволнованно): Негодяй!

РЕЖИССЕР: Самозванец – тоже Мистер Икс... ( Одевает маску) Эту роль я никому не могу доверить. Лжедмитрия придется сыграть мне. Мы в масках будем присутствовать во всех сценах, как всевидящее око. Творцы мировой истории.

ГАРДЕРОБЩИК: Мерзавцы. Враги Руси!

РЕЖИССЕР : Прекрасно! Вы уже входите в роль. Хотите попробовать монолог царя Бориса? Знаете содержание?

СТАРЫЙ АКТЕР: Вот, возьмите текст.

РЕЖИССЕР: Никаких текстов. Первая репетиция играется своими словами.Только почувствовать роль.

ГАРДЕРОБЩИК ) возбужденно) :Не беспокойтесь, скорей, скорей, начинаем!

РЕЖИССЕР: Отлично, начинаем. (НЕИЗВЕСТНОМУ ) Идите сюда и становитесь рядом со мной! ( Заходят в гардероб ) Тишина! Начинаем!

ГАРДЕРОБЩИК ( подражая царю из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». ) Аз есмь царь ! ( Ударяет посохом в пол ) Самозванца на царство?! Предательством заплатил за добрейшее ?! Повинен смерти! ( Стучит посох в пол. )

РЕЖИССЕР: Прекрасно!

ГАРДЕРОБЩИК ( в гневе) : Что прекрасно, пес поганый? Отребье – Отрепьев. Еретик, вор, цареубийца, гнойный прыщ, предатель Отечества. Изловить и повесить!

РЕЖИССЕР: Прекрасно!

ГАРДЕРОБЩИК ( в ярости) : Я тебе покажу – прекрасно! ( Хватает с вешалки длинный шарф) : Повесить здесь на самой большой вешалке! ( Подбегает к режиссеру, накидывает на него шарф и тащит по гардеробу)

РЕЖИССЕР: Позвольте… Вы что?

ГАРДЕРОБЩИК : Будешь лежать в скоморошьей маске на Лобном Месте (тащит РЕЖИССЕРА за шарф) : Я тебе покажу голую пластику! Ты у меня спляшешь на трапеции. ( Старому актеру ): Гардеробщик, помогай!

СТАРЫЙ АКТЕР ( в неистовстве) : Браво, коллега. Браво! Повесить его ! ( Бежит и хватает РЕЖИССЕРА за шиворот )

РЕЖИССЕР ( полузадушенный) : Вы с ума сошли!

ГАРДЕРОБЩИК: Заткни ему рот! ( Засовывают режиссеру в рот другой конец шарфа. )

НЕИЗВЕСТНЫЙ ( оживая) : Товарищи, что вы делаете?

СТАРЫЙ АКТЕР: Не лезь не в своё дело.

ГАРДЕРОБЩИК ( НЕИЗВЕСТНОМУ грозно ): А ты кто такой? Камуфляж то снимем, посмотрим - кто ты есть. Гангстер, отрепьевский прислужник, чертежник смут? Заморский шпион, черт свинячий? Сейчас и до тебя очередь дойдет! Вешалок у меня много. (Молодым актерам) Держите его,чада мои.

НЕИЗВЕСТНЫЙ (в ужасе): Мамочки! ( Бежит прочь )

РЕЖИССЕР( с завязанным ртом)(: Му - му - -му.

ГАРДЕРОБЩИК Молчи, висельник. Гардеробщик, помогай.

МОЛОДОЙ АКТЕР: Подождите … Я не понимаю…

СТАРЫЙ АКТЕР ( Привязывает шарф к вешалке): Нормально всё. Представляете – заходит публика. В раздевалке царь Борис, а рядом повешенный Гришка Отрепьев. Театр начинается с вешалки. Мы войдем в историю мирового театра!

МОЛОДОЙ АКТЕР: Гениально!

МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!

НЕИЗВЕСТНЫЙ (бежит и тащит за собой ДИРЕКТОРА ТЕАТРА): Скорее! На помощь!

ДИРЕКТОР (в белом колпаке с красным крестом): Что здесь происходит?

ГАРДЕРОБЩИК: Репетиция, господин директор.

ДИРЕКТОР: Почему здесь?

СТАРЫЙ АКТЕР: Ищем новые решения. Самое страшное – это рутина.

ЗАНАВЕС.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.