Моральные ценности, наличие которых у нас (в исторически закреплённой и кодифицированной форме) и отличает человека от животного, как считают некоторые, суть особый и довольно странный род понятий. Странность проявляется прежде всего в неградуированности морали и её ценностного содержания. Моральные нормы не допускают т. н. шкалирования (scaling), иначе говоря, они не параметричны. Вот качественное понятие "богатый" шкалируется, могут выделяться более богатые и менее богатые, что, между прочим, только лишний раз доказывает сугубую относительность всего земного в целом, и признаков успеха – в частности, а понятие "честный" – нет, не шкалируется: "более честный" и "менее честный" – это всего лишь искусственные языковые образования, не имеющие реального референта, игра слов... Если ещё покопаться, то можно вообще-то и тут обнаружить возможность отградуировать хотя бы ту же честность. Скажем, Петров врёт постоянно, Петров – патологический лгун. Тогда как Сидоров врёт только в тех случаях, когда его жизни или жизни близких ему людей угрожает опасность, т. н. ложь во спасение. Сидоров более честный, чем Петров? О, да. Чем Петров – да. Однако, в абсолютном (и единственном) значении параметра "честность" оба – Петров и Сидоров – лгуны. На том свете будут лизать раскалённые сковородки. Разве что у Петрова будет побольше сковородок, вот и вся разница.
В старом советском фильме школьник в споре с учительницей говорит, мол, моральные задачи не имеют однозначных решений, а учительница утверждает обратное: только однозначные! Конфликт поколений? Идеалисты "отцы" и прагматики "дети"? Скорее, здесь мы имеем дело с проблемой идентичности. Один идентифицируется с ответом (он однозначен, потому что определён), а другой – с условиями задачи (они многообразны, параметричны... они способны модифицироваться, усложняться – или, наоборот, упрощаться... не детерминированы так жёстко, как ответ...). Идентификация сама по себе, как считают умные люди, есть форма актуализации правил и норм (в том числе, моральных), это величина переменная, а не постоянная: время бежит, в реку то одной ногой, то другой, то третьей... а тут и "это"... И вдруг в последний момент успеваешь понять, что всё, что было до "этого", лишь техника бытия, а конституирующие ценности на самом деле не были конститутивными – а были они, друг Горацио, лишь парафразами (худыми и бедными, по способностям) отчаянной воли к этому бытию...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.