Аморальность и искусство

1. Литература и поэзия.Читатели и авторы.

По моему уразумению,большинство современных читателей - это люди нескольких типов:первые два - равнодушные и озлобленные. Равнодушные читают от скуки,скользят по поверхности и ищут развлечения более,чем понимания автора и его произведений.Их "приобщение к искусству" фактически равно нулю, они не могут духовно осваивать произведение,  со-переживать автору,углубляться в смысловые глубины. Их мысли и чувства мелки,их цель показать,что и они не чужды искусству и культуре. Им лень хвалить автора или критиковать его. И сами они остаются для автора какими-то абстракциями - что есть, что нет. Они не умеют и не желают трудиться духовно и их вкусы чисто мещанские. Есть разновидность "равнодушных" - эгоисты: они пишут сами и порою вовсе не невежды в искусстве и поэзии. Но они знают лишь себя,своё любимое - до чужих авторов им мало дела. Надо сказать, что эгоизм вообще присущ творческому человеку и если сам пишешь много,то уже нет времени и сил для других.
Второй тип читателей - критики-злопыхатели. Столь же мало понимая автора,они стремятся блеснуть иронией, сарказмом относительно его произведений. Они исходят из презрения к чужому труду и считают себя обладателями абсолютной истины. Самые же ярые обличители - невежды. Я разумею именно неправедную критику,- переход на личности, навешивание ярлыков, ошибочное толкование произведения и т.п. Для такого критика главное показать какой он "знающий" и "умный",какой он знаток искусства.Но для настоящей критики нужно проникновение в смыслы произведения, действительный ум и знания, способность к вчувствованию в чужое и к теоретическому размышлению. Такая критика осуществляется на основе благожелательности к автору, а не на основе ненависти к чужому,к тому, что не понимаешь.Истинная критика - со-творчество. Она призвана помогать автору исправлять действительные ошибки, не претендуя на абсолютную истину.
...
Я не люблю своих читателей, не знаю их,пишу в пустоту.Чаще я сталкиваюсь с убогой и необоснованной критикой, с насмешкой и агрессией.Или с полным безразличием. Но каково время,таковы и читатели. Искусство?Поэзия?Культура? - Это гроб (уже), но золотой (ещё).
Я не буду говорить о положительном типе читателей, так как цель этого текста прежде всего выявить недостатки самой эпохи и именно отрицательные свойства читателей.

2. Искусство - его сущность и его время.

Искусство,а особенно поэзия,это,по своей сущности, гуманизм. Общеизвестно, что центральная тема искусства - человек,его душа,помыслы и деяния.Всё это даётся в этическом аспекте, перерастает в тему борьбы Добра и Зла в жизни людей.Всё конкретизируется в образы и обрастает принципами,символами. Разумеется,очень важен чисто эстетический аспект, но эстетика без этики зло. Нерон поджигал людей на столбах и любовался этим зрелищем,как произведением искусства.Далее, искусство призвано встать на защиту Добра, реабилитировать его,показать его силу, одухотворить эмпирику,показать - наперекор всему первичность Добра а не зла,создать и поддерживать положительные ценности. Конечно,искусство,даже поэзия,могут быть насквозь пессимистичными и мизантропическими.Но этот предельный пессимизм объективно этический акт,акт отчаяния, невольный протест против того, что изображается и утверждается как злая основа бытия,жизни,человека. Элегия в поэзии и есть такой протест против того,что изображается, даже печаль может быть светлой. Элегия обличает зло в самом его изображении,она тоска по светлому миру, жалоба благой души на тьму вокруг.Искусство - вечный поиск смысла жизни, изображение согласия и конфликта и желание возродить или развить духовность в человечестве.Бывают совершенно особые случаи,как,скажем, поэзия французских "проклятых поэтов". Но у них поэзия восхваления Зла уже перерастает в лжеискусство.
...
Но проблема в том, что зло преобладает в природе человека и зла в мире больше,чем добра. В социальных условиях зло повсеместней,активней и эффективней, можно сказать - первичней. Добро - реакция на Зло. Человек двойственное существо, сплетение тьмы и света. Но как часто в эмпирической реальности побеждает именно тьма,разрушение,а не созидание! Совершенное общество - утопия. Среда портит человека и человек портит среду. И вот в конце концов для нас наступила эпоха бездуховности. Какое же искусство может дать бездуховный человек?Только лжеискусство. Сохраняется ли при этом искусство истинное? Да, но оно теряет свою ценность и силу в глазах общества. Пришло время рынка, первенства и засилья бизнеса, когда всё продаётся и покупается.Поэзиястановится бизнесом, поскольку большинство людей в обществе всего лишь придаток к вещам,чинам и деньгам. Уже важен не талант,а богатство.С помощью денег можно издать миллионным тиражом любую халтуру.А бедный талант без денег и связей гн может издать ничего,вынужден писать в стол, когда всё им написанное после его смерти станет прахом. Благотворительность не касается литературы,как раньше. Спонсоры вымерли,как динозавры.Я не говорю о творцах уже знаменитых и популярных,о тех,кто всё же сумел опубликовать книги без особой траты денег.Я не говорю о специализированной литературе, на которую всегда есть спрос. Легче также совместными усилиями издать коллективный сборник стихов или прозы. Но часто издание книги равно отсутствию этого издания. Как бы талантлива книга не была,она не имеет спроса у публики с мещанскими вкусами. Книга лежит мёртвым грузом в магазине и благополучно испаряется куда-то.
...
А какая "культурная" организация у нас самая формальная, ничтожная,бюрократическая Союз Писателей.Связи в группе высших чинов и "своих" и интересы бизнеса - вот всё,что Союз Писателей имеет "за душой".  Но если поэзия становится бизнесом,она перестаёт быть поэзией вдохновения,точнее - она становится поэзией толстосумов,преимущественно графоманов, и их "друзей". Просто чудо,что Союзу Писателей иногда всё же удаётся издать действительно хорошую книгу!
...
И ещё одна проблема. По идее государство должно поддерживать культуру,реально оно её угробляет.У государства и бизнеса общие интересы и даже бизнес подчиняет себе и политику и государство.
...
Хочется упомянуть и о модернистах, основное новаторство которых отрицание старого искусства и всякой морали. Это уже абсолютный,обездушенный пессимизм.Главное же занятие модерниста искусство. В итоге создаются заумные теории,ничтожные произведения и лжеискусство, выдаваемое за искусство истинное. А настоящее искусство такому обществу уже не нужно.


Рецензии