К 30-летию Маленькой Веры

Мне было тридцать восемь. Мои дети ходили уже в старшие классы, но учиться никогда не поздно, и мы с женой, вместе с приятельской семейной парой, пошли на «Маленькую Веру». Как на обычное кино, просто для интереса, ибо говорили, что там в открытую показывают «это». Значит, для развратного интереса. Но правильнее: чтоб сказать себе: «Ну и что особенного? Всему в жизни есть своё место...»

Фильм понравился, но больше всего отец семейства: его пассивно-активный образ демонстрировал появляющийся «надлом» в стране: старое беспомощно гримасничало в муках кончины, новое ужасало быстротой и новизной наступления.

«Маленькую Веру» презентовали в 1988, а в 1978 (десятью годами ранее), когда я был пятикурсником универа, приехавший из Москвы преподаватель рассказал о «мыслях наверху»: строй удержим лет пятнадцать, не более, потому что вот-вот под каждым кустом пацаньё будет смотреть «видик», прежние агитзаслоны будут бесполезны. Выпуск философов сокращать не будут, чтоб в критический для страны момент (начало девяностых) было хотя бы побольше философски образованных людей, а там уж куда фортуна повернётся... И вот 1988 год, «Маленькая Вера», до спрогнозированного (в ЦК КПСС) испытания страны остаются считанные годы. Вот почему фильм «ужасно интересен» и актуален до сих пор. Кстати, когда твердят о некоем внезапном крушении СССР, - показывают полную безграмотность в истории и политике. КПСС даже свой «уход» вполне научно спланировала, к чести того всего лучшего, что проявлялось в её деятельности.

Жил я в то время на границе между центральной и заводской «зонами» Свердловска, на Пионерском посёлке (именно «на», ибо это район города, а не селение). Бараки и деревянные двухквартирники были ещё в обилии, а между ними деревянный кинотеатр «Прогресс», где мы и прикоснулись к «новому». А «старое» уже начинало просто поражать своей заскорузлостью. Взять хотя бы названия улиц. Центральный район (который и звали собственно городом) имел улицы с некими общезначимыми названиями: Тургенева, Тимирязева, Пушкина, Бажова, Гагарина, Учителей,  Декабристов, 8 Марта, Ленина, Челюскинцев, а так же Юровского, Либкнета, Люксембург, Маркса, Энгельса, Сакко и Ванцетти, Малышева, Луначарского... Но начинались заводские «окраины» (макрорайоны!), и  лился прямо бальзам на уши: улицы Токарей, Фрезеровщиков, Стрелочников, Электриков, Смазчиков, Кондукторская, Слесарей, Сварщиков, Заводская, Предзаводская, Машиностроителей, Индустрии, Уральских рабочих... И вот вместе с этой «рабочей публикой» мы смотрим «Маленькую Веру»...

Исполнитель роли «отца» артист Назаров поделился в телепередаче, что знакомая после просмотра фильма посетовала, что так и не увидела сцены «про это». А вот как «знаменитая» сцена в позиции «она на нём» предстала перед нами: зал не дышал (дышал за нас экран). Люди стеснялись переглядываться, но я всё-таки обернулся пару раз: за мной иногда две женщины обменивались репликами по-пролетарски «без предварительной записи». И вот самый интимный «накал», момент, и я слышу за спиной вопрос (конечно, не ко мне):

- Так они там еб... , что ли?
- Не знаю. Наверно...

А в «эрегированной» стране тоже приближался «оргазм». А мы «не знали». Наверно...


Рецензии