Вы следователь. Тайна графской усадьбы

   Незаметно сумерки подкрались. Местный участковый Ерофеич закрыв свою «богодельню», медленно двинулся к дому. Мысли его плавно перетекали от детства до наступившей пенсии. Потом обратно, к детям разлетевшимся по всей стране. И опять к деревне, дому... Ерофеич вздрогнул от неожиданного окрика: «Фёдор Ерофеич? Дядя Фёдор?» Ерофеич повернулся на голос, у калитки стоял колхозный электрик и по совместительству мастер на все руки Мыкола. Уже никто не помнит когда в деревне появилась эта украинская семья? А Коля родился здесь, вырос и вот уже стал взрослым мужиком, но его все по-прежнему звали на украинский манер, Мыкола!
 — Ты чего это Николай посередь ночи раскричался?
 — Зайди дядя Фёдор на минутку, — дело есть.

   Ерофеич стряхнул с себя снег и войдя в избу, осмотрелся.
 — А ты чего дома один, что ли? А остальная братия где?
 — Жинка с Ленкой у соседей как всегда сплетничает, а Витька вот-вот из школы должен прийти.
 — Ну, говори, чего зазвал, присаживаясь к столу добродушно спросил Ерофеич? Под протокол или как?
 — Даже не знаю дядя Фёдор как и сказать? Ну, в общем...

 — Короче, в выходные Витька с пацанами на лыжах по округе болтались. Уже порядком стемнело когда они к дому двинулись. И вот чтобы сократить путь пошли наискосок мимо дома «графини».
 — Это той самой, что помёрла лет семь назад?
 — Ну, да. Только «графиня» была вовсе не «графиня», а лишь экономка. Когда в семнадцатом граф с семьёй свинтили за границу, то оставили эту экономку на хозяйстве. Видно надеялись, что власть большевиков быстро закончится и они стало быть вернутся! Но не срослось, не вернулись. А старый дом после смерти экономки сначала хотели под что-то определить, а потом наверное стало не до дома. Заколотили окна и двери, да и забыли. И, если ты помнишь все в деревне приписывал этому дому что-то тайное и нехорошее, это про нечистую силу которое.
 — Ну да, слышал-слышал я про этих графов, сбежавших за кордон и старуху-экономку, оставшуюся жить в этом доме.
 — Да-да! А ещё, после смерти «графини» её дочь загадочно, куда-то исчезла?.. Слухи ходили, что тоже за границу?! Дом так и стоит заброшенный.
 — Вот ведь, вроде как вчера всё было, а подишь ты, столько лет прошло, — ударился в воспоминания Ерофеич?! Да!.. Так, чего там с домом, ты говоришь?

 — Так чего-чего? В доме получается никого нет, никто не живёт! А тут такое?.. Идут значит пацаны мимо и вдруг один из них, Лёнька Погорелов глянул на дом да так и присел, — в окне блеснул свет! Пацаны сначала не поверили ему, мол показалось и остановились. И вдруг свет опять вспыхнул и опять... А потом всё прекратилось. Пацаны, зная о слухах вокруг этого нечистого места, рванули оттуда изо всех сил... Я вчера случайно услышал разговор пацанов и поначалу тоже не поверил. Днём, в бинокль, издалека посмотрел на дом и снежные поляны вокруг. И ты знаешь дядя Фёдор ни одного следа не увидел кроме лыжных, этих самых пацанов, ни одного! Как тебе такое, а?!

 — Ну хорошо Николай! Я конечно в нечистую силу не верю, а вот если пацаны не придумали всё это, то там, что-то нечисто? У тебя-то ружьё на ходу?
 — Ну да, всё в порядке и в полной сохранности и безопасности!
 — Ладно-ладно, знаю я вашу безопасность! Небось на стене висит? Смотри у меня! Ты его приготовь назавтра и надо ещё лом или монтировку покрепче. Пойдём, сходим завтра в разведку! И смотри, никому, ни слова! Нам шумиха ни к чему! А остальных пацанов я допрошу, и прямо сейчас. И Ерофеич пошёл по домам.

   Густой утренний туман, как специально помог нашим следокам скрытно подойти к дому «графини». Кроме Мыколы и Ерофеича на подмогу приехали: следователь Валера, кинолог с «Вулканом» и ещё один милиционер, так на всякий случай. Не особо церемонясь дверь путём взлома открыли. Везде чувствовалось запущение: пыль вековая, паутина... И никаких следов, никаких. В гостиной было несколько интересней, там наоборот, весь пол был в следах оставленных на пыльном полу. И как минимум, трёх человек! На широком столе, дореволюционном валялись какие-то бумажки в виде бланков. Судя по чистоте, брошенные недавно. А ещё на столе были видны следы чего-то тяжёлого? Так словно здесь что-то много раз передвигали? В старом доме было много всяких комнат, но нигде и ничего, двери открыты и везде слой пыли?! Да, были на втором этаже как бы старые следы одного человека и не более. И только одна дверь на первом этаже была закрыта наглухо, причём с противоположной стороны!

 — Вот это фокус?  — вполголоса сказал Валера,  — точно здесь что-то нечисто? Двери, окна заколочены следов вокруг дома нет, а в гостиной натоптано и эта ещё дверь? Ну, и что делать будем?  — обратился он ко всем.
 — А, чего там ещё думать? — пробурчал Ерофеич.  — выломать дверь и дело с концом! Наконец-то дверь поддалась и все очутились на лестнице ведущей как бы в подвал?! Опустившись все оказались в относительно просторном помещении. Как и в гостиной следов было много. Причём всё выглядело так, словно кто-то прошёл по мокрой земле и уже потом здесь натоптал?! На стенах было много полок, где-то с десяток... Какие-то банки, склянки, всякая рухлядь? И всё это покрыто слоем пыли, без каких либо следов?.. У стены справа стоял большой, старинный шкаф. Ерофеич долго рассматривал старину, потом провёл рукой по стенке шкафа и? Рука была чистая, да и вид шкафа по чистоте резко отличался от остального.
 — Смотри Валера, — показал рукой на пол Ерофеич,  — следы от движения шкафа. Кто-то его передвигал? Внутри ничего не было, кроме? Кроме следов от недавно находившихся там вещей.

   Все переглянулись и не сговариваясь начали отодвигать шкаф от стены. Но он упирался и только после того как его начали поворачивать он легко отошёл от стены. И все увидели, что он как и обычная дверь держится на огромных петлях!
 — То-то я смотрю, — сказал Ерофеич, — следы на полу полукругом... За шкафом как оказалось, была дверь! Не сговариваясь Ерофеич и Валера сняли с предохранителей табельное оружие. Осторожно толкнули дверь и все, при свете фонарей увидели совершенно пустое помещение с ровным, земляным полом. Прямо под ногами валялся смотанный в бухту (многослойный моток в виде кольца) электрический кабель с оголёнными на концах проводами.
 — Очень интересно, — впервые подал голос Мыкола. Он потянул кабель на себя, но он даже не сдвинулся с места. Микола пошёл вдоль кабеля... Кабель завернул за угол и ушёл куда-то в темноту? А луч фонаря словно растаял в пустоте.

 — Дядя Фёдор! — обратился к нему Валера, — ты что-нибудь понимаешь? Это, что?
 — Что-что? Сдаётся мне, что перед нами подземный ход! И если это так, то теперь всё становится на свои места! И отсутствие следов вокруг дома, и земляные следы и ещё вот этот кабель?! Николай ты можешь проверить, что там в кабеле, есть, что-нибудь или как?
 — Ну да. Я сейчас. Он вышел и порывшись на полках нашёл чудом сохранившийся старинный кухонный инструмент, сечку. Как бы широкий нож полукруглый, на отвесной, деревянной ручке.
 — Во! То, что надо, — даже обрадовался он. — Ну-ка все отвернулись и закрыли глаза. Мыкола прицелился и с силой рубанул по проводам. Раздался хлопок, треск, яркая вспышка осветила всё вокруг, и тишина... Мыкола ещё раз рубанул, но на этот раз ничего не произошло.
 — Ну вот, — обрадованно сказал он, — где-то предохранитель гавкнулся?! Осталось дело за малым — найти, где же это он там находится?

   Молча стояли полукругом. Все понимали, что надо пройти по этому подземному ходу, но никому не хотелось... Как вдруг Мыкола вцепился в руку Ерофеича.
 — Слышали? — шёпотом спросил он всех. И не успели остальные хоть что-то произнести, как из темноты донёсся тихий, глухой стон...
 — Это наверное оттуда, — показывая в темноту прошептал Мыкола, — там кто-то есть?!.
 — Кто там? — крикнул изо всех сил Ерофеич.
 — Помогите! — послышался далёкий мужской голос, — помогите!.. И наступила тишина.
 — Ну, и что будем делать? — прервал молчание Валера... Может «Вулкана» пустить, а?
 — Да, самим опасно, — помолчав сказал Ерофеич.  — Неизвестно, что там на самом деле? Может там засада? Или кому-то и вправду нужно помочь? Жаль конечно собаку, но другого выхода я не вижу. И непонятно кто это там такой, там в темноте?

   После команды кинолога «Вулкан» понёсся в темноту... И немного погодя из глубины донёсся его лай! Он нашёл его, того кто был там?! Ерофеич посветил в темноту и тотчас блеснули зелёные огоньки, «Вулкан» возвращался. И через минуту увидели его с каким-то ботинком в зубах.
 — Это наверное того, кто там, — заключил Валера?

   То, что увидели наши следователи очень удивило даже Валеру и тем более Ерофеича. К столбу подпирающему перекрытие подземного хода был пристёгнут наручниками человек. Мужчина лет сорока-пятидесяти. В позе полусидя-полулёжа, полуживой! Говорить он уже не мог... Не сговариваясь, сообща подтащили его к выходу.
 — Стоп! — остановил всех Ерофеич, — ему надо глаза завязать, он же в полной темноте долго пробыл, мало ли, что может произойти?.

   Пленника разместили в крайней избе. Вызванный из райцентра врач осмотрел его и дал рекомендации по его восстановлению. А пока он приходил в себя, Ерофеич с Валерой решили найти тот, второй конец кабеля. Пройдя по всему ходу они упёрлись в тяжёлую дверь, закрытую наглухо со стороны улицы или может дома. Как они не вслушивались, ни единого звука не донеслось. Что там, за дверью ждало наших следаков?
 — Судя по направлению, — рассудил Валера, — ход ведёт за реку. То есть в деревню, что за рекой?
 — Получается, что так, — согласился Ерофеич. Ведь раньше, при царе и наша деревня и та, за рекой входили в графскую усадьбу! Смекаешь?
 — Да-да! Всё правильно! То, что мы ищем и графский дом одно и тоже... Время приближалось к вечеру и наши следователи решили всё-таки сходить в разведку, в соседнюю деревню.

   Уже порядком стемнело когда они пришли в заречную деревню. Во всех домах светились ночные окна, кроме... Кроме крайнего! В соседнем с ним доме Валера и Ерофеич допросили всех домочадцев. И только тогда начала вырисовываться пока ещё не совсем понятная картина?! Хозяин жил как-то нелюдимо, его почти никто не видел толком. Прежние хозяева года два назад продали дом и уехали куда-то? Только вот с месяц-два у хозяина появились какие-то неизвестные гости. Появились под вечер, а потом как бы исчезли. И вот дня три-четыре назад, ночью приехала грузовая машина, а где-то через полчаса уехала. С тех пор ни хозяина, ни его гостей никто и не видел.
 — Тут, такое дело, — добавил сосед, — может это и не имеет какое-то отношение ко всему, — наша собака начала время от времени выть, особенно по ночам! Валера и Ерофеич переглянулись и без слов поняли друг-друга!
 — Надо понятых, дело пахнет «керосином», — решительно сказал Валера.

   Как оказалось, дверь в дом была не заперта. Вошедшие: Валера, Ерофеич и понятые застыли от удивления! На крюке, под потолком вместо лампочки висел новый хозяин! Ноги и руки у него были связаны... Электричество в доме отсутствовало. Ерофеич нашёл в сенях старый, замызганный счётчик с перегоревшими пробками и конец того самого кабеля, кабеля из подземного хода!

   Дня через два пленник из подземелья отошёл и наконец начал давать показания. Рассказал как его, работника городской типографии похитили неизвестные в масках. Одели на голову мешок и долго-долго везли куда-то? Потом вели по сырому какому-то коридору. А когда сняли мешок, то оказалось, что это какой-то заброшенный дом и большая комната. Посередине стоял «козёл», ну это такой обогреватель самодельный. И хотя была зима в комнате было тепло. На столе стоял аппарат, как потом выяснилось печатный станок. Те двое были в масках и лишь рост отличал их друг от друга. Тот, что выше наверное был их главарь? Он вытащил пистолет и выстрелил в потолок. Затем приставил к его голове и сказал примерно такое: «Если хочешь жить, вот станок, разберись в его работе. Завтра и начнёшь. Помощником тебе будет он, (тот второй). Всё вопросы к нему!» А потом главарь куда-то исчез.

 — Долго рассказывать, но станок всё же удалось запустить и месяца два я под присмотром того, второго печатал доллары и другую валюту. Так продолжалось с месяц, может больше? И вот с неделю назад они заперли меня в какой-то комнате на верхнем этаже. По доносившемся раздражённым разговорам и мату я понял, что они решили смотаться из дома и как бы станок должны увезти. Я обрадовался, что наконец-то всё для меня закончилось... Только радовался зря! Они вытащили меня и повели по подземному ходу как бы обратно. А чтобы я не смог никуда сбежать пристегнули к столбу, а остальное вы и сами видели.
 — Странно, — сказал Валера, — если хотели замести следы, и даже хозяина дома повесили, то могли тебя просто пристрелить?..
 — Ну, они мне сказали, что придут за мной скоро, но? Но видно, что-то пошло не так?
 — Да, тебе повезло, — пробурчал Ерофеич.
 — Ну да! — вставил своё слово Валера,  — повезло, потому как им не повезло! Вот только, что их так сильно вспугнуло, вопрос?!

 — Ну, а может какие-нибудь приметы ты видел: недостающие пальцы, может наколки или ещё что-то?..
 — Нет, ничего такого не видел... Хотя?.. Вы знаете, когда однажды тот, главарь заржал, широко открыв рот, — у него во рту все зубы были золотые!
 — Вот как?! — обрадовался Валера, — так ведь это же «Золотарь», известный фальшивомонетчик! Да, Ерофеич! А ведь могли мы с тобой премию заработать, такого кадра упустили! Но зато, благодаря пацанам человека вот спасли!
 — Каким пацанам? — оживился пленник.
 — Каким-каким? Деревенским. Это они случайно увидели как свет ночью в окне дома сверкнул. С этого-то всё и началось...

   P. S. Где-то года через два, в Греции недалеко от Парты, в кустах у дороги был найден труп неизвестного. Ноги и руки были связаны, а на голову одет полиэтиленовый мешок. Рот в агонии был открыт. А в нём зловеще сверкали золотые зубы...


Рецензии