Две родины

Не раз слышала, как молодые, и люди среднего возраста, с долей презрения говорили: «Ах, что там Проза.ру? Одно старичьё вспоминает свою молодость, войну, репрессии!». Будущее наше! Дети и внуки! Нет ничего ценнее этих экскурсов в прошлое, поучительней, серьёзно заставляющих следовать дорогой отцов.

Да, мы вспоминаем войну, голод, смерть родных, и близких, и хотим оградить вас от горькой доли будущих детей, и не повторять страшную жизнь родителей, бабушек и дедушек. Мы мечтаем, чтобы вы жили единой дружной семьёй, поддерживали друг друга. И берегли Родину. Не только думать о своих карманах, белых яхтах и дворцах.  В один момент всё может рухнуть, если мы забудем о прошлом.
 
Я родилась после войны. Семья с новорожденной девчушкой изъездила весь Краснодарский и Ставропольский край. Наконец зацепилась в Украине в городе Сумы. Отец устроился в загот-зерно, мама - техничкой в продуктовом магазине. Жили в общежитии.

Мама моя, Мария, всю жизнь прожила в городе, в зажиточной семье, и была «больна» чистотой и уютом. Где уж она добывала цветы, не знаю, но наша небольшая комната была похожа на зимний сад. Она любила пальмы, розы, ещё какие-то крупные цветы, которые стояли в кадках, вышедших из строя кастрюлях, обёрнутых бумагой из магазина, и заменяла мебель. Покрывалом для кровати служила новая простыня, которая сияла белизной. А на окнах висели занавески из марли. И кто бы ни заходил, все восхищались, как у нас красиво и уютно.
 
Мне было пять лет, и я помню эту комнату, как будто только что вышла из неё. Кухня была общая, у каждой семьи стояли свой стол, какая-нибудь тумбочка для посуды и керогаз, на котором готовили пищу.

С продуктами было плохо. Помню, я заболела, и мама поменяла последнее приличное платье на пол-литровую баночку козьего молока. Борьба шла за пайку хлеба. Карточки выдавались на членов семьи на месяц. Сколько приходилось на каждого не знаю, но слишком мало.

На работающего чуть - чуть больше, на едока - меньше. Очереди занимали в два, три часа ночи, менялись, записывая номера на ладони. Однажды у мамы украли карточки. Все. И мы на целый месяц остались без крошки хлеба. Это была трагедия. От пережившего мама раньше срока родила брата. Слава богу, было материнское молоко. Остальных выручил отец. По зёрнышку за день к нему в сапоги попадала пшеница.
Придя домой, он долго вытряхивал обувь, мама толкла зерно, получалась маленькая горка мучной крупы. Туда добавлялась какая - то травка, кожура картошки, что-то ещё и пеклись вкусные - превкусные лепёшки. Каждому доставался кусочек. величиной с мою ладошку. Но мы не ели, а сосали их, чтобы продлить удовольствие
Не лучше жили и другие соседи. Помню, одна женщина где - то раздобыла кусок маргарина с плесенью и съела его. Господи, что было? Она ползала по двору, её рвало, за ней тянулся кровавый след, она кричала благим матом, пока её не увезла карета скорой помощи.

Я в свои пять лет «помогала» семье выжить. Выйду, бывало, за калитку, встану как артистка,и начинаю:
   
  Я маленькая девочка,   
  Играю и пою.
  Я Сталина не видела,
  Но я его люблю!

Прохожие, кто семечек в ручку насыплет, кто огурец даст, кто кочерыжку кукурузную. Я дождусь родителей и с гордость «заработок» показываю. Мама меня отшлёпает, пристыдит, а я через несколько дней снова за своё. Так большинство советских людей после войны ещё пять-семь лет жили. А где Гитлер со своим войском прошёл, там до сих пор стоят жалкие избушки, в которых доживают ветераны Отечественной войны да поисковики кости погибших в те суровые годы выкапывают. Города встали с колен, но восстанавливали всё на руинах.

И только когда прозвучал призыв: « Все - на целинные и залежные земли», народ всколыхнулся. Десятки тысяч  молодых людей и семьи поехали в незнакомый Казахстан. И не пожалели. Мы здесь вволю наелись хлеба, целинники получали деньги, и в магазинах можно было купить всё для питания. Приветливая казахская земля, гостеприимные жители многих спасли от смерти и безработицы. Когда были вспаханы земли, построены новые посёлки и элеваторы, часть вернулась домой, но многие остались.
Среди них и наша семья. Родители, конечно, навсегда.  Мы с мужем закончили университеты. Двое наших детей родились здесь. Казахстан их выучил, дал работу. И уже в арифметической прогрессии появились внучки, для которых Казахстан-Родина. Одна уже окончила университет, трое - учатся.
Афганистан, Чечня, Узбекистан, Днепропетровск и другие города и страны помнят руку помощи России, отдающую нуждающимся еду, одежду, посылающую своих сыновей на смерть. Разве молодёжь не должна это знать? А почему случаются наводнения, землетрясения, ураганы?
Это Планета наша плачет, потому что мы забываем прошлое.
Авторы Прозы.ру напоминают об этом и предупреждают: только в наших силах крепить мир и благополучие на нашей прекрасной земле.Прислушайтесь к нам,молодежь!


Рецензии
Спасибо, Анна, за Ваше отношение к прошлому, за то, что несете свет в сердца молодых, которым не пришлось столкнуться с трудностями послевоенными. Им трудно это представить и понять. Я тоже родилась в послевоенном августе, но в Вологодской обл, куда война не зашла, поэтому голод для меня незнаком. Его я увидела, спустя девять лет после войны уже в Брянской обл, куда переехали мои родители. а сейчас наши "звезды"-Тарзан, Королева, Рогожин жалуются на трудности в связи с пандемией. Им есть нечего. Позавидовали пенсионерам, которые регулярно получают пенсию. Эх, пожили бы они на такую пенсию. Но пенсионеры не плачут. Спасибо, Анна! С уважением, Луана.

Луана Кузнецова   27.05.2020 16:32     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.