Вам вызывает Таймыр

19 октября - 100 лет со дня рождения Александра Галича

Я рос на бардовской песне. Моему поколению повезло взрослеть под гитарные переборы Юрия Визбора, мы упивались филигранной отделкой стиха у Юлия Кима, восхищались сердечностью мелодий Булата Окуджавы, приходили в восхищение от безупречного русского языка у корейца Валерия Пака. Мы впитывали высокую поэзию Владимира Высоцкого , как воду Всемирного потопа. Мы кружились в вальсе листопада с негромким элегантным лениградцем Александром Дольским...
Но я заразился раз и на всю жизнь именем, которое вначале прочел в титрах советских кинофильмов. Мне понравилось его написание « Александр Галич». Сразу виделась Галичская Русь, от этого имени тянуло дымком пожарищ и обгоревшими срубами русских крепостей. И фильмы были замечательные. «Разные судьбы» «Путь к причалу»… С особым теплом смотрелся «Вас вызывает «Таймыр»
И когда , уже старшеклассником, я услышал магнитную запись песни «Облака», даже и подумать не мог, что написал песню тот самый Галич. Но уже в «Облаках» не оставалось и следа от того советского сценариста. Была в песне недозволенная боль. И поэзия, которая боли в те времена не полагалась.
Потом окольно, урывками, доводилось слышать Галича. А в 9 классе учитель Юрий Симонович дал послушать пластинку «на костях» с песней памяти Пастернака.
И я окончательно влюбился в Галича. Я думаю, что Галич – это голос русского ХХ века. Ироничный, мудрый, красивый, достойный, полный. Если у каждого барда ушедшего века были грани таланта, то Галич –сам весь кристалл чистой воды, и выделить отдельную его плоскость невозможно.
Как-то на творческом семинаре - вернее, вечером, в комнате гостиницы- я сшибся в смертельном споре с поклонниками Высоцкого и Городецкого. Когда у моих противников иссякли доводы, один из них, прозаик, бывший заведующий сектором печати обкома партии, в сердцах упрекнул:
-Как ты можешь защищать Галича? Он же еврей! Его фамилия – Гинсбург.
Дальше я не спорил. И правда – он же еврей. Хотя я не стал напоминать собеседникам, что Высоцкий и Городецкий – тоже евреи. Да и Визбор какой-то подозрительный русский. Скорее – совсем не русский.
Что тут скажешь?
Я давно понял, что любой талант национален по рождении , и наднационален по значению. Такие люди – люди мира и той культуры, которую впитали от материнской груди.А материнское молоко по всей земле на вкус одинаково.
И вот – 100 лет со дня рождения Галича. Но что-то телеканалы обходят юбилей молчанием. У нас нынче мерка к творческим людям - чисто советская. Галич и Войнович по-прежнему враги, как Ростропович, Вишневская, Солженицын… На экранах в героях – особисты со следователями, совершенно провальные «Голоса» с исполнителями, напрочь оторванными от русской земли.
Я думаю – ни ведущие, ни герои нынешнего экрана даже имени такого не знают – Александр Галич.
А как хочется, чтобы хотя бы телеканал «Культура» показал старый документальный фильм о Галиче. Если снять новый чего-то не хватает. А потом чтобы звучали песни Галича. Чтобы пел Сергей Никитин , пел нестареющий и великолепный Юлий Ким, пел Александр Дольский... Пусть звучат песни Галича и о Галиче.И еще о том, что поэт в России всегда ходит вокруг плахи , ибо за талант у нас обычно убивают…


Рецензии