Кадры решают всё

В начале восьмидесятых годов, двадцатого века, меня, с супругой, пригласили работать в один из совхозов, на самом севере Кировской области. Кировская область достаточно большой регион, в нашей стране. На карте, его конфигурация, похожа на птицу глухаря. Это сходство, придаёт наличие в северной части карты региона, с одной стороны, вытянутой полоски территории, что тянется, практически, до полярного круга и походит на вытянутую шею, этой северной, таёжной птицы, а в правой верхней части, от основной части региона, также к северу, расположен участок, похожий на хвост глухаря. Так вот, мы приехали почти в самую вершину этого хвоста, в посёлок Лойно. На картах того времени, в этот посёлок, не существовало даже намёка на дорогу. На самом же деле, туда вела стратегическая асфальтированная дорога. Причин для сокрытия этой дороги может быть несколько, но сюжетом этого рассказа не предусмотрено рассмотрение этих вариантов сокрытия хорошей дороги, в отдельной части России.
По изначальному образованию, я инженер механик, но по воспитанию, с детства склонялся к ведению сельского хозяйства и, в частности, имел в детстве опыт общения с пчёлами, когда мне пришлось часто бывать, а точнее, просто жить у моей бабушки, которая, после трагической гибели моего деда, осталась совсем одна с большим хозяйством, в котором были не только коровы, овцы, куры, собака, но и целая пасека пчёл, из двадцати пяти семей. В этом хозяйстве я и получил навыки работы с кусачей скотиной. Хотя, бабушка меня и старалась одеть перед работой, как космонавта, которых тогда ещё и не было, но пчёлы, иногда, добирались до моих
рук или лица. Аллергии на яд пчёл, слава Богу, у меня не оказалось. Так что, меня эта работа при бабушке ничуть не обременяла, а даже помогла в дальнейшей жизни устроить свою судьбу.
Жена у меня, по изначальному образованию, была контролёр радиоаппаратуры на заводе, где делали комплексы управления пуска ракет. Поэтому, у ней выработалось ответственное отношение к своему труду. Однако, с появлением у нас в семье детей,
мы приняли тогда, совместное с женой, решение о получении женой медицинского образования, с последующим устройством работы в детском саду. Так, супруга проработала в детсадах города Ижевске, несколько лет медсестрой.
В связи с тем, что я, в то время, работал на заводе в контакте с химическими веществами и получил отравление, то по совету врачей, пришлось покинуть город. Вот так мы оказались в объятьях северных широт Кировской области.
В совхозе нам сделали неожиданное, для механика и медика, предложение: организовать пасеку, при совхозе.
Меня, лично, это сперва даже шокировало, но подумав о том, что в этом может быть Божий промысел, мы согласились на эту работу. Тем более, что мои деды оба специализировались на кусачих мухах и даже прадед, по материнской линии, занимался, ещё до революции, бортничеством. Опыт самостоятельного обучения у меня был с детства. Области познаний были разные, такие как промысловая охота, ветеринария. шитьё меховых шапок, изготовление вощины, и даже синтез полиуретанов. А что не заняться тем, чем промышляли мои предки сотни лет. Под руководством и с помощью межрайонного зоотехника по пчеловодству, мной были закуплены пятьдесят пчелосемей для совхоза и попутно для моего личного хозяйства я
купил семь пчелосемей. На тот период, в южных районах Кировской области, было  перенасыщение пасеками, а это уменьшило их продуктивность. Поэтому, пчелы совхозу обошлись не дорого, как и мне.  Попутно, мной был закуплен солидный запас соторам, что является, в пчеловодстве, золотым запасом, для любой действующей продуктивной пасеки. Я сразу, в несколько дней, получил неоценимый опыт: выбора семьи, для покупки; деления семей на две части, для более комфортной их транспортировки за несколько сот километров и многое ещё что.
На месте стоянки пасеки, в селе, я, собственными силами, переоборудовал закупленное совхозом, брошенное бывшими хозяевами, хозяйство, под омшанник, для зимовки пчёл. Там же организован был участок для откачки мёда и сотохранилище. Из подручных материалов я срубил небольшой домик, что установил на краю пасеки. Этот домик  служил нам с супругой, ставшей моим помощником пчеловода, в качестве наблюдательного пункта, в течении рабочего дня.
Одним недостатком, предложенного руководством совхоза места для пасеки, было соседство рядом с пасекой не вполне вменяемой соседки-старушки, у которой и дети
числились в умственно отсталой категории людей. Это проявлялось в том, что дети в этой семье были беспризорны. Даже поздней осенью могли бегать на улице босиком по снегу, а их мать могла стирать детские пелёнки в отхожей канаве, куда сливались и отходы, И всё из-за лени принести воды с колодца. Такие семьи, ещё были в то просвящённое время, развитого социализма, о чём, сейчас, горюют некоторые забывчатые граждане, в нашей стране. В таких семьях,как правило, дети довоспитывались в специализированных спец. интернатах. Но речь, теперь, не об этом.
И так, в Верхнекамском районе Кировской области, с помощью моей семьи, появилась
первая общественная пасека. И это, на территории в двести километров длиной и
шириной до пятидесяти километров и более. В совхоз потянулось начальство из района
за медком и прочими сопутствующими продуктами пчеловодства. Частники приезжали для покупки пчёл маток, в нашем хозяйстве.  К сожалению, по существующим нормам
оплаты в сельском хозяйстве, на тот период, на зарплату пчеловода содержать семью и учить детей было невозможно. Но этот вопрос был, изначально, оговорён мной, как с директором совхоза, так и с парторгом. Мне разрешили содержать свою пасеку, при
общественной, но в особо выгороженном участке.  Уже через пару лет пасека стала
приносить доход совхозу. Надо отметить, что первые пятьдесят килограмм мёда были
отправлены в детский сад и ясли совхоза, прежде чем кто то другой смог полакомиться этим продуктом. Об этом настоял я и это отметили даже в областной газете. Но блаженствовать от работы, в составе своей семьи, мне пришлось не долго. Руководство, узнав о медицинском образовании моей супруги, уговорили меня послать мою жену в г.Киров для повышения квалификации, с последующим трудоустройством в качестве заведующей совхозным детсадом, что тогда строился. Надо признаться, что на тот период, контингент работников детсада, мягко говоря, не соответствовал требованиям Минздрава. Продукты, получаемые на детсад, уходили мимо детского питания, прямо в сельский магазин. А вырученные от обналички, денежные сретства, банально пропивались сотрудницами детсада. Вся бухгалтерия совхоза стояла на ушах от этого беспредела. Садик, по существу, был превращен в притон для только что освобожденных из колоний бывших зэков.
Когда супруга принимала садик на свой баланс, ей пришлось из садика вывести гору бутылок из под спиртного. Работники детсада, по началу, пытались саботировать работу нового заведующего. А бывшая руководитель детсада, что была уволена за непристойное поведение, стала угрожать моей жене расправой, в лице её ухожоров. Она же, написала гневное письмо-жалобу в районный отдел управления детсадами, где все свои ошибки приписала новому заведующему. С её слов, дети в саду не достаточно питались, их избивали, а сад превращён в склад сломанных игрушек и стеклотары. Но я думаю, что читатели в России знают, как работает наша почта до сих пор. Запечный таракан быстрее доставит письмо, чем это происходит у нас в стране. Могу, в качестве примера, привести мой случай, когда из города, ко мне на дачу в селе, что за сорок км. от городского почтамта, поздравительная открытка с днём рождения идёт две недели. Вот и тогда, письмо-жалоба шла пешком до районного центра целый месяц.
За этот период садик смог просто преобразиться. По просьбе новой заведующей, по совместительству моей супруги, работники совхоза привезли из леса саженцы деревьев и рассадили их вокруг садика. На площадке, перед садом, местный плотник, построил
детский городок, по эскизам из литературы, благо, в селе была своя лесопилка.
Все сломанные игрушки, новая заведующая, раздала родителям детей и они починили
машинки, одели голых кукол в сшитые самими же родителями одежды. При садике были устроены комнаты для педагога и музыкального работника. Утренний приём детей вела сама заведующая, по совместительству старшая мед.сестра. Когда, через месяц, в совхоз заявилась комиссия, по ананимной жалобе одного из работников сада, как там было подписано в жалобе, а комиссия и раньше бывала в этом селе, так как садиков там было два, она,  подъехав к известному комиссии садику, просто не узнала бывший беспризорный садик. На столько он преобразился. Комиссия провела опрос, как работников садика, так и родителей детей, что ходили в садик на тот период. По результатам опроса выяснилось, что плотник совхоза  заявил, что с новой заведующей садика он готов ехать даже на любую стройку. А одна из родителей просто пожаловалась на то, что ранее, ей приходилось своего ребёнка, чуть ли не на поводке вести в сад своё чадо, а сейчас, даже в воскресный день, ребёнок, только проснувшись, уже первым же вопросом озвучивает просьбу: а когда мама пойдём в садик.
А за обеденным столом, в садике, уже нет отказов от компота и требования налить им бражки, что практикуется в местных семьях. Удивительно, что среди мужчин в совхозе, что имели детей, произошёл просто переворот в сознании. Все стали ограничивать себя в пьянке и больше стали уделять время детям в семье и их матерям. Но угрозы бывшей заведующей были брошены не в пустоту. Хотя она, лично, и получила административный шраф, по моей жалобе в прокуратуру, а я на тот период был уже не просто пчеловод, но и корреспондент местной газеты, где печатались мои охотничьи рассказы и стихи, на разные темы, но как говорят в народе, месть, - это холодное блюдо. Через пять лет, казалось, благополучной и для всех полезной жизни, после выставки весной пчёл, из омшанника, в первую же ночь, была отравлена вся моя личная пасека, а казённые пчёлы потеряли половину своего состава. Комиссия, что приехала с района, пыталась списать  эти потери на естественную убыль, в период зимовки, но они не могли ответить на два  моих вопроса, что я им задал, по своей пасеке, о том, что у меня осталась живой одна пчелосемья, в которой я, по небрежности, не открыл летки, что были перед выставкой из зимовника закрыты ватками. А в казённых, отравленных семьях, сохранились живыми варротозные клещи, что погибают на мёртвой пчеле в течении трёх суток. А после выставки пчёл на момент осмотра комиссией, тогда прошло менее трёх дней. Но я не стал оспаривать выводы комиссии, так как и без этого, последнего случая, пасека не один раз была ограблена, а не адекватная старушка соседка регулярно посещала пасеку, в ночное время, скидывая крышки с ульев и убирая подушки утепления, приурачивая это, обязательно, к дождю, в летний период.
Вот, я написал этот рассказ-быль, а у самого, в уме, один вопрос, какую же надо иметь нервную систему нашему президенту, чтобы только слушать о всех недостатках, на местах, в нашем большом хозяйстве страны. И не только слушать, но и пытаться
переломить ситуацию в стране к лучшему, порой, принимая не популярные решения, в нашем не вполне благополучном обществе.
 


Рецензии
А я вот думаю - какую надо иметь нервную систему людям, которые по сути совесть и гордость народа?!
Которым за Державу обидно!
А у президента нервная система железная!
Потому как велика Россия, а почта в ней ужасно работает...-)))

Игорь Наровлянский   11.03.2019 22:11     Заявить о нарушении
Благодарю, Игорь, за отклик и поддержку.
С уважением

Анатолий Кузнецов 3   14.03.2019 16:26   Заявить о нарушении
А с ответным визитом слабо?!-)

Игорь Наровлянский   24.03.2019 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.