Дневник и фото - 2010

13 января 2010 г.
В  популярной сетевой новогодней открытке (ВВП и Медвед – в образе сирых  стариков, с жалким скарбом переезжающие на новую квартиру),  и впрямь бы смешной, точно вылезла тема общей нищеты. Которая в прошлом  году действительно стала удручающей. Настолько, что до сих пор на рост коммунальных платежей и подорожание транспорта реакция вообще нулевая:  у  записных  комментаторов слов нет.

20 января 2010 г.
Пять лет назад, томясь каникулярным бездельем,  открыл в ЖЖ  свою страницу (прежние попытки стали только разбегом)  и на две недели по макушку погряз в этой сетевой субстанции,  читая всё  подряд, зависая на картинках  Другаго или эротических откровениях  юзериц  с игривыми никами,  шалея от языка «падонкоф» и рифмованной жижишной белиберды.  Покуда нашёл несколько журналов,  с авторами которых мне захотелось общаться, и сам наконец дозрел до желания делиться  с френдами  собственными  «Записками несерьёзного типа».
И что из всего этого вышло?
     – Попытка ограничиться  100 друзьями (эгоистичная, поскольку сразу заранее посчитал, что на большее меня просто не хватит)  лопнула через год, и сегодня взаимных френдов уже вдвое больше, хоть времени на жизнь не прибавилось.
     – Благодаря ЖЖ, нашёл нескольких старых друзей, которых потерял десяток лет назад по причине их отбытия на ПМЖ в европы,  азии и америки, где тоже неожиданно обрёл уйму замечательных новых знакомых.
     – Обнаружил, что сетевые связи теснее родственных: в прошлом году я не  нашёл времени повидать полдюжины своих братьев и племянников, однако смог развиртуализироваться с тремя десятками юзеров.
     – Главный итог – личная пятилетка автора выполнена досрочно:  моя эпохальная «Книжка с картинками», многие страницы и главки которой я расчётливо обкатал здесь на доверчивых посещантах моего ЖЖ-дневника, сложилась за четыре года.

27 января 2010 г.  /   27.1.1940 г. расстрелян БАБЕЛЬ
70 лет назад – одним росчерком сталинского  синего карандаша  (наверняка даже  не посмотрел Сосо, кто в аккуратной машинописи под № 12), всех скопом (а сколько ещё  жертв в этом расстрельном списке до «Я»?),  между делом,  смеясь в тараканьи усища, потягивая винцо среди подельников, сброда тонкошеих вождей, с кем ночи напролёт вершил власть,  между привозимых для него вестернов и трофейных мюзиклов... «Великий читатель»,  которого придумали для нас михалковы-вишневские-панфёровы,  подсовывая ему друганов на Сталинские премии (стал бы он читать сто-триста страниц какого-то Бубеннова).  Как же светились они,  вдруг дождавшись звонка от обожаемого кремлёвского горца!
Как некий совписовский деятель, между прочим гордо сказавший встреченному на Тверском бульваре Андрею Платонову:
     – Мне тут вчера звонил Иосиф Виссарионович...
На что гениальный писатель, таким же росчерком карандаша на годы загнанный в опалу, без тени улыбки спросил:
     – Какой Иосиф Виссарионович?
Да вот был один такой...

29 января 2010 г.  /   Дама с бумажкой
К 150-летию Чехова напечатали практически всё, что он оставил, даже восстановили цензурные купюры в письмах.  Вот этого текста не знал:
          <…>  «С Благовещенска начинаются японцы, или, вернее, японки. Это
     маленькие брюнетки, с большой мудрёной причёской, с красивым туловищем и,
     как мне показалось, с короткими бёдрами.  Одеваются красиво. В языке их
     преобладает звук «тц».
     Комнатка у японки чистенькая, азиатско-сентиментальная, уставленная мелкими
     вещичками, ни тазов, ни каучуков, ни генеральских портретов. Постель широкая,
     с одной небольшой подушкой. На подушку ложитесь вы, а японка, чтобы не испортить
     себе прическу, кладёт под голову деревянную подставку. Затылок ложится на
     вогнутую часть.  Стыдливость японка понимает по-своему. Огня она не тушит и на
     вопрос, как по-японски называется то или другое, она отвечает прямо и при том,
     плохо понимая русский язык, указывает пальцами и даже берёт в руки, и при этом
     не ломается и не жеманится, как русские. И все это время смеется и сыплет звуком
     «тц».
     В деле выказывает мастерство изумительное, так что вам кажется, что вы не
     употребляете, а участвуете в верховой езде высшей школы. Кончая, японка тащит
     из рукава зубами листок хлопчатой бумаги, ловит вас за «мальчика»  (помните Марию
     Крестовскую?) и неожиданно для вас производит обтирание, причём бумага щекочет
     живот.  И все это кокетливо, смеясь, напевая и с «тц»...»
          А.П.Чехов – А.С.Суворину / 27 июня 1890, г. Благовещенск.

2 февраля 2010 г.  /  70 лет назад убили МЕЙЕРХОЛЬДА
Как же нужно было  издеваться над старым больным евреем, чтобы он наговорил на себя такое:
          «...Я  старался подорвать основы академических театров. Особенно  большой  удар
     я направлял в сторону Большого театра и МХАТа, которые под защиту были взяты Лениным…
     После 1930 года моя антисоветская работа ещё более активизировалась. Я возглавил
     организацию под названием «Левый фронт», охватывающую театр, кино, музыку, литературу
     и живопись...
          ...антисоветские связи были  у меня и с работниками литературного фронта.
     Озлобленные разговоры, направленные против руководителей партии и правительства, я
     неоднократно вёл с Борисом Пастернаком...
     Аналогичные позиции занимает поэт Пяст. Вплоть до его ареста прямые антисоветские
     разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом...
     …Эренбург прямо поставил вопрос о моем участии в троцкистской организации, на что я
     дал своё согласие. Тогда же была сформулирована и главная задача нашей организации: 
     не отчаиваться в связи с арестами и пополнять свои ряды, чтобы добиться осуществления
     окончательной цели, то есть свержения советской власти.– …Именно я вовлёк в организацию
     Пастернака и Олешу, а несколько позже и Лидию Сейфуллину.   Ей я поручил антисоветскую
     обработку писательской молодежи, а Юрия Олешу мы хотели использовать для подбора кадров
     террористов, которые бы занимались физическим уничтожением руководителей партии и
     правительства…»
Но самое желанное для следователя признание Всеволод Эмильевич сделал 19 июля:
          «Я скрыл от следствия одно важное обстоятельство – я являюсь ещё и агентом японской
     разведки...»
Ещё удивительнее, что после всех этих признаний Мейерхольд продолжал на что-то надеяться, когда 
2 января 1940-го написал Молотову:
          «...Меня здесь били – больного 66-летнего старика. Клали на пол лицом вниз, резиновым
     жгутом  били по пяткам и по спине;  когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам
    (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни,
     когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием,  то по этим красно-
     сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на
     больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били
     по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты...
          ...Лёжа на полу лицом вниз, я обнаруживал способность извиваться, корчиться и визжать,
     как собака, которую плетью бьет хозяин... и я пустил в ход самооговоры в надежде,  что они-то
     и приведут меня на эшафот...»
Мало – 13 января из Бутырки дописал ещё:
          «...я от голода  (я ничего не мог есть), от бессонницы (в течение трёх месяцев) и от
     сердечных припадков по ночам и от истерических припадков  (лил потоки слёз, дрожал, как
     дрожат при горячке)... осунувшись лет на 10, постарев... я все подписывал  до 16 ноября
     1939 г.  Я  отказываюсь от своих показаний,  как выбитых из меня, и умоляю Вас,  главу
     Правительства, спасите меня, верните мне свободу. Я люблю мою Родину и отдам ей все мои
     силы последних годов моей жизни…»
Не вняли – 1 февраля 1940 г. приговорили к  расстрелу и меньше чем через сутки убили…
Мы первыми напечатали эти жуткие документы в «Огоньке»,  и с того времени я помню их наизусть…

11 февраля 2010 г.
Интеллигентный человек может быть каким угодно, но одного верно лишён – умения  считать деньги в чужих карманах. Чудесный старик Владимир Михайлович Зельдин, отмечающий нынче 95-летие, в передаче Бермана / Жиндарёва (которые уж точно об интеллигентности понятия не имеют)  стеснительно мнётся, отвечая на вопрос о своём заработке в театре: «Сначала было мало... около десяти тысяч. Теперь лучше – надбавки, выслуга лет... около двадцати трёх получается... рублей, конечно...»
И в этом признаётся действительно  НАРОДНЫЙ  артист,  отдавший сцене всю свою жизнь!..

22 февраля 2010
Озорник Тарантино своим последним фильмом гениально доказал, что в кино можно всё. Ну и наши доморощенные гении тоже вот в хвосте не плетутся – нынче по ОРТ прокрутили трёхчасовое кино
                «Тухачевский. Заговор маршала».
На который, по-моему, может быть только одна рецензия: уй, блин!..
При сочинении сценария, как поведал главный автор и сопродюсер картины Волин (с режиссёром Ветровым), «мы, соединив несколько  точек зрения на эти исторические события, нашли свою версию.  Я абсолютно уверен в том, что заговор действительно был».
Ага, и вовлекали в заговор против Вождя, как явлено в фильме, грубым шантажом: сладострастного дедушку Калинина – угрозой огласить  причастность к самоубившейся из-за его б..довства балерине, то же Дыбенку – через баб-с, а Будённого просто на понт взяли. Потому что  –  откровенные ублюдки, а Тухачевский так первый: рукосуй-потаскун,  весь по кадык в тамбовско-кронштадтской кровище, без колебаний  заманивает Ворошилова в западню под пули снайперов (но провидец Коба своим звериным нюхом засаду почуял и соратника своего Клима спешно отозвал), а как тут не получилось – в Первомай 1937-го  удумал в Кремле кровавую баню устроить. А тут хрен – закадровый голос пафосно изрёкает: «но товарищ Сталин перешёл в решительное наступление!»  И вот уже четверо понурых злодеев – Якир, Примаков  и Уборевич с Тухачевским – на одной судебной лавке (Гамарник сам застрелился – это нам показали, а пяток других так сюда просто не вписались),  и уже сын тамбовских убиенных крестьян  (ага,  так  его с такой биографией и взяли на работу в ГПУ–НКВД)  мстительно цедит гадине: «Есть Бог!», и экс-полководец провидчески выпалил своим расстрельщикам:  «Вы не в меня стреляете – в Красную Армию» (хотя мог выдать и другую, якобы дошедшую от него фразу: «Мне  кажется, я сплю!..»).
Что вся картина бездарна – как КИНО – и говорить не стоит: всё дурно, от камеры до опереточных исполнителей  (когда Дыбенко заспевал перед Сосо за водочным столом,   я испугался, что  у него прямо в кадре бородёнка отклеится).  И чтО авторам кино, когда  им концепция нужна, признание устами Тухачевского: «Сталин нас  переиграл... профукали мы переворот...»  Сучья, без вариантов, концепция. Но она, похоже, нареканий за вольную интерпретацию  Истории на госуровне не получит.  Ещё пара таких концептуальных  фильмов, и я сам образа кремлёвского горца в угол повешу.

8 марта 2010 г.
Поездка с Хохликом в ЗАГС:  не сообразили, что  Женский день у них выходной. Погуляли по солнышку и вернулись – изводить друг друга подведением  итогов.

16 марта 2010 г.
Разведясь с Хохликом,  поехал к Лене и Мурзику – если уж рвать  надоевшие узы, так все разом. Не лучший, конечно, день,  зато памятный – 27-й день аиста дщери Вероники  (поздравил отец, называется).

24 марта 2010 г.
«На текущий момент установлены все лица,  принявшие участие в этом факте».
Откуда это и про что? – из телерепортажа об избиении иркутскими школьничками престарелой учительницы физкультуры. 
Как же услаждают слух и украшают нашу журналистику такие речевые перлы! – Андрей Платонов отдыхает.

28 марта 2010 г.
Пока у себя  в мастерской Жутовский с высунутым в азарте языком рисует Хохлика – снимаю их обоих (300 постановочных кадров).

3 апреля 2010 г.
В Москву приехала Горбовская (14 лет не виделись – с тех пор, как были с Фыфкой у неё и Левина в Лондоне). За всё это время несколько раз созванивались, но и эти редкие звонки упрочению дружбы не способствовали, если вообще её не разрушили (Горбовская патологически обидчива).
Выбрались с Хохликом на Катин субботний вечер в Булгаковский: Москва живёт слухами – полный зал набился, в коридоре стояли. Катя вроде бы и своя, а насквозь чужая – надменная, вся на понтах: велела приглушить свет и уйти всем фотографам (на меня с фотиком цыкнула отдельно – Оля тут же вышла из зала и ушла совсем, хоть послушать Горбовскую очень хотела). Начав  декламировать по бумажке новьё, делала это столь монотонно и занудливо, что даже Вишневский не выдержал: выскочил к микрофону и по памяти прочитал три старых стишка, которые и я до сих пор наизусть помню. Последуй я Вовкиному примеру, вечер вообще мог закончиться конфузом, потому с трудом сдержался. Тем всё и закончилось – ответив на пару вопросов, Катя села подписывать книжки и буклеты, а я ушёл (принесённую Горбовской книжку отдал Вишневскому, что прежде не сделал и не собирался). Странное ощущение – ещё один очень дорогой пласт жизни свалился с души, не оставив никакого отзвука.

11 апреля 2010 г.
Развод с Олей  и очередное упорядочение  жизни  побуждают меня переналадить отношения с Антошей – тут и Фыфка прислала письмо:  «То, что я и Тошка видим за окном, сильно напоминает весну.  Тошка товарищ памятливый – говорит,  что папа обещал появиться именно в это время года.  А я ему отвечаю, что раз обещал,  значит так оно и будет  (рано или поздно)».  Решили, что пора:  днём встретился с Тошей и Фыфкой в парке при пансионате благородных девиц:  погуляли, поснимал их обоих. Конечно, сын от меня порядком отвык, но как-нибудь со временем…

14 апреля 2010 г.
Без четверти восемь покидая редакцию, последний раз посмотрел анонсы новостных сайтов: «Памятник Ленину ночью вернётся на прежнее место», «Николай Караченцов снова в больнице»...
Выхожу на Твербуль и в десятке шагов от крылечка «New Times»  едва не налетаю... на Караченцова:  стоит Николай Петрович на своих двоих  и что-то пытается сказать миловидной черноволосой женщине, бережно поправляющей ворот его рубашки.  Мой мобильник фотика лишён, да и  навыки папарацци мне чужды, и не докажу ведь никому:  и  не в больнице, и самостоятельно ходит, даже говорит по мере возможности.

17 апреля 2010 г. /  Беттине фон Арним – 225
В Германии она одна из самых знаменитых женщин-писательниц, чей портрет в 1991-м украсил денежную банкноту в 5 марок,  а нашему читателю совсем не знакома: в России её книги не издавались, само имя на слуху лишь благодаря роману Милана Кундеры «Бессмертие».
Урождённая Елизабет Катарина Людовика Магдалена Брентано получила монастырское воспитание и была хорошо образована. Свою жизнь видела в лучах славы великих людей, к чему располагали судьбы её бабушки – владелицы литературного салона, и матери, которая в своё время была одной из самых красивых и знатных невест Пруссии. В списке друзей Беттины окажутся писатели братья Гримм и Людвиг Тик, композиторы Мендельсон, Брамс и Шуберт, теоретик социализма Карл Маркс. Подлинных гениев в её звёздном списке двое – Гёте и Бетховен, но к оглохшему композитору Беттина подберётся, когда тот будет уже смертельно болен, а Гёте она достала в канун его 60-летия.
Любовный список Гёте не менее популярен, чем аналогичные перечни увлечений Байрона и Пушкина, и Беттине Брентано было суждено его завершить. В юности мать Беттины снискала внимание  23-летнего Гёте, однако их отношения не получили развития, поскольку меркантильные родители быстро и выгодно выдали красивую девочку замуж. И вот спустя почти четыре десятилетия её дочь без приглашения явилась в веймарский дом олимпийца...
В этой истории замечательно всё. После того, как Беттина год атаковала старого поэта просьбами написать о нём книгу, а он ей даже не ответил, девица просто свалилась ему на голову. И старец тотчас утратил чувство дистанции: выждав, пока его размягчат воспоминания, Беттина внезапно уселась Гёте на колени. Он же, многие годы создававший для потомков свой желаемый портрет, расчётливо беседуя с Эккерманом и диктуя секретарям выхолощенные воспоминания, дал сумасбродной 22-летней девице основание писать об их отношениях любые фантазии, вдобавок подкрепив их достоверность своими письмами.
Увы, старость делает немощными и олимпийцев. Когда в руках Гёте оказался лист с проектом памятника, который ему намеревалась поставить Беттина, – поэт не смог сдержать слёз. Сама девица рисовать не умела – эскиз по её заказу выполнил некий художник, явно держа за образец микеланджеловского Моисея: изобразил Гёте в тоге, с обнажённым торсом. После того, как тронутый Гёте «одобрил и утвердил» оный шедевр, он был реализован в мраморе и полтораста лет кочевал по Веймару, пока наконец обрёл пристанище в городском музее.
За четыре года отношений с великим поэтом Беттина потеряла чувство меры: общалась с Гёте на «ты», вызывающе носила при нём очки, которые тот ненавидел – считал, что стёкла искажают глаза. Вконец довела старца, прилюдно обозвав его жену Кристиану «сумасшедшей колбасой», после чего Гёте навсегда закрыл перед ней двери своего дома и перестал отвечать на письма.
Ссора с Гёте совпала с замужеством Беттины – в 26 она стала супругой поэта Ахима фон Арнима: вместе с ним собирала фольклор, родила ему за двадцать лет семерых детей и, после того как он неожиданно умер, не дожив до пятидесяти, – занималась его творчеством (весьма обширным – к 200-летнему юбилею в 1981 издали собрание сочинений в 25 томах).  При этом успевала бороться за отмену смертной казни, за равноправие женщин, права евреев, а во время холеры лечила больных в нищих кварталах.
Через два года после смерти Гёте Беттина фон Арним выпустила книгу «Переписка Гёте с ребёнком». По моральным соображениям несколько страниц из неё были вымараны и опубликованы лишь в наши дни. В этой книге великий поэт предстаёт перед нами, лишённый хрестоматийного глянца:  вечномолодой, любующийся девичьей грудью в мягких лучах закатного солнца...

25 апреля 2010 г.
День яркого весеннего солнца и вьюги,  сменяющихся поочерёдно и неожиданно.
С Хохликом у Чухонцева в Переделкине  (давно не фотографировал поэта в домашнем интерьере, а очень хотелось). Олег Григорьевич сильно постарел, но по-прежнему фотогеничен. Поскольку жена Ира болеет,  долго засиживаться не стали  (хорошо уже, что повидались).

2 мая 2010 г.
Воскресный обед с Гришей Кружковым и Ксенией Рождественской:  то самое домашнее общение, которого нам недостаёт в суете жизни. Однако этой компанией мы уже вряд ли соберёмся – не токмо потому, что я расстаюсь с Хохликом, но и поскольку Гриша разводится с Дашей. Не поздно проводив Ксению, вернулись и за чайной церемонией посмотрели отличный новый фильм Ким Ки Дука.

12 мая 2010 г.
Обзавёлся страницей на фейсбуке. По сравнению с ЖЖ  несколько непривычен,  но надеюсь обжиться. Жаль только, что нет системы поиска старых  материалов и что к тексту можно поставить лишь одно фото.

17 мая 2010 г.  /  9 дней Любе Бодровцевой-Гренадер
                Через пустой Никитский сквер, 
                через Тверской бульвар
                спешат девица Гренадер 
                с девицей Сульповар...
– это шутливое стихотворение  в начале 70-х было на слуху у всей пишущей Москвы, равно как и запоминающиеся имена поэтесс-дебютанток. Обе занимались в семинаре Бориса Слуцкого,  где мы тогда и познакомились.
Литературная студия им. Маяковского при МГК ВЛКСМ создавалась в свете Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью»  и должна была собрать самодеятельных поэтов и писателей, не охваченных Литературным институтом.  Так в семинаре Слуцкого и сошлись отнюдь не  поэтические  девицы, но люди взрослые, с жизненным опытом и далёкими от литературы профессиями: врач-психиатр Егор Самченко, художник Гари Гордон, физик Алексей Королёв, переводчик с английского Григорий Кружков и испанист Сергей Гончаренко, Люба Гренадер с дипломом Бауманского ин-та. И Борису Абрамовичу  (а он сам дебютировал в сорок лет и протекций не терпел)  было предназначено устроителями дать семинаристам пропуск в поэтический цех.
В итоге у Гренадер всё сложилось: выпускала книжки, вступила в СП.  В общем-то поздно, однако на судьбу она никогда не пеняла: юность провела в среде актёров Камерного театра  (о чем написала воспоминания), была вполне счастлива в супружестве с драматургом Михаилом Чернолусским  (1920 – 2003). Прожила долгую – по литераторским меркам – жизнь («ровно семьдесят, возраст смертный»). И в антологии русской поэзии последней четверти ХХ века у неё есть своя скромная страничка.

22 мая 2010 г.
У Бориса Иосифовича в  его образцовой мастерской.
Замечательная – абсолютно хулиганская, на грани порно – совместная книжка Губермана и Жутовского:  то ли стихи с картинками, то ли рисунки со стихами. У которой всего один изъян, но очень существенный и печальный – эта книжка абсолютно стариковская. Увы.

25 мая 2010 г.·
Дивно чУден текст корреспондента НТВ Ник. Булкина в новостном репортаже об открытом сегодня в Питере памятнике Мандельштаму:
          – Это уже третий памятник поэту в России – второй в Москве,
     а первый во Владивостоке, где  он УМЕР В БОЛЬНИЦЕ...
Интересно, какая такая хворь вдруг свела в могилу Мандельштама?  И зачем он вообще потащился в эту чёртову даль?

1 июня 2010 г.  /  Ушёл Андрей Вознесенский
Писал в юности:  «Умирайте вовремя, помните регламент...»
И ещё –
          Как я тоскую о поэтическом сыне
          класса «Ан» и 707–«Боинга»...
          Мы научили свистать пол-России.
          Дай одного соловья-разбойника!..
          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          И когда этот случай счастливый представится,
          отобью телеграммку, обкусав заусенцы:
          ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ РАЗРЕШИТЕ ПРЕСТАВИТЬСЯ =
          ВОЗНЕСЕНСКИЙ
          (1973)

4 июня 2010 г.  /  Современные апокрифы
Президенту М. – по случаю кончины А.А.Вознесенского – докладывают:
     – Умер предпоследний великий российский поэт прошлого века...
     – А последний у нас кто?
     – Евтушенко.
     – А он Президентской премией уже отмечен?
     – Нет.
     – Срочно внесите в список!..
Так что через неделю ждите Указа... ждите Указа... ждите Ука...

9 июня 2010 г.  /  И вот пролетели пять дней…
Апокриф недельной давности получил реальное воплощение – с чем и поздравляем «последнего из могикан»  Евгения Александровича.

10 июня 2010 г.  /  «Я вышел В(?) сайт» (Андрей Вознесенский)
С сегодняшнего дня моя  «Книжка с картинками» (которую в бумажном виде все жж-френды – по желанию – вроде бы уже получили) наконец-то обрела электронный вид. За что огромное спасибо Андрею Никитину-Перенскому и его замечательной библиотеке  ImWerden.

12 июня 2010 г.
Зашёл за Тошей в шахматную школу Петросяна. В его зачётной книжке две последние победы не заверены подписью другого игрока. Говорю:
     – Почему не дал расписаться сопернику? Тебе эти победы не зачтут.
     – С девочкой играл, а она так сильно плакала. Я её пожалел:  совсем маленькая, ещё не научилась проигрывать.

20 июня 2010 г. /  Слон и моськи
С прошлого года в этот день отмечается Всемирный день защиты слонов в зоопарках. Где этим гигантам, конечно, не сладко. 
Когда подростком я занимался рисунком в изостудии при ГМИИ на Волхонке, нас периодически посылали в зоопарк – рисовать животных в движении. После переклички у входа, мы расходились кто куда, в поисках зверя повыразительнее, но уже через полчаса все собирались у вольера со слоном. В тот день я сперва облюбовал удава, однако он, судя по утолщению посередине туловища, был недавно пожрамши и нагло изображал пожарный шланг. Так что я тоже вскоре притопал к слону. Возле которого все удачные места уже были заняты – пришлось устроиться с этюдником за большим, в обхват, деревом, периодически из-за него выглядывая.
Слону мы явно понравились, и он решил поиграть в пылесос: медленно слоняясь по загону, всасывал хоботом конфетные фантики, какие-то огрызки и другой мусор под ногами, а потом запил всё это бурой жижей из помойного ведра. Полюбовавшись ушастым, я едва убрался за дерево, как страшный гуд, схожий с рёвом самолёта на взлёте, оглушил поляну. Этот мешок с ушами окатил из хобота всю нашу мастерскую – моих друзей будто ветром сдуло вместе с этюдниками, один я за деревом и устоял. Какие моськи были у моих товарищей, описывать не берусь – только перо Рабле тут годится...
Так что да – слонов от нас всячески защищать нужно.

26 июля 2010 г.
Умер кинорежиссёр Игорь Таланкин  (в его ВГИКовской мастерской училась моя подруга Оля Жукова). Прожил в общем очень достойную жизнь – дебютировав на пару с Данелией симпатичным фильмом «Серёжа» по книжке Пановой, с тех пор тяготел к литературному кинематографу – предпоследним фильмом стала экранизация «Бесов», сделал биографические картины о Берггольц, Курчатове и Чайковском, предпочитая работать с любимой творческой бригадой, где чаще других были Юрий Нагибин, Сергей Бондарчук, Алла Демидова, Альфред Шнитке. В новом веке кино уже не снимал, однако намеревался сделать фильм о последних днях Цветаевой – с помощью сына, который сейчас рассказал, что их с отцом сценарий  назывался «Верёвочка, или Петля Пастернака»  (согласно апокрифу, будто Борис Леонидович обвязал чемодан Марины Ивановны верёвкой, на которой она и удавилась). Жаль будет, если этот замысел окажется похоронен.

6 августа 2010 г.
Гена Русаков сделал мне славный подарочек в 59-й день капусты:

               СНИМОК
               Молодой, умеренно-красивый, / тихий бабник, сумрачный пижон…
               Но с какой невероятной силой / снова лезет время на рожон!

               Я стою, со мною всё понятно: / весь я тут, меня нигде не ждут.
               Но вот эти солнечные пятна, / Герцен, Первомай, Литинститут!

               Жора Елин сделал этот снимок / или, может, кто-то до него:
               из числа ушедших невидимок, / из друзей, не рвавшихся в родство.

               Из невест, не выбившихся в жёны… /  Я стою и в оптику смотрю —
               молодой и странно напряжённый: / будто вижу, а не говорю.

               Боже мой, как страстно это время, / век двадцатый, бьющийся во мне!
               Это солнце, греющее темя. /  Этот я, с собой наедине…

               «Дружба народов», № 8, 2010 г.

1 сентября 2010 г.
Подарил Антоше на день рождения первый его фотоаппарат и сегодня, перекачав снимки в комп, порадовался – хоть фоты и незатейливые, есть у мальчишки и цепкий глаз, и чувство кадра.

13 сентября  2010 г.
Свадьба Васи Попова  и Вивиан дель Рио. Немного напряжённая, поскольку маменька  Васьки от этого брака сына не в восторге и поздравить молодых не пожелала. А папенька, то бишь Женя Анатольевич, приехал и выглядел хоть рассеянным, но вполне представительным – его фотографии в итоге оказались удачнее, чем портреты молодых.

15 сентября 2010 г.  /  120-й день аиста Агаты Кристи
В англоязычной литературе книжки Агаты Кристи уступают по тиражам только Библии и Шекспиру. Но и среди них есть самые популярные и покупаемые, как «Убийство в Восточном экспрессе» и «Мышеловка». Однако из американской библиографии «дамы-командора»  детектива с ведома писательницы исчез один из самых знаменитых её романов – вместо него имеется другой – «И никого не стало». Причина  самая банальная – соображения политкорректности: чтобы никаких негритят не обидеть. Так что не удивлюсь, если роману старушки Агаты «Пять поросят» уже в нашем веке изменят название в угоду толерантности.

25 сентября 2010 г.
Как же я люблю наше жёлтое ТВ! - сюжет о том, что Киркоров продаёт их с Пугачёвой  семейное гнездо, анонсирован слоганом: «Эти стены и сантехника до сих пор помнят примадонну!»  Вот это такт!

27 сентября 2010 г.
Вчера в НТВэшном сюжете про Березовского ведущий Текменёв  долго рассказывал про абсолютную недоступность лондонского  затворника,  в доказательство являя публике зряшно гудящую  телефонную трубку – и впрямь не отзывается.
Однако, как видим  по интервью БАБа, которое сегодня напечатал  наш журнал,  Борис Абрамович вполне доставаем и говорлив (впрочем, Женя Альбац в случае надобности персонажа и в аду достанет).

29 сентября 2010 г.
После того   как  в  «The New Times»  появились интервью г-жи Батуриной и Березовского, журналу оставалось лишь напечатать монолог самого  опального мэра.  Что тотчас и последовало (ай  да Женя Марковна, как к ней ни относись!).
Конечно, текст беседы с Лужковым равно честен и лукав, но как человеческий документ  и пример эпистолярной казуистики вполне замечателен.
Осталось только отходную спеть:  со слезой и смешную.

2 октября 2010 г.
В «Табакерке» – премьера по пьесе Вити Шендеровича.  Пошли с Тошей. Думал, что уснёт или запросится домой, но он стоически досмотрел первый акт, а второй так и вовсе с интересом.
Фыфка одела сына по образу  Остапа Бендера – с длинным шарфом вокруг шеи, и такой имидж мальчишке явно по душе.

3 октября 2010 г.
Прощались с Рощиным в храме св. Антипы (в Колымажном, за Пушкинским музеем). Отпевал о.Дмитрий, сын Михаила Михайловича, и провёл панихиду очень тактично: исполнив церковную церемонию, в завершение произнёс вполне светскую речь, найдя правильные слова о грехах отца и писателя, который в жизни был весьма далёк от покаяния. На выносе  – долгом, поскольку спускались с верхнего яруса, а церковь в строительных лесах и двор перекопан – ко мне притёрся бородатый человек (явно из литцеха, но мне не знакомый) и стал говорить, что со смертью Татьяны Бутровой Михал Михалыч был обречён, а потом вдруг спросил, правда ли, что Рощин еврей и фамилия его не настоящая – пресекая разговор, я ответил, что родным языком драматурга был русский...

6 октября 2010 г.
Собрались в студии телеканала «Культура»  полтора десятка неглупых и небесталанных людей, битый час судили-рядили о том, куда делась из  нынешней  нашей жизни Поэзия, но и сами ни к какому выводу не пришли, и зрителя ни в чем не убедили... Впрочем, посмотреть-послушать стоит:  интересно же, что думают на сей счёт люди, своими руками создающие этот «продукт», надобность в коем общество давно не испытывает.

11 октября 2010 г.
Вечер Бахыта Кенжеева в ночном клубе "Марсель" на Краснопролетарской. Меня ресторанная обстановка к слушанью стихов не очень располагает, к тому же за столиком оказался с Аней Гедымин и Сашей Смогулом, насевшим  на меня с претензией, что до сих пор не подарил ему книжку (пришлось отдать экземпляр, который принёс вовсе не ему). Когда стало вконец тоскливо, сбежал и Аню с собой утащил (не хотелось в этот вечер оставаться одному, к тому же девушку давно не фотографировал).

12 октября 2010 г.
С Тошей в музее Пушкина.  На свою голову – забыл выключить мобильник  и в грЭческом зале меня достала секретарша Альбац:  велела немедленно лететь в редакцию.  Забросил мальчишку домой, приехал и… выяснилось, что никакой служебной надобности срывать меня не было.  Взорвался, конечно, – послал Женю Марковну в жо..,  она тоже за словом в карман не полезла, потому с 29-го я  в очередной раз свободен...  по собственному желанию.

21 октября 2010 г.   /  При двух воздержавшихся
А чего и впрямь хотелось бы?   Увидеть в роли столичного мэра интеллигентного  москвича лет 40-45. Поскольку таких чиновников в Кремле и БД нет –  получили мы то, что  нам дали: очередную провинциальную серость. Теперь  всё повторится: сперва будем ждать, пока поумнеет, потом – когда  сдохнет.

26 октября 2010 г.
Две недели НТВ пиарило свой новый цикл, который якобы станет  реальным расследованием конкретных исторических «тёмных дел».  Нынче показали: сварганили из пережёванных сто раз объедков-опивок  про смерть Берия малоаппетитную тюрю, подать её к столу  призвали постаревшего Атоса-Смехова, и залили бурду в телевизор  с призывом к пиплу:  хавайте!
Спасибо, конечно, телику за очередной  перепев  так называемых «сенсаций» 10-20-летней давности  –  подросло ведь новое  поколение, для коего всё это полный сюр и отстой,  так же и озвучивать «новьё»  должен какой-нибудь рэпер типа Бонч Бру Бонч, известный  концептуальным  текстом  «Нам всё до пи.ды!..»  Глядишь, и аудиторию   с в о ю   этот дурацкий цикл тогда соберёт. Ведь на очереди – такие же  траченные молью персонажи:  Ленин, Маяковский, Есенин, Андропов  (наверняка обсосут х.рню,  как в него  будто бы  стреляла по-соседски жена главного брежневского милиционера Щёлокова).

27 октября 2010 г.  /  Адаптированный для троечников
Предсказала бы какая гитана Александру Исаевичу в начале 70-х, что через сорок лет сделает с его «Архипелагом» верная подруга Наталья Дмитриевна, – ей-ей, сам четвертовал бы свой «опыт художественного  исследования» и,  глядишь, не   было бы у него никаких проблем с советской цензурою – распечатали бы однотомничек в софроновском «Огоньке» или «Нашем современнике»,  и следом вышел бы он массовым тиражом в «Худлите»,  и не потребовалось бы выдворять автора с волчьим билетом из СССР...  И едва начинавший тогда свою карьеру чекист ВВП смог  бы на сорок лет раньше искренне озвучить сегодняшнюю сентенцию:  «Без знания того, что здесь изложено, мы не получим представления  о своей стране»...
ЗЫ:
Ничего не имею против адаптации художественной литературы,  только вот «Архипелаг ГУЛАГ»   к таковой не относится, потому любые купюры тут – в документе? учебнике истории? – сродни цензурному вымарыванию.  И «укороченный», Солженицын точно не станет популярнее у нынешних подростков (увы или ага! – это уж кому как хочется).

1 ноября 2010 г. 
Умный вальяжный мерзавец,  пришёл Никита Сергеевич в студию НТВ и с блеском явил публике все грани своего режиссёрского мастерства – то есть вынудил  телеведущих Канделаки и Колесникова прилюдно продемонстрировать полнейшую свою глупость и непрофессионализм,   шутя сорвал слабакам эфир и –  росносиреневый, громокипящий – победно удалился. Опять выходит:  молодец, что тут скажешь.
Кстати,  в соловьёвском  «Поединке»  Михалкова  с Быковым – и Никита Сергеич был вполне благостен, и оппонент живчиком до конца эфира продержался.

8 ноября 2010 г. 
Видеоролик жуткого  избиения Кашина лишний раз доказывает:  бесполезно любое  оружие самообороны  (не только газовое или резиностел, но и боевой «макаров»), когда гражданский человек сталкивается с бандитами – даже и обладай журналист  каким-то стволом, всё равно  не смог бы им воспользоваться. При наличии оружия Кашин должен  был бы заранее достать его подходя к дому, снять с предохранителя и послать патрон в казённик, взвести курок у калитки, за спиной  подошедшего к ней первым,
и –
     – если бы тревога оказалась ложной  и дошёл бы до своей квартиры, – только тут, заперев за собой дверь,  разрядить оружие;
или – 
     – получив сногсшибательный удар и уже  падая – сразу начать стрелять, если не прицельно, то абы как, наобум, стараясь если не попасть по ногам, так хотя бы поднять шум. А по  видеозаписи избиения Кашина  видно, что хоть имей он в кармане оружие – не успел бы его даже вытащить, и даже достав не готовую к бою железяку после избиения – с полученными травмами не смог бы  выстрелить вслед убегающим...

17 ноября 2010 г.
Вчера в моей любимой редакции спешно собрали юных журналистов, и четверо спецов из ЧОПа прочитали подробную лекцию – как уходить  от слежки и вести себя на месте Кашина.

26 ноября 2010 г.
Из вчерашнего благодарственного спича Леонида Парфёнова:
          «Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли
     назовешь его гражданским общественно-политическим институтом. Убежден, это одна из главных
     причин драматичного спада телесмотрения у самой активной части населения, когда люди нашего
     с вами круга говорят: чего ящик включать, его не для меня делают! Куда страшнее, что большая
     часть населения  уже и не нуждается в журналистике...»
Спасибо Леониду Геннадьевичу:  порадовал.
ЗЫ:
Право же, важно посмотреть-послушать появившуюся сегодня видеозапись выступления Парфёнова, поскольку на ней ещё и лица слушающих  можно увидеть -  дорогого стоит.

30 ноября 2010 г.
Умерла Белла Ахмадулина. На полгода пережив Вознесенского.
У меня нет слов. Такое чувство, словно одна за другой закрываются собственные страницы моей жизни: первые стихи, первая любовь, первые обретения и потери.
Сразу решил:  попрощаюсь с Беллой Ахатовной на отпевании,  а на писательское шоу  в ЦДЛ не пойду – этот пропитанный подлинными и фальшивыми страстями дом сам по себе  располагает к театральности. Помню, как в день смерти Шукшина Ахмадулина сидела с Евтушенко в проходном «пёстром» кафе и при каждом появлении нового лица шла навстречу, ломая руки: «Неужели это правда?! Этого не может быть!.. Скажите, что это неправда!..», на что Евгений Александрович из-за столика подавал голос: «Дайте же кто-нибудь Белле воды!..»...

4 декабря 2010 г.
Яснов выпустил замечательную книгу (взрослую) «Амбидекстр» – действительно «обоерукую»:  собственные стихи и переводы Бодлера, Верлена, Рембо, Аполлинера и Превера. Что Миша виртуозный переводчик – это и доказывать не нужно, а открывает книжку поэма-цикл с вызывающим названием «Двенадцать» – серия язвительных портретов своих коллег, с одинаковым зачином: «Бросил писать...». Где все реальны и узнаваемы, а в сложении являют общую картину нынешней поэзии, вполне драматичную. Которая органично переходит в раздел «Праздник утрат». Давно не видел книги, столь крепко организованной. И с очень жёсткой ПРАВДОЙ, способной возмутить многих:             
               Праздник – это выйти и шататься,
               и лежать в харкоте и грязи.
               Я не знаю хуже святотатства,
               чем народный праздник на Руси...

6 декабря 2010 г.
ОРТ анонсирует сегодняшний показ фильма «Екатерина Третья» – про ткачиху из Вышнего Волочка, ставшую министром культуры, – простенько и без затей:
     «Она умела царствовать, не теряя уважения властителей дум». 
Про  «уважение» что-то не вспоминается.  Володин рассказывал, как министр поучала его «неореализм –  это не наш путь», укоряла за то, что он не посещает бассейн, и не советовала ездить за рубеж: «Там будут задавать вопросы, на которые вам будет трудно отвечать, а ответите неправильно –  трудно будет возвращаться».
И верно: актёр Олег Стриженов на вопрос, не боится ли он министра культуры, сказал  иностранному корреспонденту:  «У нас боятся только  культуры  министра»   и надолго оказался отлучен от кино.
Глупой Фурцева, конечно же, не была,  однако невежественной – однозначно. А  нынче нас будут убеждать в обратном. Кто именно? – всё те же, приближенные к трону, десятилетиями столовавшиеся при любых властях. Заодно и поглядим,  кого теперь запишут во «властители дум».
С очередной апологией нас!

7 декабря 2010 г.
Кровавый фольклор от производителей:
          «Сильвио (Берлускони – Г.Е.)  надел меховую шапку, и пошёл вместе с Путиным гулять 
     по снегу. Они говорили, строили планы, решали что-то, пока мимо  не промелькнула тень. 
     Путин вскинул ружьё  и выстрелил. Он убил оленя с одного выстрела. Достав большой нож, 
     он вскрыл оленю  грудную клетку, извлек сердце и протянул его гостю в знак братской 
     дружбы. И очень расстроился, когда увидел, что гость побледнел  и рухнул, как стена в 
     Помпеях...»
Это ж даже  не АЛЬФА-САМЕЦ, а просто Джек-Потрошитель какой-то! 
               
12 декабря 2010 г.  /  Московская «поминальная» суббота
Глядя на то, что вчера устроили на Манежной футбольные фанаты, выплеснувшие ярость за убийство «гостями столицы» своего другана, только и бормочется:
               На площади с броневиками
               Я вижу человека – он
               Волков горящими пугает головнями...
Человеков не видел,  зато знакомых жестов – «зигов» –  в избытке.  Броневики и автозаки наготове стояли в соседних переулках. И «головни»–файеры пугали множеством, то и дело превращаясь  в гранаты...
Замечательный фоторепортаж Ильи Варламова – в день,  который Кремль не забудет никогда.

16 декабря 2010 г.
Наткнувшись  на  анкету из ряда  «узнай в лицо» – безошибочно угадал три  десятка и получил абсолютно верное резюме:
          «Вы зарабатываете журналистикой или чем-то в этом роде и знаете некоторых из этих
     людей не только внешне, но и лично, лишь память на имена иногда вас подводит».
Ну да, ей самой или чем-то похожим и зарабатываю, и со знакомыми точно – то и дело при  встрече обознаюсь: извините, «эклер» (то бишь склероз).

19 декабря 2010 г.
95 лет Эдит Пиаф.  Её вечной песней  «Нет, я ни о чем не жалею!»  Бертолуччи закончил  свой фильм «Мечтатели».  Как замечательно  она ложится  на картинку бурлящего Парижа 1968 года,  кальку с которой мы только что увидели  во взорвавшейся  бунтом  Москве!

25 декабря 2010 г.
Вообще  прекрасный получается финал года — трасса до Питера пройдёт через Химкинский лес,  группа «Война» ждёт суда в СИЗО, Кашин лежит в больнице с пробитой головой,  на станции «Охотный ряд» под имперским флагом бьют ногами живых людей. Осталось только дождаться повторного приговора Ходорковскому, и можно наряжать ёлку.
И у меня этот год выдался – не хочется вспоминать.


ФОТО:  C  Антошей в Екатерининском  парке  /  Москва, апрель 2010 г.
© Georgi Yelin  /  Снимок Ирины Клушанцевой  (Фыфки)

ФОТОАЛЬБОМ  к дневнику этого года – все 35 снимков привязаны к датам:
https://yadi.sk/a/yLyC3zkxrqIwGA

-----


Рецензии