Кораблики

Зима в тот год выдалась снежная. Огромные сугробы принесли немало радости деревенской детворе. Ребятишки с радостным визгом катались  с горок, рыли пещеры в сугробах. Однако, всему приходит конец. Закончилась и зима. Солнечные лучи все сильнее прогревали замерзшую за зиму деревню. Под их теплом снег становился серым и тяжелым. Он был пропитан водой и все больше оседал на землю.
  Первой из-под снега появилась дорога. По ней уже весело бежали ручейки, когда начал таять снег и на сторонах.  Шуркин дом стоял на возвышении , и около него быстро появлялись проталины.Воды становилось все больше. Чтобы она не потекла и не размыла дорогу на Шуркиной стороне жители начали копать канаву,которая и собирала воду. Канава тянулась вдоль всей деревни, что  располагалась  около речки, в которую и устремлялась вода. Канава и становилась главным местом в детских забавах.
  В этот день солнце светило очень ярко, на улице было тепло , и можно было идти пускать кораблики. Кораблики - это совсем не кораблики, а обыкновенные палочки, щепочки. У Шурки был особый кораблик. Его сделал старший брат из дощечки. Он ее остругал,  с одного края заострил.  Перочинным ножиком он проковырял в днище "кораблика" дырочку и вставил  в нее прутик. На прут была привязана красная ленточка. Это был настоящий советский корабль с флагом. Ни у кого такого не было. Мальчишки могли бы сделать себе и получше, но зачем. Их вполне устраивали щепки и палочками. Те быстрее неслись по канаве. А ведь смысл -то и был в том, что надо было быстрее догнать кораблик до речки. Чье судно  первым приплывало в речку, тот  и объявлялся победителем. В новом заплыве победитель мог и поменяться.
  Шурка со своим корабликом не побеждала в гонках. Он  был довольно длинным и постоянно застревал то в веточках, то цеплялся за берег канавы. Там, где палочки и щепочки проскакивали легко , ее кораблик застревал, и его приходилось проталкивать длинной палкой.   Мачта и флаг тоже не добавляли скорости, а скорее мешали ходу: то перевертывали кораблик, то цеплялись за берег канавы. Но это было на местах с быстрым течением воды,  когда же он плыл по спокойной воде, девочка любовалась своим суденышком. Тогда и мальчишки завидовали капитанше.
  Детвора собралась возле Шуркиного дома. А где же ей еще собираться: во- первых , выше их канавы не было, так как старая бабка Катя не копала канаву, во-вторых, напротив жили Пашка и Зойка. Это был "центр" всех мероприятий. Сегодня пришли мальчишки с нижнего конца деревни.  Пришла и Нина, задушевная подруга Шурки.  Все стояли с длинными палками или  прутьями в руках и, конечно же ,с корабликами. Одежонка была у всех плохая, но уже не зимняя. В шубе не очень-то побежишь за звонким ручейком в канавке.  На ногах была самая разная обувка: начиная от валенок с калошами, до  ботинок. Лучше всего были бы пригодны резиновые сапожки, но их не было почти ни у кого, а если и были, то дырявые, оставшиеся от старших братьев и сестер. Предполагалось, что в воду дети не полезут, ноги не  намочат.На Шурке были "пахтули". Это были резиновые сапожки с короткими расширенными голенищам, да к тому же на каблучке. Они были новыми, хоть и были велики на три размера.
  Выстроившись на краю канавы, дети смотрели на Пашку. Тот, присев на корточки, держал в канаве дощечку, положенную поперек ручья. К ней и бросили ребятишки свои кораблики. Шура тоже спустила свой на воду.  Пашка убрал преграду, и "флот" отправился в плаванье. С криками и визгами капитаны помчались по берегу, высвобождая корабли из разных затруднений. Комья снега, обрушиваемые детьми, что плыли по воде  вместе с кораблями часто становились преградой для судов. Ветки, травинки цепляли корабли , и тогда капитаны палками прогоняли свои суда дальше.
  Шура отстала от компании со своим кораблем.  Вдруг она увидела чудо: по канаве плыл корабль. Большой белый, сделанный из тетрадного двойного листа, он важно качался на воде. Он плыл еще медленнее, чем Шуркин, но это было неважно.  На борту кораблика было написано "Дружба". Кто запустил этого красавца, не пожалев два листка чистой бумаги? Девочка смотрела на бумажный кораблик, а видела большой, как на картинках, морской корабль. Она уже придумала, что он плывет в кругосветное плаванье, она на  нем, естественно, капитаном, когда веселая компания мальчишек и Зоя с Ниной подбежали к ней. Они уже догнали свои корабли до речки и возвращались на верхний край для нового запуска. Победителем в этом заплыве был Вовка Торопов. Он был высокий, длинноногий, и часто обгонял всех в гонках. Пашка, который побеждал чаще, хоть и был ниже ростом, был только третьим.  Странно, но он не казался огорченным.
   "Нравится корабль?- обратился он к девочке,- правда, красивый?  Мне тоже нравится."
   "Кто его сделал? Пашка, кто его запустил? Я его погоню до речки".
   "Мы все его погоним до речки,-хором завопили мальчишки,-ишь какая умная. То у нее корабль с флагом на мачте, то, видишь ли,  бумажный придумала."
   "Это  не мой. Не я его сделала. Он плыл по канаве. Он сам плыл"
  "Да ладно, чего там. Чей бы ни был, а погоним все"-мальчишки двинулись по бергу вниз. Кораблик важно покачивался на воде. Он  часто застревал в заторах, но кто-нибудь ловко вытягивал его из затора руками: ребята боялись порвать это белоснежное чудо  палками.
  Вот и речка. Кораблик вплыл в нее и захваченный течением важно поплыл по речушке.  Он начал удаляться от берега, когда Шурка осознала, что сейчас он выплывет на быстрину и уплывет  далеко. Она не могла лишиться этого чуда. Не раздумывая, девочка рванулась в ледяную воду и в последний момент успела схватить  бумажный кораблик.  Она не чувствовала обжигающего холода ледяной воды, которая в речке была ей почти по грудь.   Она с трудом выбралась из речки, бережно прижала к себе кораблик и побрела домой, даже не вылив воду из" пахтулей."Деревянный кораблик тем временем унесло в речку, и мальчишки потом рассказывали, что долго видели красный флажок , покачивающийся на волнах речушки.
  За дорогу девочка замерзла, и когда пришла домой мокрая по пояс, то получила от мамы сначала трепку мокрым пальтишком, потом горячий чай с малиной, потом теплое  молоко с медом, что хранился в семье на подобный случай, а потом теплую русскую печь. Шурка согрелась  и быстро заснула.
 Отделалась девчонка легко: не было воспаления легких. Она полежала два дня с температурой и на третий- была здорова. Спустившись с печки, девочка первым делом рассмотрела кораблик. Он был цел,  но помят и не казался уже таким красивым, но Шурка  не расстроилась. Вечером она нагрела утюг и разгладила кораблик. 
  Утром  девочка собралась и побежала пускать кораблики.   Когда он отпустила на воду свой немного помятый кораблик, Пашка неожиданно вытянул  из кармана второй, расправил его и пустил в  ручей. На борту корабля чернело название" Александра". Шурка с восхищением смотрела на два корабля, плывущих друг за другом по канавке и желала им счастливого плавания. Сегодня она не побежала за корабликами. Почему-то  вдруг стало грустно не смотря на яркое солнце, тепло и журчание ручейка. Пашка стоял рядом и тоже смотрел на кораблики с грустью в глазах.
  Когда кораблики скрылись из виду, друзья вместе развернувшись  побежали на вытаявший и уже просохший луг играть в чижика, и скоро над деревней летел звонкий Шуркин голос, кричавший  песню маетника:" Чижик, палка-стукаталка, кулики, топорики-и-и-и. 


Рецензии