Искусственно сконструировано...

Формула жанра, разработанная Эдгаром По и Конан Дойлом, – тайна, дедукция и идеальный сыщик, обладающий аналитическими способностями. Сама суть детективной истории требует классической композиции: 1) экспозиция, детектив включается в следствие; 2) осмотр места преступления, учёт улик в сопровождении детектива-мастера (могут быть ложные, вводящие в заблуждение следы, которые означают отклонение, обеспечивают автору возможность аналитического приключения); 3) представление подозреваемых, выяснение их роли с помощью допросов или запланированной автором усложнённой беседы; 4) первая попытка решения: частичные выводы, теории, возможно, неверные выводы, весьма странные решения, опровержение которых одновременно является и разгадкой тайны; всё это предоставляет случай для рассмотрения аргументов, нащупывания различных контуров решений, обдумывания всего дела; 5) формальное изобличение; 6) объяснение: доказательство решения. Тибор Кестхейи. // Парадокс детективного жанра в том, что, с одной стороны, это самый канонический, зажатый рамками условностей и правил вид литературы. Принципиальная его структура неизменна: преступление – расследование – разгадка. Следовательно, перед автором современного детектива стоит вечная задача – быть оригинальным в рамках канона. Г. А. Анджапаридзе. // 1. Исходное положение дела должно быть столь же достоверным, как и его окончание. Герой, окружающая его обстановка, более того, даже убийство и ход расследования должны быть жизненными. 2. Детективный роман должен быть ярким, интересным, богатым действием, чтобы развлекать независимо от преподнесённой тайны, приключения сами по себе должны обладать ценностью. 3. Композиция должна быть простой. Это способствует простоте разгадки, что, впрочем, самое трудное: облегчённое решение не удовлетворит взыскательного читателя и, напротив, усложнённое заставит скучать более невежественного. Роман должен удовлетворять требованиям и того, и другого читателя. 4. Писатель должен относиться к читателям с реалистическим чутьём: не только разбрасывать улики, но и привлекать к ним внимание. Пример Р. Остина Фримена доказывает, что нет необходимости до конца водить читателя за нос. Наполовину разгаданная тайна занимательнее. 5. Разгадка должна быть такой, чтобы другую и представить было бы невозможно. 6. Преступник должен понести наказание, и не по моральной, а по той простой причине, что неоконченное приключение всегда вызывает чувство, будто чего-то недостаёт. Раймонд Чандлер (1888 – 1959), американский писатель. // Конструкция его истории (Уилки Коллинз «Лунный камень») абсолютно точна и достойна восхищения. Однако я никогда не смогу освободиться от чувства, что всё это искусственно сконструировано. Энтони Троллоп. // Я бы не сказала, что тот, кто видел один-единственный вестерн, много увидел; но тот, кто видел много вестернов, не может отделаться от впечатления, что он видел один-единственный вестерн. Кэтрин Уайтхорн.


Рецензии