Как проходила отмена крепостного права
В Европе крепостное право было отменено раньше чем в России, и страна активно начала заниматься промышленностью. А отмена рабства (а крепостное право- это рабство), в США привело страну к обширной гражданской войне, выбраться из которой Америка смогла только с помощью России. И потому США сохранились как государство.
Любая смена порядка и обустройства государства приводит к масштабным изменениям во всех сферах жизни страны и в конечном итоге касается каждого. И страдают все, кроме темных личностей, которые умеют в мутной воде ловить рыбку.
Не стала исключением и крестьянская реформа 1861 года, которую долго готовило правительство. Но как ни готовило, а результаты оказались печальными: резко обнищало население, крестьянские бунты увеличились в три раза. Недаром результаты этой реформы были запрещены к обнародованию в течение 20 лет.
А через 30 лет вышла книга Мамина-Сибиряка, который раскрыл тему, и наиболее понятно стало из его романа, как именно происходило это действо с момента объявления манифеста и далее в течение десятка лет.
Книга называется "Три конца" и повествует о событиях в заводских поселках на Урале во времена известной реформы 1861 года, дату которой мы все помним со школы. А вот как это конкретно происходило, читатели узнают из произведений Мамина – Сибиряка со всеми подробностями.
В романе показано как, когда и где был прочитан народу царский указ, как было обставлено это торжественное событие, и как стали развиваться события дальше.
Автор заглядывает почти в каждый дом и каждую семью, будь она богатая или бедная, будь то простой рабочий или управляющий фабрики, священник или кабатчик.
Много внимания уделяет писатель раскольничьим семьям, повествует об их быте, жизни в скитах, обрядах и отношениях между собой и миром.
Собственно раскольники в скитах находятся вне закона. И это сказывается на их жизни и безопасности, особенно в период вольницы.
На примере судеб и поступков главных героев писатель показывает, как живет заводское население в период смены общественной формации, а также незадолго до неё и после.
Мамин-Сибиряк первый в России раскрыл эту тему, и первый написал о жизни заводских рабочих.
В романе также прослеживается яркая любовная линия героев и их религиозные убеждения.
Примечательно необычное название романа – «Три конца».
Словом "конец" здесь называется как бы улица или квартал, в котором живет однонациональное и монорелигиозное население. Так в романе три таких конца: кержацкий - где живут раскольники, туляцкий - где проживают потомки жителей Тульской губернии и хохляцкий (в авторском выражении писателя). В хохляцком конце живут потомки украинцев из Чениговщины.
Каждый конец живет со своим определенным бытом, даже размеры жилых домов, их внутреннее устройство и расположение на улицах отличаются друг от друга. Различаются также речь, одежда и отношения внутри семьи.
Отмечены яркие самобытные черты каждого конца, их достоинства и недостатки. Возможно, именно из-за этих отличительных национальных и религиозных черт характера указанного населения, Мамин-Сибиряк не изучался в школе, хотя его произведения обличают существовавшие тогда порядки и по сути очень интересны в историческом и этнографическом плане.
Все три конца стараются не пересекаться и недолюбливают друг друга, не создают совместных семей.
Однако все живут вокруг заводов и рудников, многие работают на этих предприятиях. Там и приходится народу общаться, да еще на ярмарках и в кабаках, где обсуждаются важные новости.
Живут все размеренной жизнью, работают, строятся, заготавливают на зиму корма для скотины, играют свадьбы.
В основном все население, кроме кержацкого конца, - крепостное. Их предки были сюда привезены из России еще две сотни лет назад для постройки дорог, рудников и фабрик.
А потомки продолжают здесь жить и работать, являясь всё также крепостными. Их жестко наказывают за малейшую провинность и держат за рабочий скот. Но кормят бесплатно и даже платят какие-то денежки, что позволяет женской половине населения в купе со своим хозяйством не работать и даже покупать "ситец на сарафан". Калеки, увечные, сироты получают, как и рабочие, бесплатный хлеб, потому нет нищих и бродяг на улицах.
Но вот пронесся слух, что идет воля всем крепостным крестьянам. Заволновались управляющие и простой народ, все гадают, что будет.
События в романе развиваются стремительно, как весенний поток в половодье. Рушится всё: фабрика разоряется и останавливается, беднеют семьи, процветает темный люд из воров, разбойников и убийц, по улицам толпами бродят нищие.
На примере своих главных героев из разных концов поселения автор показывает трагедию всего рабочего населения в период смены общественной формации. Бедность, голод, разорение повсюду. Недаром правительство ввело запрет на информацию о результатах тогдашней перестройки общества.
В романе пересекаются любовные и религиозные линии. Их истории захватывающе интересны и трагичны. Ярко с мельчайшими подробностями встают картины судеб многих людей.
Можно найти сходство состояния общества в наш период перестройки 90-х годов прошлого века с тем далеким временем, когда всё рушилось, образовывалась безработица и люди целыми селами уходили на заработки в соседние регионы в надежде на лучшую жизнь.
Роман расширяет исторические, этнографические, политические знания той эпохи, а также даёт информацию, как это было на самом деле и к чему привело. Хочется понять, почему реформа прошла не так, как было задумано, а «как всегда», «ведь хотели как лучше», а пришли к обратным результатам. Возникает вопрос, почему смена общественной формации происходит всегда кровавыми рывками. И возможно ли плавное, ненасильственное развитие общества.
Писатель не дает ответа на эти вопросы, а просто показывает реалии тех времен. Роман читается легко из-за прекрасного литературного языка, пересыпанного народными пословицами, поговорками и местным колоритным говором и оставляет яркое и сильное впечатление, как будто смотришь художественный фильм. Образы героев надолго запоминаются и как бы живут уже своей жизнью.
Свидетельство о публикации №218101200888