Свекровь. Гл. 5. Две бабушки

Предыдущая глава http://www.proza.ru/2018/10/13/1590
 
Коклюш подтвердился. Стасика оставили в том же боксе, и больше к нему родных не пускали – всё-таки инфекция. Лиза попросила свою маму навещать внука в дни, когда у неё смена в кафе: ребёнок один, ему плохо, может, удастся хоть в окошко заглянуть, первый этаж вроде. Этаж, конечно, первый, но цокольный – не подпрыгнуть до окошка, тем более бабушке. Та слышала плач внука, сердце разрывалось, а что поделаешь? Хорошо хоть передачи брали, да вот только кормили ли малыша домашним, кто знает. Может, у персонала на всех детей рук и сердца не хватало…

Здесь под окошком они и познакомились – мамы Максима и Лизы, сначала вроде бы случайно, но быстро разобрались, кто есть кто, и разговорились. Интеллигентная Лизина мама, пытаясь взглядом добраться до тайны Раисы Максимовны, представилась:

- Александра Фёдоровна… - вскинула изящную ручку в тонкой перчатке мама Лизы.

- Раиса Максимовна, - слегка пожала, боясь повредить протянутую руку деревенской своей пятернёй, сватья. – Такая беда с внуком. Я, конечно, себя виню: не надо было в парке гулять, на улице всё ж не лето. Ветер холодный…

- Не вините себя, Раиса Максимовна, это инфекция, кто-нибудь из детей в садик принёс. У нас же как: пока ребёнок не свалится, ведут в детсад, а про других детей не думают. Да теперь и родителей винить сложно – на работе не отпросишься, с детьми вообще стараются не брать, вот каждый и крутится, как может. Да и Лиза хороша - звонит нам, только когда уже припрёт, а так всё сама.

- Не-ет, Лиза у вас добрая, самостоятельная. И очень любит Стасика. Я прямо на неё не нарадуюсь, повезло моему Максимушке, ой-как повезло… Я его ещё не видала. Приехала, а он в командировке. Так Лиза меня уж так хорошо встретила, так хорошо… Ни попрёка, ни слова плохого… Хорошую вы дочку воспитали, Александра Фёдоровна, спасибо вам… Я бы на месте Максима на руках её носила. И труженица, и умница, и красавица… А я-от одна осталась, муж помер, сын уехал… Помаялась-помаялась, да и продала своё хозяйство, решила сына повидать. Раньше не решалась, а тут враз и продала. Приступ у меня случился, сознание потеряла, соседка тоже не сразу хватилась, только на коровий мык пришла, а тут я валяюсь… Чуть оклемалась и решила: хватит, надо ехать. Чего ждать? Смерти? Так хоть перед смертью на сыночка гляну. А тут и внук у меня, и сноха, оказывается. Всё как у людей… Только со мной не по-людски вышло – сын даже на свадьбу не пригласил. Видать, осерчал, больно много я от него требовала… Переборщила. Что он тут про меня рассказывал-то?

- Ничего он не рассказывал, не волнуйтесь, просил этой темы не касаться, мы и не касались. Парень вроде нормальный, не пьёт, не наркоман, как сейчас сплошь да рядом, не игрок – в общем, симпатичный с виду и с головой, работу нашёл, не отлынивает. Да и любят они друг друга, а это много значит для семейной жизни. Вот мы и не вмешивались, не противились Лизиному выбору. И слава Богу, живут хорошо, помощи не просят, а если и просят, то такую, что нам по силам и в радость. Так вы, Раиса Максимовна, хотите жить вместе с ними?

- А куда мне одной? Другой раз грохнусь – и найдут уже мёртвую. Надо, чтобы рядом были живые люди. Теперь я так думаю. Это раньше я считала, что сил на две жизни хватит. Не хватило. Мне уже не до колхозных полей и хозяйства, хоть бы себя как-то управить. Отбушевалась я, откомандовалась, всё потеряла, никто и не вспомнил. Приехала вот на поклон…

- Какой поклон, дорогая! Вы – мать!

- Вот мать и должна ждать…

- Глупости какие! Чего мать должна ждать? Дождёшься тут, как же! Мать одним своим материнством заслуживает уважения и заботы, я уж не говорю – государства – оно у нас забывчивое, от него вряд ли чего дождёшься, я говорю про детей. Так заведено испокон веков: дети присматривают за своими родителями в старости без всякой просьбы стариков. И в этом нет ничего сверхъестественного, обыкновенный долг любого человека…

- Хорошо вам говорить… Скоро сказка сказывается, да не просто дело делается. Подожду-от, что сыночек скажет, когда вернётся.

- А что он скажет? Примет как должное и всё, вот увидите. Нормальный парень, совестливый. Зря вы от него пакости ждёте. Да и потом, это же Лизина квартира, она её сама ещё до Максима купила, она хозяйка, ей и решать, кому тут жить…

- То-то я и думаю: откуда у моего сына такая квартира… Думала, может, снимает. А оказывается, вона как… Он здеся в приймаках, - на украинский манер вместо "примака" приймаком назвала сына мать, - на птичьих правах, значится.

- Не на птичьих, конечно, вы меня неправильно поняли, Раиса Максимовна. Лиза прописала зятя, а иначе он не смог бы на работу устроиться. Или устроился бы с большими ограничениями и себе в ущерб, знаете, как у нас к гастарбайтерам относятся…

- Это кто ж такие? - удивилась Раиса Максимовна.

- Искатели счастья из других городов, стран, иммигранты, приезжие, одним словом, - со вздохом пояснила Александра Фёдоровна.

- Я говорила сыну: где родился, там и сгодился. Так нет, не послушался меня. Я ему не раз говорила, что надо выучиться на агронома и вернуться домой специалистом – совсем иной коленкор был бы. И уважение, и должность, и деньги. Так нет, не захотел, не послушался, всё по-своему, вот и живёт приймаком, гол как сокол, и мается по свету, вместо дома неизвестно где обретается и что ест… Господи, сыночек, как же тебе плохо…

- Неправда ваша, ему с Лизой вовсе даже не плохо, наоборот, он счастлив, любит её и сына…

- Да-а. Но мужик-то в семье Лиза, баба, значится, глава, а не мужик. Нормальному мужику-от обидно. Пришёл на всё готовое – для него это унижение. И, кажись, Лиза-от побольше зарабатывает, так же ж?

- Понятия не имею, кто из них сколько зарабатывает, но три года Лиза сидела со Стасиком, внук без конца болел, и работать она не могла, потеряла приличное место, но даже мне сына не доверила… Правда, я всё ещё работаю…

- Так если ж вы работаете, как она могла оставить на вас внука?

- Да Лиза Стасика никому не доверяла. Не знаю, как отважилась в детсад отдать. Он ведь и там то и дело болеет…

- Как же им тяжко-то, Господи! А жили бы со мной в деревне, молоко своё, овощи свои, на зиму заготовки разные, варенья – всё подспорье в хозяйстве… Правда, и руки нужны для всего этого, привычные к работе на огороде. С ходу, если приехать, – не получится, такого нахозяйничаешь – не приведи Господь. Опыт годами нарабатывается, сызмала, когда ещё силы есть и соображалка работает… А воздух у нас какой! Тут я и продохнуть не могу, всё задыхаюсь, машины газуют – света божьего не видать. И ездить далеко. Я вот сегодня в больницу приехала – и дух вон, ноги подкашиваются. Как тут жить-то? Мне бы в свой хлев, к коровушке, сенца ей подкинуть, вымыть ей вымя да подоить в ведёрко. А как молочко пахнет! Как же хорошо оно пахнет – парное молочко-то… Уберёшь за коровкой, выгребешь из-под неё и отнесёшь в огород – удобрение, значит. Нет в хозяйстве отходов, всё в дело идёт… А из молока и сливки, и масло, и сметана, и простокваша, и творог. Всё сладкое, сахара добавлять не надо. Бери кусок ржаного хлебушка и ешь на здоровье…

- Здесь, конечно, жизнь иная, Раиса Максимовна… Здесь город, без коровы и парного молока, без огорода и тяжкого труда. И здесь ваши сын и внук, а там никого, кто помог бы. Вам решать, где дальше жить. Хотите, у нас поживите, места хватит…

- Спасибо, сватья, на добром слове. Приедет Максим, послушаю, что он скажет…

Продолжение http://www.proza.ru/2018/10/20/979


Рецензии
Аня, как все душевно. Сватьи поладили между собой. Деревенская бабушка чувствуется, что когда-то с крутым характером была. Аня, очень хорошо пишите. Спасибо. С удовольствием читаю.

Людмила Алексеева 3   22.01.2021 05:49     Заявить о нарушении
Да, жизнь и не таких крутых, как наша свекровь, укатывает. А когда сил нет, совсем иначе смотришь на всё и по-другому оцениваешь, и себя в том числе...
Спасибо, дорогая Людочка!
Берегите себя! Выздоравливайте и радуйтесь каждому дню!
Ваша Анна

Анна Дудка   22.01.2021 07:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.