гимн учителю

ГИМН УЧИТЕЛЮ
Как время беспощадно скоротечно
И, кажется, страна идёт ко дну…
Но лишь учитель зажигает свечи,
Когда клянут другие темноту.
И пусть не утихают речи,
Пусть светятся глаза учеников,
Тогда мы только зажигаем свечи,
Когда не прекращается любовь.
И лишь учитель честен, добр, сердечен,
И лишь учитель искренен и смел,
Он потому и зажигает свечи,
Чтобы не дать пробиться темноте.
(И. Львова.)



Светлой памяти моей мамочки – Андрюшковой
Александры Денисовны посвящается…

МОЁ ЗАПОЗДАЛОЕ ПИСЬМО

Моя дорогая, любимая, родная мамулечка! Пишу тебе письмо, которое запоздало на 30 с лишним лет.
Ты помнишь, в «районке» читала о том, как другие дети (внуки, родные и близкие) поздравляли своих юбиляров через газету? Им посвящались стихи, тёплые слова и пожелания… Я же втайне всякий раз давала обещание себе, что «вот в следующий раз» я обязательно заранее отошлю письмо в редакцию, чтобы напечатали для тебя поздравление в твой День рождения (или в другой для тебя замечательный день). Но шли месяцы, годы, проходили один за другим праздники, а ты так и не прочла желанных строк от меня в нашей районной газете.
Прости меня, мамочка! Сегодня тебя нет со мной. Я стала возрастом, как ты тогда, и только теперь поняла, какова эта черта – черствость. И хорошо, что был объявлен конкурс работ «За нравственный подвиг учителя». Я решила рассказать всем (не только в нашем районе), какой нравственный подвиг совершила ты – моя ласковая, единственная, строгая и нежная моя мамочка.
Ты ведь родилась в лихое для нашего Отечества время – в 1925 году, когда в Смоленской губернии (впрочем, как и везде) был голод, разруха. Вас было трое девочек в семье, и, когда тебе исполнилось семь лет, вы остались без мамы. Потом вы жили с мачехой. Появился четвёртый ребёнок. В колхозе не давали паспортов, а тебе очень хотелось быть учительницей. Скрыв свой истинный возраст, ты приехала в Козельск и стала готовить себя к подвигу, который называется «Пожертвование собой, своими детьми, личным временем, здоровьем во имя служения высокого звания сельского учителя».
Мне потом рассказывали твои первые ученики, как ты согревала своим дыханием их маленькие замёрзшие ручонки (не у всех была возможность иметь варежки); ты снимала с себя единственный платок и покрывала их озябшие худенькие плечики; ты ходила длинными заснеженными улицами на другой край села, чтобы объяснить заболевшему ребёнку пропущенный им материал…  А как любили родители тебя, молоденькую, но очень серьёзную, с немного печальными серыми глазами учительницу! Как любили твою «взрослую» рассудительность, как вели к тебе на воспитание расшалившегося от непослушания ребёнка.
«Подвиг всегда совершается самоотверженным человеком, целиком отдающим себя делу, преследующему высокие цели»,  -  читаю я в Академическом словаре и понимаю, что вся твоя жизнь – нравственный подвиг – образец любви, скромности, целеустремлённости, ответственности, трудолюбия, выносливости, терпеливости и смирения. Ни одному человеку в селе ты за 40 лет педагогического служения людям не дала усомниться в чистоте высокого звания «Учительница». Ты уже не видела, когда в последний путь пришли тебя проводить все сельчане. В доме, построенном твоими руками и руками папы, людям негде было стоять, они были и в коридоре, и на улице, и далее – у магазина, на дороге, по которой ты несчётное число раз в день пробегала (ходить ты не умела) в школу и обратно. (Школа работала в две смены, и тебе, учителю начальных классов, давали по два класса: один учился в первую смену, в другой – во вторую). Кто из пришедших проводить тебя  не вспомнил твою прямую лёгкую походку с высоко поднятой головой? Кто не вспомнил твою учительскую аккуратность: гладко причёсанные волосы и белый кружевной воротничок? Кто забыл твои трудолюбивые руки, которые успевали огород посадить, и «скотину управить», и людям советом помочь, и четверых замечательных детей присмотреть, и мужу быть опорой и поддержкой?!.. Не было ни одного равнодушного среди односельчан, который не пришёл бы сказать тебе последнее «прости». В тот скорбный для меня миг я не осознавала, кого потеряла деревня в твоём лице. Лишь потом я повторяла для себя их слова: «Это был настоящий человек…»; «Таких людей, как она, мало…»; «Это удивительная женщина…»; «Это была самая лучшая учительница…»; «Как же она умела любить детей и поддержать их…»; «А какая скромная…».
Прости меня, мамочка. «Большое видится на расстоянии», и с каждым годом, отодвигающим меня от тебя, я осознаю, что очень виновата перед тобой. Я ведь обижалась на тебя, что большую часть времени ты была с чужими детьми. Ты с ними смеялась, печалилась по поводу их неудач, ходила с ними на прогулки, ты проводила собрания с их родителями, ты полола с ними свёклу на колхозных полях, а когда совсем смеркалось, ты своё время и силы отдавала животным, которые требовали твоей ласки и еды из твоих рук. Я не всегда откликалась на твою просьбу помочь тебе, и когда ты возвращалась с огорода, где ты трудилась с рассвета, я ещё только-только вставала с постели…  А потом мы обе шли в школу. Я еле успевала за тобой. А ты ещё тихонько напевала какую-нибудь песенку. Правда, один раз я очень испугалась: ты сказала, что не можешь вздохнуть… Мы несколько минут стояли, чтобы ты набралась сил, и мы смогли бы идти дальше.
Я понимаю, что и сейчас невольно обижаю тебя, потому что многое из твоего подвига, длиною в жизнь, стёрлось из памяти. Но зато я чётко осознаю: я очень горжусь тобой, мамочка. И особенно тем, что ты укладом своей жизни, своим «учительским» поведением привила мне любовь к нашей профессии. Вот уже почти 47 лет я продолжаю дело, которое для тебя было главным смыслом жизни. Во многих моментах моей учительской деятельности я узнаю тебя: и ты так делала, и у тебя было такое… Помнишь наши встречи на августовских конференциях? Я ловила твои горделивые взгляды, когда представляли делегацию нашего учительского коллектива. А как горда была я, когда тебя награждали Грамотами Министерства Просвещения! Я ощущала в душе такой прилив творческих сил, которых хватало на долгое время.
Мамочка, милая мамочка! Ты со своими нравственными воззрениями на жизнь выбрала для меня самую замечательную профессию. Если бы не ты, я бы никогда не состоялась как учительница.
А знаешь, все эти 20 лет, когда тебя нет со мной, мне помогает в жизни твоя сверстница – Кондакова Анастасия Васильевна. И она, как и ты, пережила войну; ложилась, как и ты, на пол, когда были бомбёжки; и она, как и ты, взяла справку в колхозе, чтобы получить профессию учителя. И с ней, как некогда с тобой, я работала в школе. И к ней, как и к тебе, я бегала по поводу проведения открытых уроков… Она моя советчица и наставница, как и ты.
И не только она. Ты помнишь Валентину Толкунову? Она и её песни были любимы тобой, я знаю. Так вот: её уже нет. Ушло из жизни «нежнейшее сердце России». Что привлекало тебя в ней? Наверное, что и меня в тебе, и в ней, и в Анастасии Васильевне: огромная любовь к людям и Родине. А ещё ваша женственность, та женственность, которая и привлекает и покоряет одновременно. Мне очень жаль. Я остро ощущаю эту потерю: ведь для нынешнего поколения такие люди, как вы, являлись бы непререкаемым авторитетом, примером внутреннего света, тактичности, признаком характера истинно русской женщины.



Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклоняясь.
Но время птицей пролетело,
И в детство нить оборвалась


Поговори со мною, Мама,
О чём-нибудь поговори,
До звёздной полночи до самой
Мне снова детство подари.

Довольна я своей судьбою,
Того, что пройдено, не жаль.
Но как мне хочется порою
Вернуть безоблачную даль.

Поговори со мною, Мама,
О чём-нибудь поговори,
До звёздной полночи до самой
Мне снова детство подари.

Поговори со мною, Мама,
О чём-нибудь поговори,
До звёздной полночи до самой
Мне снова детство подари.

Минуты сказочные эти
Навек оставлю в сердце я.
Дороже всех наград на свете
Мне песня тихая твоя.

Поговори со мною, Мама,
О чём-нибудь поговори,
До звёздной полночи до самой
Мне снова детство подари.

Мамочка, прости меня. Да упокоит Господь твою душу и простит все твои вольные и невольные согрешения за одно только то, что ты, именно ты, Учитель с большой буквы, дала мне познать радость нелёгкого учительского труда.

 Твоя дочка  Любочка!


Рецензии