C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Марина Михайловна Громыко

Из сорока шести «подписантов» в штате НГУ работали 7, совместителями (основная работа - институты СО АН).

На ГФ оказалось 6 штатных преподавателей из семи подписантов), и одна аспирантка а также 3 совместителя.
Штатные - Конев и Алексеев (каф. философии), Гольденберг (неизвестно), Дрейзен (каф. филологии), Ревякина (каф. всеобщей истории), Тришина  общее языкознание).
 
Совместителями были  М.М. Громыко (история), Черемисина (филология), Борисова (социология)

Лисс рассказывает о Громыко, которую он «знал лучше других».

Марина Михайловна Громыко. Как-то ещё в МГУ на пятачке около истфаковского бюро ВЛКСМ моё внимание привлекла девушка. Эта картина и сейчас стоит у меня перед глазами. Жизнерадостная, элегантная со стройной фигурой и гордо посаженной головой. С сегодняшних мерок – так и просится на конкурс красоты.

Сокурсник объяснил мне, что это ученица академика Сергея Даниловича Сказкина (тогдашнего лидера отечественной медиевистики), подающая большие надежды в науке.

Затем моя связь с Москвой на десяток лет прервалась. И вдруг Марина (уже кандидат наук) появляется в ННЦ. Точно не помню – то ли ещё в отделе у А. П. Окладникова, то ли уже в ИИФиФ.

Оказалось, что она вышла замуж за физика и с ним переехала сюда.

Научную тематику пришлось менять на сибиреведческую. Она подготовила блестящую монографию по истории сибирского крестьянства, защитила докторскую. По слухам, котировалась на заместителя директора ИИФиФ по науке.

Ей Алексей Павлович [Окладников - МК] поручил возглавить группу по подготовке учебного плана историков ГФ. В него она внесла ряд интересных новаций.

Себе она взяла отечественную историю эпохи феодализма на первом курсе, оказавшись и интересным лектором, и требовательным учителем. И студенты полюбили её.

Последовательно четырём первым курсам историков посчастливилось проучиться у неё.

И вдруг – такой афронт.

Похоже, что в НИИ некоторые «бдящие» только и ждали его, чтобы разделаться с независимым и успешным учёным и талантливым педагогом.

На закрытом заседании у ректора меня поразила реплика одного профессора-обществоведа и члена парткома в её адрес.

Произнеся стандартную речь о необходимости усиления политико-воспитательной работы и партийного влияния в НГУ и НИИ, а также осудив подписантов, он сказал по поводу Громыко буквально следующее:

-Но мы-то с Вами, Алексей Павлович, знаем, какие это учёные - и далее в том же духе.

К чести Окладникова, осуждая случившееся, он посетовал:

- Перспективный учёный и профессор, красивая женщина, а вот такой фортель выкинула.
 
Предполагая в дальнейшем самое худшее (для ГФ – потерю ведущего профессора), я решил поговорить с Мариной Михайловной наедине.

Встреча состоялась у неё на квартире и заняла всю первую половину дня.

В своей позиции в этом и некоторых других не очень приличных делах я исходил из известного исторического прецедента: "Париж – стоит мессы".

Я потратил все пришедшие в голову аргументы, чтобы убедить её признать в приемлемой форме свою ошибку и тем самым сохраниться на факультете. Или какое-то время продолжать работать без официального оформления (вопреки позиции ИИФиФ и без его согласия). И потерпел фиаско – оба варианта оказались неприемлемы.

Немного о дальнейшем. Несколько раз Спартак Тимофеевич говорил мне при личных встречах, что он хотел бы вернуть Громыко в НГУ.

На это приходилось отвечать, что при сложившейся атмосфере институт согласия не даст, а на неофициальные пути не пойдёт Марина Михайловна.

В конечном итоге она все-таки принесла «покаяние». Но не перед коллегами по работе (это некоторых из них, конечно, ещё более взбесило), а перед первым лицом области – секретарём обкома КПСС Ф. С. Горячевым.

Лишь такой путь она нашла достойным для себя. Это ещё более сгустило атмосферу в ИИФиФ, и ей пришлось покинуть Новосибирск.

Ректор НГУ воспользовался первым же подходящим предлогом, и её наиболее ретивого гонителя в НИИ с какого-то момента перестали приглашать преподавать в университете.

Работая в академическом институте в Москве, М. М. Громыко создала серию исторических монографий, которые желающие могут найти в Интернет-магазинах.

Продолжение следует:


Рецензии