Васька

               
Зимним, морозным вечером я с внучками сидела у камина. В комнату вошёл дед и сказал
- Угощайтесь, вот оно сибирское здоровье! Гостинец от бурундучка Васьки.
 И он поставил перед нами полную чашку отборных кедровых орехов. Старшая внучка, понимающе улыбнулась, а вот младшая, удивлённо посматривая на всех, спросила;
-А где этот бурундучок Васька?
- В лесу остался  - ответил дед. И хитро улыбаясь, подмигнув, добавил    -Расскажи-ка бабуля внучкам, о нашем лесном дружке.
Внучки с интересом посмотрели на меня.
- Осень нынче выдалась тёплая, урожайная. Не зря говорится:  близ  леса теплее осенью; зверь и птица к нему стремится, да и человеку всего хватит,- вот дед и взял меня  с собой в тайгу на заготовку кедровых орехов. Обязанность моя была обед готовить, да за костром следить. И ещё бродить по тропинкам любуясь красотой, да вдыхать ароматы осеннего леса. А воздух в лесу – лучшее лекарство.
Дед сделал шалашик под высокой развесистой лиственницей, которая уже начала сбрасывать свои нежно - золотистые иголочки, как будто  предупреждая нас:
- Торопитесь, готовьтесь, скоро выпадет первый снежок.
Ночевали в шалаше у костра, и это были чудесные, незабываемые таёжные ночи.
Для костра я собирала сухие еловые ветки. Они горят по- особенному, а искры оранжево - жёлтыми пучками, с треском, летят высоко- высоко в ночную темноту до самых вершин могучих кедров, обступивших стеной наш костёр.
А выше, небо уже светлее от ярких осенних звёзд. И искры от костра летят к этим звёздам, но гаснут, не  долетев до вершин огромных кедров.
Я хлопотала у костра, вдруг услышала где-то рядом, за спиной шорох, испугалась и замерла. Вокруг ни души. Дед ушёл собирать шишки. Шорох   затих. Я медленно, без звука, стала поворачиваться и обомлела.
Рядом на пеньке столбиком стоял бурундучок. Мы встретились глазами. Бурундучок, свистнув мгновенно исчез, спрятавшись под пенёк. Я не стала его беспокоить и занялась своими делами, но чувствовала, что он за мной наблюдает.
Вечером у костра я рассказала об этом деду. Он мне объяснил, что бурундучки находят полусгнивший пень и в глубине под корнями устраивают свои кладовые -  запасы на всю зиму. И этими запасами могут воспользоваться и другие звери. У  зверей свои законы.
-Ты не подходи близко, не пугай его, пусть привыкает - предупредил меня дед.
Вот так мы с бурундучком стали соседями.
Каждое утро он выскакивал из под пенька, вставал на него, осматривался, замирал столбиком на несколько секунд, и, свистнув, исчезал в тайге. Возвращался с раздувшимися щеками, это он в защёчных мешках приносил орехи, снова вставал на пенёк, осматривался, застывая, и вновь прятался под пень.

Однажды я увидела, как бурундучок подбежал к костру, схватил кусочек  яблока, и, встав на пенёк, начал быстро грызть его, своими мелкими, передними, острыми зубками. Он походил на нашего кота Ваську.
Я стала подкармливать соседа, называя его Васькой. Так мы подружились с лесным зверьком.
И вот  я положила на пенёк несколько шишек  и села к костру.  Васька выскочил из пенька, схватил своими маленьким лапками шишку и, ловко прижав её к земле, стал вытаскивать орехи.
Пустые и гнилые орехи он не брал, выбирал только с крепкими ядрышками. Наблюдать за крохотным, лесным  зверьком было одно удовольствие.
В тайге мы пробыли несколько дней и стали собираться домой. Дед перетаскивал мешки с орехами в машину. Довольный своей работой, он приговаривал: 
- Возле леса жить -  голодному не быть. Лес всех прокормит, только надо меру знать, да не пакостить. А в лесу, что родится, то и дома пригодиться. Ленивый и тот сыт будет.
На наше место приехали двое мужчин. Переговорив с дедом, каждый занялся своим делом. Дед пошёл за последним мешком, а я уже сидела в машине, как услышала громкий разговор. Почуяв неладное, я вернулась к костру.
 Мужики, хихикая, показывали деду полное ведро отборных орехов:
- Смотри, дед, что мы нашли. Орехи-то какие, один к одному. Вот спасибо бурундучку. Помог! – веселился мужик, что помоложе.
- Вы, мужики, одурели что ли? - возмущался дед.
- А куда ему столько, да и до зимы ещё далеко, натаскает по - новой -успокаивал один из них деда.
- Да он не только для себя заготавливает. У него, наверное, и родственники есть, да и любой зверёк в морозы тайник найти может, от голодной смерти спасётся, а вы!  - объяснял дед.
- Так и мы, не только для себя, у нас тоже дети есть, а у Ивана и внуки в городе - им тоже орехов хочется - оправдывался мужик.
- А вот и представьте себе, что ваших детей да внуков ограбили какие-то мерзавцы - возмущался дед.
Я молча  взяла ведро, развязала свой мешок, отсыпала орехов, подошла к разрытому тайнику бурундучка Васьки и высыпала в него все орехи. И как могла, укрыла мхом. Мужики от такого поворота растерялись и, глядя на меня, переминались с ноги на ногу. Дед, сплюнув, в сторону мужиков с досадой сказал:
-Худая та птица, что своё гнездо марает.
Я замолчала, внучки притихли:
-Бабуля, а бабуля, а бурундучок Васька не умрёт? - тихо спросила младшая.
 - Не  умрёт, в лесу свои законы, там все  друг другу помогают - ответила я.


Рецензии