Рецензия и оглавление
Екатеринбургская Епархия. 2006 год.
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ.
ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Нравственная оценка добра и зла в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Глуцкого Игоря.
Научный руководитель Ирина Анатольевна Летова.
Рецензия
Автор дипломного сочинения «Нравственная оценка добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» избрал для своего исследования тему достаточно сложную во многих отношениях – в частности, имею ввиду обилие разноречивой литературы о романе. Такой выбор свидетельствует уже сам по себе об исследовательской состоятельности автора, что, собственно, подтверждает представленная к защите работа, уверенно и основательно развёртывающая оригинальную и независимую концепцию, аргументировано полемизирующую с крайними точками зрения на роман Булгакова.
Глубоко симпатична и очевидно единственно верна методологическая установка автора работы, последовательно выдержанная, состоящая в том, что художественное произведение не должно рассматриваться как идеологическая теория или богословский труд, поскольку это – специфический образно – чувственный мир, исключающий смысловую одновекторность и концептуальную завершённость. Такая установка предполагает предельную объективность, истинную научность, исключающую какой бы то ни было субъективизм и заданность, что придаёт позиции автора убедительность, вследствие чего работа вызывает читательское доверие и интерес.
Автор сочинения доказал заявленный тезис о глубокой укоренённости сознания и мировоззрения Булгакова в православной вере и культуре, что профессионально выявляется им на разных уровнях художественного мира писателя: на уровне персонажей, сюжетных ситуаций, мотивов, на уровне автора и повествования. Здесь оказывается уместным и раздел о личности и судьбе писателя, на первый взгляд кажущийся лишним.
Но вместе с тем в работе показано, что идея теодицеи недовоплощена в романе, то есть воплощена непоследовательно – в силу давления на сознание писателя исторического времени торжества воинствующего атеизма. Но необходимо помнить и о том, что важнее и что подчёркнуто в дипломной работе, что художественная структура не терпит завершённости, договорённости.
Анализируемый материал вписывается автором в разного рода контексты: исторический, литературный, культурный, философский, богословский и так далее, что не уводит от темы, но напротив, помогает исследованию проблемы, высвечивая её ядро и представляя дополнительные аргументы для анализа.
Замечаний принципиального характера по рецензируемой работе у меня нет – можно указать лишь на некоторые недочёты и шероховатости стилистического или терминологического характера, а также на небрежность порой в оформлении научного аппарата, что, в сущности, не может повлиять на высокую, именно «отличную», оценку дипломного сочинения.
Думаю, что имеет смысл рекомендовать оформить концепцию работы в статью для опубликования.
Доцент кафедры литературы Уральского Государственного Университета
Кандидат филологических наук Людмила Николаевна Житкова.
Оглавление.
Введение: http://www.proza.ru/2018/10/15/1011
1. Жизнь и творчество М.А.Булгакова.
1.1.Судьба писателя: http://www.proza.ru/2018/10/16/794
1.2.Отражение биографии в творчестве писателя,его стиль и метод: http://www.proza.ru/2018/10/17/918
1.3.Взаимоотношения М.А.Булгакова с верой и Церковью: http://www.proza.ru/2018/10/18/880
2. История создания романа «Мастер и Маргарита»: формирование концепции, развитие замысла.
2.1.Как возникла идея романа, черновики: http://www.proza.ru/2018/10/19/998
2.2.«Фантастический роман» в стиле романтизма: http://www.proza.ru/2018/10/21/321
2.3.Мертвые души (О пошлости советской жизни): http://www.proza.ru/2018/10/22/1070
2.4.«Каждому будет дано по его вере» (доказательства бытия Божия).
2.4.1.Кто управляет миром? http://www.proza.ru/2018/10/22/1426
2.4.2.Категорический императив Канта: http://www.proza.ru/2018/10/23/982
2.4.3.Доказательство бытия… диавола: http://www.proza.ru/2018/10/23/1404
2.5.Литературная теодицея: Книга Иова – «Фауст» - «Мастер и Маргарита»: http://www.proza.ru/2018/10/24/906
3. Основные идеи (концепция) романа и мир его персонажей.
3.1.Обусловленность персонажей концепцией романа: http://www.proza.ru/2018/10/24/1224
3.2.Воланд – главное действующее лицо, так кто ж он: религиозный символ или художественный образ: http://www.proza.ru/2018/10/25/681
3.3.Отношения между свитой Воланда и жителями Москвы, как повод поговорить о свободе человека: http://www.proza.ru/2018/10/25/905
3.4.Мастер и Маргарита: «каждому будет дано по его вере».
3.4.1.«Он не заслужил света, он заслужил покой»: http://www.proza.ru/2018/10/26/1119
3.4.2.«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»: http://www.proza.ru/2018/10/26/1180
3.4.3.Мастер и Маргарита: «не двойной ли это образ русской души?»: http://www.proza.ru/2018/10/26/1543
3.5.Народно-литературные традиции дьяволиады: http://www.proza.ru/2018/11/04/1541
3.6.Библейские персонажи в романе: учение Йешуа и ошибка Пилата: http://www.proza.ru/2018/11/05/1315
Заключение: http://www.proza.ru/2018/11/11/1291
Список использованной литературы и источников: http://www.proza.ru/2018/11/17/1357
Введение: http://www.proza.ru/2018/10/15/1011
Свидетельство о публикации №218101401337