Профессиональная ориентация Из книги Уроки и перем

           После шести часов вечера в детском садике детей уже нет. Ну, или почти нет. Потому что садик работает до шести часов. А школа работает вообще без всяких часов. У нее по вечерам кружки, занятия, собрания и вечера – мероприятия, то есть. И на всех мероприятиях Алешина мама обычно бывает.
           Так вот, когда проводится очередное мероприятие, Алеша из садика идет не домой, а прямо в школу. Зачастую вместе с Олежкой. Потому что Олежкина бабушка работает учительницей и тоже обычно бывает на мероприятиях. А родители Олежки целыми днями пропадают на колхозных работах. Вот беспризорным дошколятам и приходится вольно болтаться по школе. И никого это не удивляет. Кроме Алеши с Олежкой в школе имеется еще несколько таких же вольноболтающихся детей. Каждый болтается там, где ему интересно.
           Когда на улице тепло, Алеша любит бывать в школьных мастерских, где стоят сельхозмашины и разные детали к этим машинам. Он крутится вокруг всей этой техники и донимает присутствующих в мастерской своими бесконечными вопросами.
           Наибольший интерес у Алеши занимают трактора: гусеничный и колесный. Алеша внимательно рассматривает главные детали трактора, которые разложены на огромных стендах. Самые понятные детали, разумеется, руль и колеса. Остальное – сплошные загадки.
      - Это что такое? – спрашивает он у учителя Ивана Дмитриевича.
      - Это гусеница.
У Алеши округляются глаза:
      - Разве она такая большая?
      - А какая же она еще должна быть? – не понимает учитель.
      - Где же у нее лапки?
      - Нет у нее никаких лапок. Это же механическая гусеница. На ней весь трактор катится. А гусеницей она потому называется, что не крутится, как колесо, а ползет, как настоящая гусеница.
      - А это что? – Алеша показывает на другой предмет на стенде.
      - Амортизатор.
Алеша задумчиво шевелит губами, пытаясь выговорить трудное слово.
      - Чей тизатор? – наконец, сдается он. – Твой?
      - Не мой, а школьный, - объясняет учитель.
      - А почему ты говоришь: «Мой тизатор»?
Учитель смеется и щелкает Алешу по носу:
      - Ну, брат, с тобою не соскучишься!
      - А это что такое? – опять спрашивает Алеша.
      - Это коробка передач.
Алеша внимательно осматривает ее со всех сторон и говорит с обидой:
      - Ты обманываешь. Вовсе это не коробка, а железка.
      - Конечно, не коробка. Просто у этой штуки такое название: «коробка передач».
      - А что она передает?
      - Движение передает.
      - Куда?
      - Эх, брат, моим бы ученикам такое любопытство! Небось, механизатором станешь, когда вырастешь?
      - Нет, я директором буду.
Учитель поражен:
      - Что же это тебя в директора потянуло?
      - Директор самый главный, - поясняет Алеша, - и его все слушаются.
      - Это ты верно заметил, - соглашается учитель и усмехается. – Ну, силен, пацан! В директора замахнулся.
        В школе педсовет по случаю окончания учебного года. Как обычно, он проходит вечером, после шести, когда вся детсадовская детвора по домам разобрана, и учительские  беспризорные дети вынуждены болтаться по школе. Алеша с Олежкой обследовали уже все кабинеты, спортзал, мастерские и двор. Кругом пусто и скучно: учителя на педсовете. Малыши устали, им хочется кушать, а времени – далеко за восемь.
        Можно было бы, конечно, пробраться в кабинет, где проводится этот самый педсовет. Тем более, что дверь открыта. Но там народу много. Да и говорят все про какие-то скучные дела. А главное, там директор. Мальчики его побаиваются.
        Чтобы обратить не себя внимание, Алеша с Олежкой принимаются бешено скакать по коридору, сильно топая ногами. Визжат от удовольствия, как поросята, и добиваются того, что из кабинета выходит учительница и грозно кричит:
       -А ну-ка, прекратите бегать! Вы мешаете работать!
Мальчики останавливаются на секунду, уставивши на нее невинные свои взоры, но тут же  пускаются прыгать в том  же темпе и с тем же криком.
      - Да что это за безобразие! – слышат они незнакомый женский голос. Малыши еще не в курсе, что из района в школу приехала какая-то грозная инспекторша и пожелала присутствовать на педсовете. И вот сейчас у нее на глазах происходит такое безобразие.
      - Неужели нельзя утихомирить этих детей? – возмущается инспекторша.
      - Они хотят кушать и спать, - говорит в ответ Олежкина бабушка. Она очень старая учительница и очень заслуженная. Ей ничто и никто не указ. А тут еще мальчики принялись дружно реветь.
      - Если позволите, я уйду и уведу ребенка домой, - говорит Алешина мама.
      - Как же уйдете, если вы протокол пишете? – спрашивает директор.
      - Мне собственный ребенок дороже протокола, - отвечает мама и начинает собираться домой.
      - Да, надо нам всем идти домой! – поднимается с места Олежкина бабушка. – Засиделись уже. У нас дома семьи.
        Тут все загалдели, стульями задвигали.  И директор попросил присутствующих проголосовать единогласно за решение педсовета. Все тут же выполнили его просьбу и пошли к выходу.
        Вскоре школа опустела. Остались только директор, инспекторша и Алешина мама с Алешей. Мама протокол должна дописать. Алеша спрятался у мамы за спиной и захныкал:
      - Я кушать хочу! Я спать хочу!
      - Так это ты там со своим приятелем носился, как лошадка? – вопросила инспекторша. Вероятно, она хотела таким образом успокоить ребенка.
      - И вовсе я не лошадка, а мальчик, - обиженно изрек Алеша.
      - А если мальчик, то обязан слушаться взрослых! – сказала инспекторша. И добавила. - А тех, кто не слушается, следует наказывать.
      - Маленьких наказывать нельзя! – храбро заявил Алеша. – Потому что они слабые и беззащитные.
      - Так ты еще и мыслитель, оказывается? – удивилась инспекторша.
      - Спиноза, - сказал Алеша.
      - Что-что? – не поняла инспекторша.
      - Не что, а кто. Спиноза – это мыслительный ученый такой был, - пояснил Алеша.
      - Ага! Так ты, выходит, Спинозой себя считаешь? – рассердилась инспекторша.
      - Да не принимайте его всерьез! – попытался вмешаться директор. – Ребенок! Он же не соображает ничего.
      - То есть, как не принимать всерьез? – взвинтилась рассерженная гостья. – Или вы не знаете, что из таких вот ребенков преступники вырастают? Сначала старшим грубят, а потом бандитами становятся.
      - А я директором буду, а не бандитом, - сказал Алеша и спрятался за мамину спину.
        Инспекторша вышла из кабинета, директор засмеялся, а Алеша заплакал. Тогда мама взяла его на руки, прижала к себе и успокоила:
      - Не обижайся, сынок! Конечно, ты обязательно станешь директором. И будешь очень хорошим директором, который не будет своих работников держать на работе до ночи. – Она отдала протокол директору и прямо так, с Алешей на руках, направилась к двери.
        Домой пошла, кормить ребенка и укладывать его спать.


Рецензии