Деревня Новиково
Доброты Анна Яковлевна была необыкновенной. Ехали на поезде до станции Рассудово, а потом 10 км шли до деревни пешком. Очень хорошо помню ее спокойное доброе лицо, ласковый голос. Моя мама говорит, что она была очень похожа на мою бабушку Агнию Васильевну. Русскую печку, запах свежеиспеченного хлеба. Сваренные в самоваре куриные и гусиные яйца необыкновенной вкусноты. Сохранилась фотография ее большого бревенчатого дома-пятистенки с палисадником. Простор вокруг дома дом стоял на вершине покатого косогора. Хорошо помню двор этого деревенского дома с гусиной травкой, тропинку в огород и в поле, проселочную дорогу за огородами к речке со старой деревянной плотиной, где было хорошо купаться. Помню глубокий колодец на противоположной стороне деревенской улицы, куда я ходил за водой. Мимо колодца между домами тропинка спускалась вниз к деревенской речке. Узнал недавно ее название - Сохна, приток Пахры.
Дороги полевые, лесные, тропинки это одна из любимых тем моей жизни… Они очень влекут меня. Я их воспринимаю, как соблазн уйти куда-то, узнать, что там за следующим поворотом, а дальше что?.. Бывало очень трудно остановиться в этом познавательном движении. Особенно мне милы полевые дороги с их ветром, обдувающим тебя со всех сторон, и открывающимися далями и просторами. Много лет спустя это стремление ещё сильнее проявилось во время моих автомобильных поездок в Эстонию, где я на дорогах и около моря в северянинских местах - поэт жил там после революции на северо-востоке в посёлке Тойла - испытал необычайно сильное чувство чистоты и свободы, - описал его в очерке «Путешествие в Азери», - а потом нашло себя в моих поисках и занятиях на завершающей стадии жизни… Жажда свободы одно из самых сильных но затаённых качеств человека, духовная потребность, которую в современных условиях редко кому удаётся удовлетворить при жизни. За многие тысячелетия жизни людей в рабстве, под гнетом государства и многочисленных социальных ограничений это стремление ушло глубоко в подсознание человека, но у некоторых натур оно пытается вырваться оттуда: сильные личности периодически пытаются сбросить эти оковы и лезут на трудно доступные вершины, плывут в одиночку на лодках через океан, занимаются другими экстремальными видами спорта: там они получают тот адреналин, с которым постоянно жили наши далёкие-далёкие предки… Любое путешествие, ненадолго освобождающее человека от рутины каждодневной жизни, дарит нам ненадолго суррогат этого великого чувства… Много можно открыть в себе, если своевременно прислушаться и попытаться понять такого рода переживания в своей душе.
У Анны Яковлевны была корова, телята, овцы, свинья, гуси и куры. Дом начинал жить рано утром, когда по деревне собиралось стадо, деревня в 50-е годы была еще живая, скотины в домах было много, утром все животные собирались в стадо и пастух, щелкая кнутом, гнал стадо на пастбище. Вечером стадо возвращалось: от стада по деревне летела пыль, мычали коровы, блеяли овцы. По-моему, нет звуков на свете приятнее. Животных разбирали и загоняли на скотные дворы. В стойле доили корову. Детям давали по стакану парного молока. Это был великий ритуал. И все это было очень близко и приятно моей душе.
Это был огромный мир, питавший и лелеявший детскую душу. Жалко, что этот период в моей жизни был таким коротким. Но я до сих пор завидую людям, родившимся в деревне и у которых в деревне остались какие-либо корни. Это чувство было настолько глубоким, что я часто говорил, что я тоже родился в деревне и называл местом своего рождения и своей родиной деревню Новиково… Во все периоды жизни тяга к природе, к деревенской жизни была огромной и сейчас она осталась…
И она все-таки реализовалась, когда мы с Клавой уже на моем седьмом десятке жизни в 2005 году приобрели землю в деревне Московка Серпуховского и построили там дом. Ландшафты в районе Московки очень похожи на природное окружение деревни Новиково: там и там деревня расположена на возвышенном месте, через деревню протекает речка, вокруг поля и дали, рядом несколько церквей, наш дом в Московке также расположен на краю деревни… Хозяйка, у которой мы приобрели этот участок, назвала его «благославенным местом», и это правда…
Московка недалеко от тех мест (между этими деревнями около 20 км), где родился мой дед по маме Степан Иванович Сосипатров (деревня Голыгино). В начале войны в 1941 году Москву начали бомбить немцы и меня полугодовалого ребенка оторвали от материнской груди и с бабушкой Агнией отправили в Голыгино и там она летом 1941 года меня окрестила … Но в Голыгино от деревенской кормежки, от манной каши и коровьего молока я быстро запоносил и меня через полтора-два месяца уже синюшного вернули на излечение в военную Москву.
Когда ко мне в Новиково приезжал отец с мамой, мы ходили на Сохну утром купаться. За деревней ниже деревянной плотины разрушенной деревенской электростанции было живописное место для купания. Чистая вода со снующими около ног пескарями… С тех пор утренние купания в реках, прудах, озерах, в море одно из самых больших моих удовольствий…
Часто ходил на деревенскую конюшню: она была недалеко от дома на краю деревни. Меня тянуло к конюхам, лошадям, телегам… Мне очень нравилось гладить и трогать лошадей. Там среди полей с деревенскими ребятами и лошадьми была совершенно другая жизнь. С деревенскими ребятами я ладил. Там мне удавалось даже покататься верхом на лошадях. К слову о наследуемых родовых качествах: наверное мне эту любовь крестьянский сын дед Степан передал, а через меня она у моей дочери Лизы, живущей сейчас в Германии, проявилась, Вдруг лет десять назад, когда дети подросли, у неё там эта страсть пробудилась: стала лошадей держать, сначала одну, а потом другую купила, и почти каждый день с ними там занимается, ухаживает за ними, психологию их поведения изучила, верховую езду освоила... Ходили с ребятами на гумно за деревней; там был свой особый мир, со своими запахами, звуками, особой тишиной, веялками с длинными приводными ремнями. Несколько раз за лето ко мне приезжали родители. Помню, один раз я выехал им навстречу с гумна в деревню верхом на лошади и так расскакался и расхрабрился, что прямо в виду родителей упал с нее. Вскочил с земли и, испугавшись, что лошадь убежит, схватил ее за хвост и стал удерживать. Родители за меня очень испугались: конь мог ударить меня копытом. Есть фотография, где около дома я в какой-то черной одежде и в кепке стою с моей любимой лошадью и держу ее за уздечку.
На зимние каникулы тоже приезжал в деревню несколько раз. Зимы были тогда снежные, морозные деревенские ребята в ночь на Рождество брали на конюшне сани-розвальни, в которые зимой запрягали лошадей, и на них спускались с довольно крутой горы к речке. Вся гурьба мальчишек набивалась вповалку в сани и с визгом и криками мчались вниз. Потом сани затаскивали наверх и снова мчались с горы… Ни с какими городскими забавами сравнить такое катание невозможно.
Мои родители так сроднились с Анной Яковлевной, что она предложила им вместе построить дом на ее участке, из двух половин на две семьи. Это был бы прекрасный проект, но у родителей тогда не было на это денег…
Деревня Новиково была довольно коротким периодом моей жизни, но след она в моей душе оставила неизгладимый. А атмосфера деревенской жизни и отношений между деревенскими людьми очень близка мне. Эта деревня стала для меня родной, очень расширила мой внутренний мир, определила одну из черт и стремлений моей личности. После погружения в этот мир во мне пробудился огромный интерес к окружающему миру, и людям, встречавшимся на моём пути, интерес к познанию сущего, который на завершающем отрезке жизни выразился в моём литературном творчестве. Однако для этого надо было прожить ещё около сорока лет…
Потом, изучая работы Доктора, узнал, что при правильном воспитании именно в это время (в 9-10 лет) у ребенка может проснуться чувство прекрасного, чувство удивления перед красотой окружающего мира и в последствии это может преобразить его жизнь. Удивление может породить стремление к его познанию и такая жажда действительно способна пробудить в человеке творческое начало и сделать жизнь насыщенной и интересной.
Похоже и со мной благодаря деревне произошло что-то подобное, она частично исправила урон, нанесённый мне в раннем детстве военным временем. Чувство прекрасного, красоты (извините за возвышенный слог) во мне присутствует, оно очевидно как постоянное стремление ведёт меня по жизни, многие это отмечали, а первый об этом сказал мой школьный друг Анатолий, подарив мне на день рождения альбом «Эрмитаж. Западноевропейская скульптура» с надписью: «Крошка, учитывая твою склонность к прекрасному и изящному. 11.03.61». Крошками мы звали с Анатолием друг друга в школьные годы… Примерно в это же время в 1962 году издательством Академии художеств СССР была издана трёхтомная «История искусства зарубежных стран», которая на долгое время стала одной из моих любимых книг, и сейчас она стоит на полке семейной библиотеки. Художественных альбомов с картинами различных художников в библиотеки тоже довольно много, а было бы ещё больше, если бы не изменение семейных обстоятельств...
Прекрасное, красота это не бытовые представления и категории, хотя они проявляться и в быту; в философии изучением всех форм проявления прекрасного занимается эстетика. Искусство и художники помогают человеку в их познании, являя нам в своих творениях живые образы прекрасного и красоты. Это один из путей постижения божественного в природе и человеке. Наличие такого стремления в человеке говорит о присутствии творческого начала и склонности к постижению божественных тайн бытия и мироздания.
Если такого пробуждения не происходит, человек становится «оторвышем». Жизнь у таких детей-людей идет дальше, но они в ней ничего не находят. Это характерно для современной жизни, люди ничего вовне не находят; ведь будучи детьми они не научились находить в жизни прекрасное. Они стремятся найти лишь то, что обогащает сухое знание. Но они не находят скрытой во всем красоты, и связь с жизнью отмирает. За подтверждением этого наблюдения чтимого мною Доктора Штайнера, одного из учителей человечества, обладавшего даром духовного прозрения и видения сущности вещей, людей и явлений - основателя вальфдорфской педагогики, далеко ходить не надо. Таков путь современной культуры: отмирает связь человека с землей и природой.
Свидетельство о публикации №218101300765