Хусаин Фаезханов

Хусаин Фаезханов
190 лет со дня рождения Хусаина Фаезханова (1828-1866) – знаменательная дата в российской культуре. Историк, этнограф, филолог, один из зачинателей развития татарского просвещения. Он принадлежит к плеяде нижгарских татар, оставивших и продолжающих оставлять яркий след в культуре, истории и литературе не только татар, но и России в целом.
О татарах Нижегородской области много информации  в произведениях М.Горького. Например, в автобиографическом рассказе «Смерть Макара», М.Горький упоминает о татарах своего края, как представителях осмысленной, упорядоченной жизни, чего он не может сказать о жизни людей своего окружения. Татары привлекали его своей сплочённостью, особым миропорядком, которому они неизменно следовали. Часто он ищет успокоения в их среде, справедливо полагая, что их жизнь устроена более надёжно.
Х.Фаезханов родился в деревне Сафажай Нижегородской области в семье крестьянина-лашмана. Несмотря на низкое сословие, к которому принадлежал, получил хорошее, по тем временам, образование в родной деревне. Ему посчастливилось тем, что жизнь пришлась на эпоху Просвещения, которое распространилось на все народы России.
Х.Фаезханов был шакирдом знаменитых теологов того времени, а к 1850 году, он, завершив учёбу в широко известном среди мусульман медресе «Марджания», стал единомышленником и ближайшим соратником учёного и основателя этого медресе – Шихабетдина Марджани.
Сотрудничал с известными учёными-востоковедами в Казанском университете: А.К.Казимбек, И.Н.Березин. В 1857 году был приглашён на факультет Востоковедения С.Петербургского университета в качестве лектора. В 1856 Российская академия наук направляет его для проведения исследовательской работы в архив Министерства внешних коммуникаций в Москву, затем он становится учителем арабской каллиграфии.  Избран членом Российского Императорского археологического общества и направлен в 1859 г. в город Касимово с этнографической экспедицией.
В 1861 году с сословия лашманов его переводят в сословие госслужащих. Участие в археолого-лингвистической экспедиции в Оренбургскую область даёт ему возможность изучить эпитафии на древних захоронениях, в результате чего он делает интересные открытия и выводы, касаемо истории развития тюркских языков.
Министерством Просвещения Х.Фаезханов в целях этнографических исследований был направлен в киргизские степи.
По пути домой из последней из экспедиций учёный останавливается в родной деревне - Сафажай, где и подстерегает его смерть. Так завершается его земной путь.
По своим просветительским приоритетам он примыкает к джадидистам, стремящимся к преобразованиям в области татарского образования. Самой несбыточной их мечтой была идея организации школ для мусульманских детей внутри России, где бы наряду с теологическим образованием, преподавали ряд светских дисциплин.
Несмотря на высокую степень грамотности среди татар, их знания, в основном, сводились к умению читать Коран и выполнять религиозные ритуалы, поэтому поступить в светский университет им было крайне сложно. По этой причине наиболее способные шакирды местных медресе продолжали, по обыкновению, своё образование в Бухаре, Самарканде и других городах, находящихся за пределами Российской Империи. Естественно, такие специалисты были оторваны от проблем местного населения.

Примечания
Нижгар – татарское название города Нижний Новгород
Лашман – крестьянская повинность, чаще распространённая среди нерусских народов со времен Петра Первого. Мужчин забирали на лесоповальные работы для строительства С.Петербурга и русского флота
Шакирд – учащийся или студент медресе, в зависимости от уровня 
Медресе - религиозное учебное заведение для детей мусульман
Джадидизм – реформаторское просветительское движение татарской интеллигенции, направленное на преобразования во всех сферах жизни народа. Джадид – новое, оно противостояло схоластам, которых называли кадим, кадимизм
Город Касимово – располагается в Рязанской области, название от имени хана Касима, которому когда-то принадлежали эти земли


Рецензии
Здравствуй, Дина!
Как человек с историческим образованием вспомнил в связи с этой статьёй, что касимовский татарин Бекбулатович был два года на Московском престоле в период правления Ивана Грозного, который посадил его на трон, чтобы показать всем что людям этой национальности он доверяет больше чем соотечественникам.

Рияд Рязанов   28.10.2018 09:11     Заявить о нарушении
Здравствуй, Рияд!
И спасибо за знания о Касимове. Именно так образовался этот город, а вернее, своего рода ханство. Татарские историки считают его искусственно созданным.
Как твоя книга? Тебя можно поздравить?

Дина Норбут   28.10.2018 10:00   Заявить о нарушении
Можно. Посмотри главу "Новое о Дураке на красивом холме". Там есть ссылка про бумажный вариант.

Рияд Рязанов   29.10.2018 02:57   Заявить о нарушении
Спасибо. Обязательно посмотрю.

Дина Норбут   29.10.2018 08:00   Заявить о нарушении