Виньетка...

                Виньетка

  Это  мой  класс.  Выпуск  1957-1956г.г.  средней  школы  №1  им.  И.Я.  Франко  города  Златополя. Виньетка.  Наш  коллективный  труд.  В  то  время  родители  не  искали  фотографов,   художников  и  массовиков-затейников  для  оформления  выпускного  вечера,  праздничной  школьной  газеты  и  общей  фотографии  класса – виньетки.  Все  делали  мы  сами.  И  это  был  настоящий  праздник.  И  как  трогательно  смотрятся, - по-детски  наивные,  слегка  неуклюжие, -  нарядная  рамка,  рисунки  и  надписи!  Рисовать  и  подписывать  доверили  мне.  Клеили  и  раскрашивали  мои  друзья. И  класс  наш  был  замечательным:  шесть  медалистов!  Но  не  это  главное.  Главное,- он  был  дружным.  Были  свои  привязанности,  симпатии,  кружки,  но  все  равно,  мы  составляли  одно  целое – 10-й «А». 
   
  Я  всматриваюсь  в  эти  лица…  Мои  подруги:  Надя  Базилевич,  Ира  Цибенко,  Люба  Качур,  Жанна  Пухлий,  Майя  Олененко,  Лида  Туменок…  Наши  мальчики, - Шура  Личевецкий,  Саша  Копотий,  Коля  Винокуров, Юра  Федяй, Валентин  Фришко…    Где  вы  все  сейчас?  Мы  мало  общались  после  школы,  мало  знаем  о  судьбах  друг  друга.  А  жаль…  Иных  уж  нет…  Но  кто  еще  «в  строю» – откликнитесь!  Вспомните  наш  10-й  «А»!  Вспомните  преподавателей:   вот наш    математик -  Жирный  Федор  Абрамович, - благодаря  ему  мы  легко  справлялись  с  любыми  алгебраическими  задачами;  Лужняк  Василий  Степанович,    «химик»,  - казалось,  он  с  рождения  любил  свою  химию  и  старался  эту  любовь  передать  и  нам;  Туменок  Василий  Иванович, -  он  учил  нас  говорить,  выражать   свои  мысли  и  писать  сочинения  настоящим  украинским  языком,  а  не  «сползать»  к  «суржику»,  колоритной  смеси  украинского,  русского,  еврейского  и  т.д.,  бытовавшего  в  то  время  в  нашем  родном  Златополе;  а  наш  преподаватель  физики  Коринный  Иван  Тимофеевич,  -  пришедший  к  нам  в  школу  молодым  чернобровым  красавцем  (старшеклассницы  засматривались  на  него,  а  наша  старшая  пионервожатая  не  могла  скрыть  свою  влюбленность  даже  от  нас,  шестиклассниц!).   Уже  в  институте  я  поняла,  как  высоко  держал  планку  на  своих  уроках  Иван  Тимофеевич, -  я  была  одной  из  первых  на  курсе  по  физике!  О  нашем  дорогом  и  очень  уважаемом  Федоре  Емельяновиче  Божоре,  учителе  от  Бога,  я  уже  писала…  Но  хочется  еще  вспомнить  и  нашу  первую  учительницу,  фронтовичку,  красавицу  ( она  действительно  всегда  была  красавицей!) – Фаину  Васильевну  Максименко.  Сколько  требовалось  ей  выдержки,  терпения  и  душевной  теплоты,  чтобы  справляться  с  нашим,  тогда  еще  1-м «А»,  классом!  Ведь  нас  было  почти  сорок,  в  возрасте от  семи  и  до  12-ти  лет!  Это  был  третий  год  после  войны!  В  стране  еще  царила  разруха!  Мы  были  голодными,  одетыми  во  что  придется, - некоторые  мальчики  ходили  в  старых  обрезанных  шинелях  (мы  им  завидовали:  у  них  отцы  вернулись  живыми!  Это  были  их  шинели!)   Но  мы  были  детьми,  от  взрослых,  как  и  все  дети,  ждали  радости,  любви,  праздника…  И  Фаина  Васильевна,  как  могла,  помогала  нам  в  этом.  Я  не  помню,  чтобы  она  повышала  голос,  отчитывала  кого-нибудь.  А  какие  она  писала  характеристики  на  каждого  из  нас  в  конце  года!  По  счастливой  случайности  мое  личное  дело  из  школьного  архива  теперь  у  меня  дома  и  я  не  могу  читать  его  без  улыбки!

   Память…  Мы  живы,  пока  помним  и  пока  помнят  о  нас…   


Рецензии
Точно, мы живем, пока помним и пока помнят нас.

Комаров Николай Семенович   28.11.2018 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай Семенович. С уважением,

Светлана Компаниец   28.11.2018 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.