Женская солидарность

«Женская солидарность»


5 октября – профессиональный праздник уголовного розыска.
 я хочу рассказать одну необычную историю.
 
    Было это в лихие 90-е. В то время я работал в уголовном розыске оперативником. Квартирные кражи и   другие преступления во время суточного дежурства просто зашкаливали. Работа шла на «автомате»: дежурная группа прибывает на место, фиксирует преступление, собирает улики и в отдел…
От такой жизни с каждым днем начинаешь становиться черствым и циничным (сейчас понимаешь, что это не оправдание, но это жизнь и так было).
 
 За две недели до Нового года , на очередном дежурстве поступил вызов - квартирная кража. Все как всегда: рабочее общежитие, маленькая комнатка 12 квадратных метров., заплаканная хозяйка 35 лет и двое маленьких детей (мальчик и девочка, 5 и 7 лет). Украдены: дешевый маленький переносной телевизор (такой сейчас даже на даче редко найдешь), 150 рублей и два новогодних детских подарка с конфетами. В то время у рабочего человека красть было нечего. Дверные замки не повреждены, порядок в комнате не нарушен. Хозяйка пояснила, что подозревает своего сожителя Александра, который приехал в Хабаровск с Севера. Познакомилась с ним дней десять назад, жил он у нее, и больше ничего о нем не знает. Я выслушал ее, все записал и распрощавшись сказал, что будем искать (хотя знал, что особенно никто искать не будет, есть дела поважнее). Через 10 минут я был уже на новом месте преступления  и про историю с кражей в общежитии забыл.
 
Спустя три дня, вечером, когда я уже собирался домой  ко мне в кабинет постучалась и вошла женщина из общежития и поинтересовалась результатами поиска сожителя, который ее обокрал . Я в душе чертыхнулся и попросил подождать в кабинете, пока я все выясню у следователя, занимавшегося ее делом. Естественно, никто особой прыти в поисках не проявлял, и вернувшись в кабинет, сказал ей, что результатов пока нет. Женщина сразу сжалась, опустила голову и по щекам покатились слезы. Она стала какой-то маленькой и уставшей. Я стал оправдываться, стал говорить, что мой профиль – наркоманы, а не квартирные кражи, и что к ней на вызов попал  так как был дежурным  опером по отделу . Она снова заплакала: «скоро новый год, а у меня ни подарков детям, ни денег, чтобы купить новые». Плакала как-то тихо и беззащитно. У меня даже возникла мысль дать ей денег (хотя у самого в кармане было не «густо»).  «Давайте я через пару часов к вам подойду, и Вы мне еще раз расскажите все про своего сожителя более подробно может вспомните о нем какие то детали»,-сказал я.
 
Вы даже представить себе не можете, с какими мыслями вечером, после работы я шел в общежитие. На улице  мороз,  Иду и думаю: «черт меня дернул за язык ей что-то пообещать». Придя в общежитие, еще раз выслушал все про сожителя. Знала она мало, только то, что его имя Александр, что знакомы дней десять и что сам он не местный, приехал с севера и больше ничего. Ни родных, ни знакомых в городе у него нет. Все свободное время обычно проводил в ее комнате, изредка прогуливались вдвоем по центру Хабаровска и все. 
Даже зацепиться было не за что.  Я машинально попросил открыть шкаф с вещами, стал их перебирать, думая, чем закончить мое посещение. Вдруг вижу мужской синий  вельветовый   пиджак, явно сожителя, так как женщина жила с детьми одна.  Проверил карманы и нахожу почтовое извещение, точнее корешок с номером без данных получателя. Сердце заколотилось как у охотника, подстерегавшего дичь. Я спросил женщину, ходила ли она с сожителем на почту. Она подтвердила, что ходила, и сожитель получал посылку на Главпочтамте. Пообещав заглянуть к ней завтра, я помчался домой и еле дождался утра.

С утра пораньше отправился на Главпочтамт прямо к его открытию, мне не терпелось поскорее поймать вора. Но я даже представить себе не мог какой удар там меня ждал. Учет почтовых отправлений велся  почти что вручную, почта была завалена квитанциями, извещениями и другими разными бумагами (Новый год на носу), сотрудников  в отделе всего двое!!! На меня будто ушат холодной воды вылили, я так надеялся найти вора и тут такой облом! На «ватных» ногах я вышел из почты, если бы курил, то закурил бы обязательно! Вдохнув глоток холодного морозного воздуха, я решил: нет уж, так просто я не сдамся! Пойду-ка я к начальнику. Пусть прикажет отыскать вторую часть извещения. Но и тут меня ничего хорошего не ждало. Начальник меня холодно выслушал, и сказал, что приказать он не может, людей мало, все работают на износ, и, если мне очень важно найти нужный корешок, я могу сам сесть и поискать. Самому искать было не реально,  я не знал что и как искать   да и времени физически  не было ушло бы минимум неделя рабочего времени.

 Одним словом, вышел я от него злой, не зная, что делать дальше. Ну, думаю, последний шанс упущен.  Но азарт подобно азарту охотничьей собаки не давал мне уйти просто так. Опять захожу в его кабинет и спрашиваю: «Какая численность сотрудников на Главпочтамте?» Оказалось, около шестидесяти. Я попросил начальника собрать всех, кто был в наличии, во время обеда буквально на десять минут, чтобы прослушать лекцию о предупреждении краж (в те времена какие только лекции работникам не читали). Начальник согласился. И вот во время обеда в главном зале почты с недовольным видом (всё-таки отобрали у людей  десять минут обеденного времени) собрались почти все сотрудники (кстати, это были одни женщины). И тут как говорят, «Остапа понесло» ….  Свою речь я начал с того, что какой-то негодяй познакомился с обыкновенной работящей одинокой женщиной, проживающей в общежитии с двумя маленькими детьми, вкалывающей на заводе за копейки, обокрал ее под новый год, вытащив из комнаты в принципе все что можно было унести. Среди всего украденного были два детских новогодних подарка. Женщина купила их заранее на последние деньги, оставила только на кормежку, ведь до праздников еще две недели. Денег нет и в ближайшее время не предвидится. Сказал, что никто, естественно, особо его искать не будет, так как это не кража века, есть преступления покрупнее, но есть маленький шанс –  почтовое извещение. Я понимаю, что у них много работы, что, наверное, им и дела нет до этой женщины с ее проблемами, у них самих такие же проблемы, но есть шанс найти и наказать вора и вся моя надежда только на них. Я просил всех, кто хочет мне помочь, после работы собраться в почтовом отделении и доказать детям, что Дед Мороз существует на самом деле и зло должно быть наказано.
 
Не знаю, то ли вид у меня был какой-то жалкий, то ли голос дрогнул во время пламенного призыва искать извещение….  Пришли  мне показалось все.  Я не ожидал такой реакции. Женщины бросились разбирать стопки бумаг и часа через два, мы нашли вторую часть извещения с паспортными данными квартирного воришки .
Далее было дело техники.  Вор оказался местным жителем ,жил на окраине города и уже через  несколько часов был задержан вместе с похищенным имуществом. Так что вера в сопереживание, человечность и Деда Мороза была восстановлена.


Рецензии