Тёплые ступеньки

ЛЮДМИЛА КОЛБАСОВА - http://www.proza.ru/avtor/kolbassova - ТРЕТЬЕ МЕСТО В 104-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Моей бабушке Анне Ивановне.
И все остальным бабушкам тоже.

Каждый год первого сентября на уроках русской литературы и языка мы писали сочинение на тему «Как я провел лето».
Кто-то писал, что летом ездил на море и купался в теплых водах Черного и Азовского морей.
Кто-то провел лето в пионерских лагерях и писал об игре «Зарница», ночных кострах и о новых друзьях.
Даже были счастливчики, что побывали в Артеке и писали длинные сочинения на тему дружбы народов и о друзьях из других стран социалистического лагеря.
«Я ездил в город-герой Ленинград и видел крейсер «Аврора» …
«Я ездил в Москву и был в Мавзолее» …
 Им было хорошо - им было, что написать, чтобы их сочинение прочитали вслух в классе.

А мне писать было нечего. И мои сочинения никогда не читали.
Но до сих пор мои летние каникулы живут в памяти, греют душу и сердце; наполняют меня счастьем и радостью бытия и дают энергию жить.

Я каждое лето ездила к бабушке в село. С большим нетерпением ждала летние каникулы и того волнующего момента, когда, наконец-то, меня посадят в поезд, а на конечной станции у вагона радостно встретит дедушка. Суетясь, счастливо улыбаясь, мой дедушка – чернявый и кучерявый – самый красивый дедушка на свете, обнимая, целуя приговаривал: «Ну наконец-то, а то бабушка совсем уж заждалась!».
В ожидании электрички мы ели вкусное мороженое в здании большого вокзала, шумевшего, как растревоженный улей. Затем электричка, автобус и … родной двор и бабушка – самая родная бабушка на свете!
Разогревалось долгое теплое безмятежное безоблачное лето.
Я не буду описывать, что писала в школьных сочинениях о том, как ходили купаться на Старую речку, в лес по грибы, ягоды, орехи. Как бабушка серьезно занималась с нами русским языком и литературой – мы писали диктанты, учили правила. Как обязательно ходили каждый год в краеведческий и другие музеи районного центра и покупали памятные открытки. Читали толстенную книгу про пионеров-героев и сказки народов мира.

Мои сочинения не читали вслух в классе, но мои летние каникулы у бабушки живы со мной до сих пор, хотя сейчас я уже тоже бабушка.

… Ароматные пышки, пенки с варений, шутки-прибаутки и дарованная беззаветная любовь, которую не опишешь в сочинениях … .

Я напишу о тех ощущениях, которые не покидают меня до сих пор. Когда жизнь придавливает и становится тяжело справляться с трудностями; когда весь мир, кажется, ополчился против; когда жизнь крутит мной, как внезапно налетевшая гроза в летний день – я прячусь в маленькую девочку, которая проводит лето в селе у самой родной бабушки на свете. Я отогреваюсь в теплых воспоминаниях бабушкиной любви и заботе счастливого долгого лета.

* * *
Ранее утро. Я не слышала, как встала бабушка - я слышала, как предательски скрипнула дверь в сенях – бабушка, стараясь не шуметь, тихо вышла из дома. С улицы через открытое окно и прикрытое тюлевой накрахмаленной занавеской, доносятся звуки раннего-раннего утра: перекликаются первые петухи, соревнуясь, кто громче и колоритнее; уставшие от ночной бдительности лениво кое-где еще погавкивают дворовые собаки. Под лучами восходящего солнца слышатся трели просыпающихся птиц. Аромат малины, смородины, цветов из палисада. Я не встаю – я лениво переворачиваюсь и еще слаще засыпаю. Солнышко еще не поднялось – оно только проснулось и, радуясь ему, просыпается природа. А я продолжаю сладко спать на заре долгого теплого летнего дня.
Просыпаюсь от запаха блинчиков, что напекла бабушка. Тонкие, как кленовые листочки, ажурные с хрустящими краями и обильно смазанные сливочным маслом.
Не спеша встаю и, открыв скрипучую дверь, выхожу на крылечко. Оно - деревянное некрашеное тщательно вымыто хозяйственным мылом и до блеска выскоблено ножом.  Солнышко светит, улыбаясь, уже свысока и согревает крылечко. Ступеньки приятно теплые и нежные для моих ножек, и я стою на чистых гладких ступеньках белого крыльца и, щурясь от яркого солнца, радостно приветствую мир.
 
Я вижу цветные космеи, которые слегка покачиваются под легким почти неощущаемым ветерком, что растут прямо напротив крылечка. Лилии, розы и много другой цветочной гармонии. Но в памяти - космеи, я их называла ромашками и играла с ними, как с живыми человечками. Яблони, усыпанные зелеными зреющими плодами.  Тяжелые наливающиеся темные грозди смородины. Крыжовник. Малинник. Все это создает неповторимый аромат моего лета. И над всем этим трудятся неугомонные пчелки, постоянно жужжа и торопливо перелетают с цветка на цветок. Чем-то своим заняты мухи и другие насекомые. Все это жужжит, попискивает, пощелкивает.
Во дворе квохчет наседка.

Я, щурясь, смотрю вверх – небо голубое-голубое – высокое без конца и без края, легкие облака, как небрежный мазок кисти и след пролетевшего самолета.
И я стою на теплых ступеньках, и впереди мой день - без конца и без края, как небо. Яркий, как ослепительное солнце и теплый, как деревянные ступеньки чистого крыльца.

А на грядках что-то рыхлит моя самая любимая бабушка. Увидев, что я проснулась – радостно улыбается! Сейчас все бросит и начнет меня кормить. И я войду в новый длинный день моего счастливого лета.

Сейчас, окруженная, техникой, удобствами, я не могу представить, как удавалось бабушке все успевать и создавать нам внукам – а нас было четверо – такой Рай на земле? Видя нас, она всегда улыбалась. Улыбалась, несмотря на тяжелую жизнь, трудный быт деревенского бытия. Улыбалась, и ее добрые глаза излучали такую огромную любовь к нам, что мы до сих пор купаемся в ней.
Бабушки уже давно нет. И все мы уже очень взрослые и даже пожилые. Но когда становится плохо на душе и не могу заснуть – я закрываю глаза и вспоминаю бабушкину улыбку, лето, цветы, смородину … И теплые ступеньки крыльца ощущаю, согреваясь, озябшими ногами … И тепло заполняет сердце, очищая от плохого мою душу.
 
Картина вверху: художник Е.Лебедев. Флоксы цветут...


Рецензии