Институт ядерной физики 10 апреля

На закрытом партийном собрании научных подразделений 10 апреля 1968 г. лвборант Ерастов помянул и лозунги на стенах домов, и самиздат, и фестиваль бардов. Высказался и про Галича.

Ерастов Е.В. У нас в городке писались антисоветские лозунги, выкапывается и читается всяческая литература.

В городок были приглашены барды, среди них были хорошие, но зачем был приглашён Галич? Этот человек, который всегда плюёт на советскую власть.

Ему возразил Бененсон:

Бененсон А.А. Вот говорят о Галиче. Ничего в этом плохого нет, что он выступил. Можно послушать его и дать правильную оценку этим выступлениям.

                Сергей Леонидович Андреев

Андреев Сергей Леонидович (1939–1970) – инженер в Институте ядерной физики СО АН.

Окончил факультет теплофизики Московского энергетического института (1964), с этого же года – в ИЯФ. Один из лидеров клуба «Под интегралом», активный участник дискуссионного клуба, лидер альпинистского клуба «Вертикаль». Автор юморесок, ходивших по Академгородку в списках. Погиб в 17 февраля 1970 г. от поражения электротоком при проведении эксперимента.

По воспоминаниям, отличался исключительной «харизмой».

Как сказал по этому поводу в личной беседе с историком И.С. Кузнецовым Г.С. Яблонский, С.А. Андреев «мог бы стать революционером типа А. Желябова».

В исследовании о сибирском «самиздате» о нём говорится:

«Никогда не публиковался при жизни яркий представитель «шестидесятников» новосибирского Академгородка, физик С.Л. Андреев.

Только после трагической смерти талантливого автора стараниями его друзей его острые сатирические рассказы, ходившие в списках, были напечатаны в израильском журнале «22». <…>

Прошло несколько десятилетий, прежде чем сочинения неформального лидера Академгородка 1960-х гг. наконец-то были опубликованы в России .

В 2007 г. в издательском доме «Сова» вышел в свет сборник рассказов, баек и фантазий С. Андреева под названием «Дым отечества».

Источ.: Вишневский Е. Памятник // Андреев А. Дым отечества. Новосибирск, 2007. С. 5; Савенко Е.Н. На пути к свободе слова: Очерки истории самиздата Сибири. Новосибирск, 2008. С. 66–67.

                Захаров о Сергее Андрееве

– Каким был круг ваших друзей времён оттепели?

– У меня был очень близкий друг Сергей Андреев, человек исключительно яркий, талантливый необыкновенно.

Альпинист, красавец, учёный и писатель. Я его перетащил из Москвы в Академгородок Новосибирска, в Институт ядерной физики, где я работал.

И, конечно, он был диссидент. Мы с ним были главными диссидентами Академгородка.

К сожалению, Сергей потом погиб – его убило током из-за неосторожности в ходе научного эксперимента.

– Где собирался ваш круг единомышленников?

– Как обычно, на кухне, что было характерно для советского периода.

Изменение мировоззрения, идеологии обкатывалось там чрезвычайно подробно, мы тщательно изучали историю того времени, делились любыми документам, которые кому-либо из нас удавалось достать. То есть пытались понять историю собственной страны.
У Андреева была врождённая харизма политического лидера.

– Это какой был год?

– Это всё 1960-е. Мы с ним подружились в 1957-м ещё в Энергетическом институте, когда оба были студентами и занимались в секции альпинизма. Альпинистская секция тогда – это был очень замкнутый внутри себя мир, в ней состоял и Николай Чёрный, взошедший потом на Эверест и главный тренер России по альпинизму ныне.

Когда в 1970-м году Сергей погиб, то, несмотря на запрет властей на шествия, за его гробом шла прямо-таки чудовищная по своим размерам процессия…

                Исаак Борисович Вассерман

ВАССЕРМАН Исаак Борисович – сотр. конструкторского бюро Института ядерной физики СО АН. Род. 1937, окончил физфак НГУ (1966), после этого работал в ИЯФ (до 1992 г.). Занимался разработкой источников позитронов, расчётами, настройкой и экспериментами на установках ВЭПП-2 и ВЭПП-2М.

С 1981 г. канд. наук. Автор около 100 публикаций.

В юбилейной публикации о ИЯФе он представлен на фото со следующей подписью:

«ответственное дело – регулировка люфтов в системе стабилизации энергии встречных пучков. Когда этим занимаются М.А. Тимошенко и И.Б. Вассерман – всё будет ОК».

О событиях тех лет вспоминает следующим образом:

«Общественная деятельность заключалась в основном в чтении самиздата, фотокопировании и распространении среди знакомых. Знакомые, видимо, были приличными людьми, т.к. неприятностей особых не имел.

После подписи известного письма неприятностей также не имел, как и прочие подписанты из ИЯФа.

За границу, впрочем, смог в первый раз выехать только в 1992 г.».

О мотивах подписания письма сообщает:

«Молодой был, горячий, детей ещё не было».

С 1992 г. живёт в США, работает в Аргоннской национальной лаборатории (около Чикаго).

Источ.: Институту ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН 40 лет. Новосибирск, 1998. С. 50; собственная инф. И.Б. Вассермана.

                Леонид Николаевич Вячеславов
Вячеславов Леонид Николаевич – аспирант Института ядерной физики СО АН. Род. 1944, окончил НГУ в 1966 г. В ИЯФ с 1966 г. до сегодняшнего дня. В настоящее время ведущий науч. сотр., д-р физ.-мат. наук.

Источ.: данные отдела кадров ИЯФ.

                Георгий Моисеевич Заславский

ЗАСЛАВСКИЙ Георгий Моисеевич – ст. науч. сотр. Института ядерной физики СО АН, канд. физ.-мат. наук. Род. 1935. Окончил Одесский университет (1957), в ИЯФ с 1965.

После событий 1968 г. отстранён от преподавания в НГУ. В апреле 1971 «не избран на новый срок» и уволен из института.

Источ.: данные отдела кадров ИЯФ.

                Владимир Евгеньевич Захаров

ЗАХАРОВ Владимир Евгеньевич – науч. сотр. Института ядерной физики СО АН, канд. физ.-мат. наук. Род. 1939 в Казани, закончил среднюю школу в Смоленске в 1956. Окончил физический ф-т НГУ в 1963 (первый выпуск).

В ИЯФ с октября 1966 по декабрь 1973 г.

Д-р физ.-мат. наук (1971), чл.-корр. АН СССР (1984), академик РАН (1991).

Переехал в Москву, проф. МФТИ.

В 1992–1993 директор Института теоретической физики РАН им. Ландау (г. Черноголовка).

С 2005 проф. Аризонского ун-та (США) и завсектором в Физическом ин-те им. Лебедева в Москве.

Труды по физике плазмы, теории распространения волн в нелинейных средах, нелинейным уравнениям физики.

Лауреат Гос. премии СССР (1987) и РФ (1992). 

В 2003 удостоен медали Дирака, самой престижной награды после Нобелевской пр., а также Филдосовской медали.

В 60-е гг. – известный общественный деятель Академгородка, один из лидеров клуба «Под интегралом» (по свидетельству А.И. Бурштейна, придумал его название) [].

Поэт, автор стихотворных сборников «Хор среди зимы» (1991), «Южная осень»» (1992), «Перед небом» (2005), «Весь мир провинция» (2008), «Рай для облаков» (2009) и публикаций в журнале «Новый мир» (1991. № 7; 1998. № 5; 199. № 2; 2002. № 4; 2002. № 9).

С 2002 – член Союза писателей России, лауреат литературной премии «Петрополь» и медали М.В. Розова за вклад в российскую культуру.

Источ.: Большая энциклопедия в 62-х томах. М., 2006. Т. 17. С. 403; Научное сообщество физиков СССР. 1950–1960-е годы. Документы, воспоминания, исследования. Спб., 2005. Вып. 1. С. 618.

Минченков: «Организатором сбора оказался научный сотрудник ИЯФ Володя Захаров.

<…> Захаров делал это не бескорыстно. В это время решалась судьба его жены: быть ей аспиранткой по избранной ей специальности или не быть. <…>

Жена Володи Захарова стала аспиранткой, а он отделался лёгким испугом, когда его пожурили слегка на учёном совете ИЯФ».

И ещё:

«…Возмущённый Фёдор Степанович (Горячев –МК) дал указание мне собрать партком института и обсудить поведение Захарова. Но когда я вернулся в институт, я нигде не мог найти секретаря парткома Димова Геннадия Ивановича.

А в этот же день секретарь партбюро научных подразделений Шехтман Исай Абрамович собирает партийное бюро, на котором прорабатывают Захарова. Выносят ему порицание.

Когда я на следующий день увидел Димова, то он сказал, что партком собирать нечего, т. к. Захарова проработали на партбюро научных подразделений.

Я об этом сообщил по телефону Фёдору Степановичу, который был явно недоволен таким поворотом событий в ИЯФ».

Из интервью, которое академик Захаров дал Журналистке Наталии Дёминой:

– Правда ли, что Вы долгие годы были невыездным? Причиной этого была тематика Вашей работы или что-то иное?

– О, я был невыездным не потому, что занимался закрытой тематикой. Я ею никогда не занимался. Но я был одно время очень активным диссидентом. Из-за этого и был невыездным 24 года – с 1964-го по 1988-й.

Сейчас многие примеряют диссидентские одежды. Но в моем случае все просто. В НГУ есть профессор современной истории И.С. Кузнецов. Он издал книгу «Академгородок в 1968 г.: «Дело сорока шести» в зеркале документов». Там даже есть одно моё стихотворение и есть протоколы всяческих собраний и закрытых совещаний.

Я был очень активным диссидентом, но вскоре от этого движения отошёл, хотя с некоторыми его деятелями сохранил дружеские отношения.

В общем-то меня тогда едва не посадили, но Будкер защитил. Да и учёные с Запада вмешались (в частности, «Союз обеспокоенных учёных» , которому я с тех пор помогаю финансово).

Факс, посланный Е.Н. Савенко

Из воспоминаний В. Е. Захарова

<…> По поводу письма 46-ти. Я всегда знал, что рано или поздно историки этим делом заинтересуются. Но я удивляюсь, почему Ваш знакомый до сих пор не обратился ко мне. Ведь я был одной из центральных фигур. Достаточно сказать, что в моей квартире по адресу Морской проспект, 5 кв. 8 работал «штаб подписантов» и каждый вечер встречались люди, собиравшие подписи.

Насколько я помню, было 9 «подписантских листов», из них я контролировал 8. Один лист «гуманитарный», контролировал Хохлушкин, который и был, скорее всего, автором письма. Замечу, что в целях конспирации мы не пытались выяснить имя автора. Такая попытка была бы неправильно понята.

Остальных восемь человек я могу попытаться вспомнить. Среди них были, конечно, Андреев, Яблонский, Лозовский, Самуил Хейфец . Ну и я сам. Я думаю, что вместе с Гришей мы сможем восстановить весь список. Все-таки это было 37 лет назад.

А знаете ли Вы, что первоначально подписантов было не 46, а много больше? На первом этапе сборщики собрали примерно 250 подписей. Дело это приобрело широкую огласку, все о письме знали, включая органы. Потом некоторые испугались и стали забирать подписи назад. Меня вызвал Будкер и потребовал, чтобы мы уничтожили списки.

Я солгал ему, сказав, что списки уже ушли в Москву, но на вечерней сходке сборщиков предложил, на мой взгляд, единственное правильное решение – старые списки уничтожить и собирать подписи по новой.

Кто подпишет по второму разу, тот уж не покается.

На следующий день я признался во всем Будкеру и сказал, что конечно подпишу снова.

Будкер задал мне сакраментальный вопрос: в каком институте будет больше всего подписей? Я ответил – в нашем, конечно. Он был очень доволен.

Так и было. В ИЯФ было 10 подписантов. Среди них член-корреспондент АН Иосиф Хриплович. Спросите его, он отлично помнит эту историю.

Будкер тайно очень нам сочувствовал.

Старые списки мы торжественно сожгли. Яблонский при этом присутствовал.

Совершив сию операцию, мы попортили много крови органам. Из сорока шести покаялись только двое : профессор Борисов, математик, и его жена .

А дело в том, что один персональный список не был уничтожен. Это как раз тот список, который был у Хохлушкина. Он самонадеянно сказал: «У нас никто каяться не будет». И ошибся.

Имейте в виду, что историки, изучающие то время, должны быть очень осторожны и должны относиться к свидетельствам критически. Сегодня все хотят выглядеть большими диссидентами…

Личный архив автора-составителя.

                Алексей Васильевич Комин

КОМИН Алексей Васильевич – ст. инженер Института ядерной физики СО АН. Род. 1933, в ИЯФ с 1962 г., уволен в марте 1971 г.
Источ.: данные отдела кадров ИЯФ.

                Валентин Васильевич Соколов

СОКОЛОВ Валентин Васильевич – ст. науч. сотр. Института ядерной физики, канд. физ.-мат. наук. Род. 1936, закончил Воронежский университет. В ИЯФ – с 1960 по настоящее время. Сейчас – ведущий науч. сотр., д-р физ.-мат. наук.
Источ.: данные отдела кадров ИЯФ.

                Алексей Максимович Фридман

ФРИДМАН Алексей Максимович (1940–2010) – мл. науч. сотр.  Института ядерной физики СО АН, канд. физ.-мат. наук. Род. 1940, окончил физич. ф-т НГУ. С 1966 – в ИЯФе.

В апреле 1971 г. «не избран на новый срок» и уволен из института.

Позднее д-р физ.-мат. наук (1973), чл.-кор. РАН (1994), академик РАН (2000).

Известный астрофизик. Создал научную школу по физике гравитационных систем (звёздных, планетных, околопланетных).

С 1971 зав. лаб. динамики космической плазмы Сибирского института магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн СО АН СССР (Иркутск), одновременно зав. каф. космофизики в Иркутском ун-те.

С 1979 в Астрономическом совете АН СССР, с 1986 зав. отделом физики звёздных и планетных систем, одноврем. проф. МФТИ, затем МГУ.

Автор свыше 160 науч. работ, в т. ч. двухтомника «Физика гравитирующих систем» (изд. 1984, США). Гос. премия СССР (1989). Прославился предсказанием неизвестных спутников планеты Уран, которые затем были открыты американской космической станцией «Вояджер-2». 

Это оценивается как «выдающийся успех науки» (академик В. А. Амбарцумян),
 
«выдающейся открытие, опередившее мировой уровень» (академик В. И. Арнольд),

«второй случай в истории астрономии предсказания орбит новых небесных тел на основании теоретических расчётов» (академик В. Л. Гинзбург).

Источ.: Большая энциклопедия в 62-х томах. М., 2006. Т. 55. С. 414; Фридман А. М., Горькавый Н. Н. Физика планетных колец. М., 1994. С. 5–7; данные отдела кадров ИЯФ.

                Иосиф Бенционович Хриплович

ХРИПЛОВИЧ Иосиф Бенционович – науч. сотр. Института ядерной физики СО АН, канд. физ.-мат. наук. Род. 1937, окончил Киевский университет в 1959, с этого же года по настоящее время – в ИЯФ.

Позднее – д-р физ.-мат. наук, проф., чл.-корр. РАН (2000).  Ведущий теоретик института, основные исследования в области теории элементарных частиц, один из авторов работы по несохранению чётности в атомных переходах.

Осн. раб.: Слабые взаимодействия и атомная физика: Учеб. пособ. Новосибирск,  1978 104 с.; Общая теория относительности: Учеб. пособ. Новосибирск, 2000. 117 с.; Общая теория относительности: Учеб. пособ. М.; Ижевск, 2001. 118 с.; Общая теория относительности // Современное естествознание. Энциклопедия. М., 2000. Т. 4. Физика элементарных частиц. Астрофизика. С. 247–253.

Источ.: данные отдела кадров ИЯФ; Институту ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН 40 лет. Новосибирск, 1998. С. 62.

                Феликс Абрамович Цельник

ЦЕЛЬНИК Феликс Абрамович – инженер Института ядерной физики. Род. 1933. В институте с 1959, уволен в 1968.

Источ.: данные отдела кадров ИЯФ.

Продолжение следует:


Рецензии