Искусство, наука и символ

Поэт из Уфы Лёша Кривошеев. Его статья и мой комментарий.

Статья:

ЗАБЫВАЕМЫЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА.(или язык искусства не есть язык науки)

Только искусство, в частности поэзия, изящная словесность вообще, обладает способностью дематериализировать знаки бытия и отображать (символизировать) живую реальность бесконечной жизни человеческого духа и мира, разомкнутого в вечность и жизнь совершенную.

Смысл искусства, живописи, поэзии - порождение (символизация) сущностей через созидаемые ей образы, а не натуралистическое отражение ограниченного, замкнутого на себе материального природного мира.

Мир материальной природы - мир уже редуцированный и автоматизированный, мир инертный и зависимый, мир, лишенный внутренней свободы и благодати, без которых нет языка подлинной поэзии, языка искусства вообще. Чтобы зарегистрировать эту подлинность, наука не располагает средствами, её можно только почувствовать. Это знает настоящий читатель, почитатель искусства.

Язык искусства, изящной словесности в частности - это язык символов, отображающих высшую - иную реальность. В символе ограниченный натуральный образ, отражение разлагается в бесконечный смысловой ряд, как и в функциональном понятии в науке. Но в отличие от научного понятия, имеющей дело с инертной материальной реальностью, сформировавшей человеческий интеллект, символ в искусстве отражает не столько царство интеллекта (хотя и его тоже), но символ-сущность в искусстве, будучи разомкнут в бесконечность, отображает ещё и образную живую вечность, не подчинённую, не подконтрольную науке, воле человека или его интеллекту. Языку (знаку) науки живая символика не доступна, никак ему не подвластна. Это вопрос не профессиональных амбиций, но адекватности знаков из разных областей бытия. Искусство только начинается там, где наука заканчивается.

Вдохновение, или божественная одержимость, композитора, поэта, живописца - необходимое условие для того, чтобы создавать на языке искусства произведения искусства, отражающие совершенную вечную жизнь, порождать сам этот божественный, нерукотворный язык символов. Интеллекту, чтобы учитывать, считать, побуждать или совершать действия вдохновение не требуется.

Эта дерзновенная на взгляд простого фокусника от искусства задача, даже сверхзадача - сотворение высшей, совершенной реальности, или Жизни - в действительности есть единственная цель, или чудо, отвечающее глубинной сущности самого Искусства и воле одержимого им, творящего на его языке Живописца, Композитора, Поэта.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:

 Великолепная у вас статья, но кое-какие замечания. Вы слишком уж разделяете мир символов и мир эмпирический. Но разве мир символов не обслуживает мир конкретных образов, самой жизни? Искусство не копирует жизнь,но связана с ней всеми корнями, в эмпирической жизненной реальности сосредоточены все коренные интересы искусства, оно не обслуживает быт, но жизнь обслуживает. И вдохновение не только достояние искусства, оно присуще деятельности человека вообще и человек науки без вдохновения не в силах плодотворно заниматься своей теорией и практикой. Искусство и наука имеют и общее, хотя специфичны и в чём-то даже совершенно противостоят друг другу. Наконец,Что значит "символ отображает вечность", если мы фактически имеем представление о вечности, но не можем знать её сущности (конечный человек не может иметь бесконечное знание об абсолютном. Таким образом, мы не можем знать отображает ли символ вечность и насколько правильно отображает.Это вопрос веры. Символ связан с конкретным образом и наполняет его высшим содержанием, смыслом,одухотворяет реальность, углубляет наше отношение к миру, к жизни, к душе. Лучше сказать - символ связан с духом (не в религиозном смысле), с разумом в его отличии от просто рассудка.


Рецензии