Созвучия

Михаил Степанович заканчивал день, как всегда.
После ухода его незабвенной супруги, Агриппины Павловы, преподавателя музыки в прошлом, он перед сном непременно ставил Прелюдию до мажор Баха.

Бах, как просвещала  его супруга, заложил глубокие символы
страданий распятого Христа, всеобщей печали, боли, а также мотивы искупления; предопределения,  необходимости радостного созерцания…
Так он мысленно желал дорогой подруге – «Спокойной ночи».

Михаил Степанович давно понял – ухода близких не надо бояться. Память позволяет  крепко любить и на расстоянии.
Этими чувствами он и жил, добавляя нежную любовь к внучке.
Между ними был удивительный союз взаимной любви и интересов.
Маша пошла по стопам бабушки, преподавала в  музыкальном колледже.
Коллеги, наблюдая её постоянные звонки деду, подтрунивали: - «Мишка, Машка на проводе».

Просыпался Михаил Степанович, по обыкновению, рано.
«Почему старики просыпаются рано?» - частенько себя и друзей вопрошал он.
У друга был чёткий ответ – «Чтобы продлить себе хотя бы этот день».
Кофе, утренняя прогулка… книги, музыка… день наполнялся свежими думами и чувствами.

Немного удивил довольно ранний звонок внучки.
Её время забегать, звонить ближе к вечеру.

   - Привет, деда! – как ты?

   - Вполне прилично, в норме.

   - Это хорошо, а что делаешь?

   - То же самое, что и вчера.

   - Всё ясно, дедуля шутит. Это уже радует. Есть предложение.

  - Бог с тобой, дорогая, мы же родственники, -  долго  не выдерживает и  с  теплотой спрашивает, - чем могу быть полезен?

   - Дедуля, у меня пропадает билет в филармонию. «Музыкальная гостиная». Стихи, фортепиано. Всё твоё.

   - Спасибо, детка, (заметим детке за двадцать) – я там был в прошлом веке. Тебя не смутит слегка потрёпанный кавалер?

   - Ты у меня  молод, красив и привлекателен, - в трубке задорный хохот.

   - Пошёл тщательно бриться. Жду вечера.

Камерный зал постепенно стал наполняться любителями поэзии.
Неожиданно первые ряды, шумно  толкаясь, заполняют школьники.
Напутствие учительницы: – «Сидите тихо!».
Маша вздрогнула. – «Это не наши. Их привели…дежурное мероприятие».
С тревогой посмотрела на деда.

Михаил Степанович с любопытством рассматривал программу вечера.

    - Ты только посмотри, какое волшебство – Анна Ахматова, Николай Гумилёв…Давид Самойлов…Бах…минор. – Его глаза зажглись теми огоньками, которые так  радовали внучку.
«Он уже там, в звучание любимых строк и музыки. Вошёл в себя. Только бы ему не мешали, только бы ему не мешали, эти хохотушки...». - Волнение не покидало Машу.

Волшебство зазвучало Прелюдиями Баха и…

Арсений Тарковский

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало….

Анна Ахматова

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили….

Дети не улавливали ни стихов, ни музыки. Вертелись, крутили в руках выключенные мобильники.

Маша взяла руку деда.
Его волнение сняло обиду на учителей, которые не удосужились заранее подготовить школьников  для такого концерта.
И она, наконец, почувствовала удивительное созвучие великой музыки и поэзии в своей душе.

С.Рахманинов. Музыкальные моменты…
Тихая декламация любимых стихов Николая Гумилёва  - «Шестое чувство».

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства….

А эти близкие  строки Ивана Бунина – «О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

…. В бездонном небе легким белым краем.…Встает, сияет облако. Давно. Слежу за ним…  Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано….

Маленький перерыв.

   - Спасибо, дорогая. Концерт прямо по моим заявкам, - целует руку внучки.- Вижу, тебя волнует поведение детей, увы – «счастье только знающим дано».

Михаил Степанович показывает Маше программку.

   - Смотри: Пастернак- Шопен. Как точно определено их созвучие. Вернёмся домой и устроим продолжение музыкального банкета. Под звуки музыки Шопена почитаем стихи Бориса Пастернака. Вот где истинное взаимопроникновение. Прав был Тарковский, сказав, - «В созвучье - допотопное шаманство». – Не хмурься, - это точное определение. Сам Потоп,  случился очень давно, - улыбнулся, похлопал внучку по руке, - а что было до него… – и того  древнее. 

Последняя композиция прозвучала в сопровождении мажорных звуков Экспромта Шуберта.

Давид Самойлов. – «Чёт иль нечёт».

Чет или нечет?
Вьюга ночная.
Музыка лечит.
Шуберт. Восьмая.
Правда ль, нелепый Маленький Шуберт,
— Музыка — лекарь? Музыка губит.
Снежная скатерть.
Мука без края.
Музыка насмерть….

Вышли.
Помолчали.

Подходя к дому, Михаил Степанович взволнованно сказал, - знаешь, если рядом те, которые так же думают и так же чувствуют, ты не одинок.

Дома включили записи Шопена.

   - Шопен шире музыки. Это не мои слова. Это из записок Пастернака. Он много писал о нём, а его «Баллада» была написана сразу после концерта.  Вспомни этот пафос, эти звуки, как  наскакивает кавалерийский эскадрон.

Листая томик со стихами Б.Пастернака. Михаил Степанович проникновенно читает:
 
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды….

Так ночью при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой
Свой сон записывал Шопен…

С особым волнение зачитывает – «Опять Шопен не ищет выгод».

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.
Задворки с выломанным лазом,
Хибарки с паклей по бортам.
Два клена в ряд, за третьим, разом
Соседней рейтарской квартал.
Весь день внимают клены детям,
Когда ж мы ночью лампу жжем
И листья, как салфетки, метим,
Крошатся огненным дождем.
Тогда, насквозь проколобродив,
Штыками белых пирамид,
В шатрах каштановых напротив
Из окон музыка гремит.
Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.
Как бьют тогда в его сонате,
Качая маятник громад,
Часы разъездов и занятий,
И снов без смерти, и фермат!....
Опять трубить, и гнать, и звякать,
И, мякоть в кровь поря, опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать?....

Музыка и голос деда завораживали Машу.
Душа трепетала. - «Как это важно - вслушиваться, приближаться,  совершенствоваться».

…- Деда, спасибо. Какое это счастье быть с тобой на одной волне.

Так и хочется  сказать им  – Браво! 
Музыке и поэзии вдвойне.


Рецензии
Спасибо очень понравилось с добротой.

Евгения Таффи   04.11.2021 12:19     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание.

Дина Иванова 2   05.11.2021 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.