Становление Киевской Руси

История Руси произрастает из истории славянского этноса, корни которой уходят ко временам зарождения цивилизаций. Самый древний памятник известный сегодня науке и отождествляемый со славянским этносом это табличка из Тэртерии (Румыния) датируемая V тыс. до н.э., представляющая собой талисман с древнеэтрусской надписью.

О славянских племенах на берегах Дона в 1500 г. до н.э. писал Геродот описывая историю скифов. Карамзин Н.М. в соей «Истории государства российского» пишет о первом упоминании славян византийскими хрониками, когда в 495 г. они пропустили через свои земли готов-герулов, разбитых лонгобардами на территории нынешней Венгрии и бежавших к берегам Балтийского моря. Начиная с этого времени история славян приобретает все более и более зримые очертания и к IX веку предстает перед нами в исторически относительно целостной картине.

История возникновения государственности на территории Руси в IX веке в настоящее время не имеет однозначной, разделяемой всеми учеными, версии. Наиболее устойчивая из них это нормандская теория призвания варяжских князей описанная в «Повести временных лет». Но уже историки XIX века стали сомневаться в её достоверности. Так уже Татищев В.Н. (1686-1750) в своей книге «История Российская с самых древнейших времен» сообщает, что Рюрик в 862 г. силой захватывает власть в Новгороде и убивает новгородского князя Вадима Храброго с его ближайшей дружиной, и новгородцы бежали в Киев, потому что не хотели быть рабами варягов. О никаком добровольном признании нет и слова.

Карамзин Н.М. (1766-1826) ссылаясь на византийские хроники, сообщает о посольстве россов в 839 г., живших далеко на севере под властью хакана (князя). То есть как минимум за 43 года до так называемого «призвания варягов» Русь устанавливала дипломатические отношения с Византией, а через неё с Европой. Но еще задолго до этого по сообщению того же Карамзина в 626 г. славяне осаждали Константинополь, причём всего за четыре года до этого в 622 г. византийцы выплатили большую дань, что бы от них откупиться.

По сообщениям арабских хроник в 644 русы вместе с хазарами осаждали Дербент в правление Шахриара. В 775 г. войска князя Бравлина разоряют территорию Южного Крыма. В 820 г. южнорусские войска разоряют территории всего Северного Причерноморья. Последствием активизации военных действий Руси в этом районе, как уже отмечалось выше, стали мирные переговоры с Византией в 839 г. Но уже в 860 г. (все за два года до «призвания варягов») Русь вновь вторгается в Византию, осаждает Константинополь и жестоко разоряет империю.

Таким образом, из всего имеющегося на сегодня исторического материала, ученые делают вывод о том, что накануне так называемого «призвания варягов» Русь была сильным и воинственным государством, обладавшая всеми необходимыми для этого условиями,  экономическими и людскими ресурсами, и самое главное имевшее единое централизованное руководство, которое очевидно в это время находилось не в Киеве, и не в Новгороде, а скорей всего на территории Южной Руси.

На причины проникновения варяжской прослойки в высшие княжеские слои русского государства частично указывают сообщения, не признанной официальной наукой, так называемой «Велесовой книги», в которых говорится об ослаблении единого руководство Русскими Землями в связи с жестокими междоусобными войнами и длительным периодом неурожайности и эпидемий, в результате чего Рюрику и Аскольду, сопровождавших торговые караваны из Византии в Нормандию и обратно, удалось с легкостью захватить власть; Рюрику в Новгороде, Аскольду в Киеве, где он полностью разгромил малую дружину киевского князя Дира, навязав ему свое совместное правление.

Так или иначе, но после смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде переходит к его двоюродному брату Олегу, оставленного Рюриком в качестве регента при четырехлетнем Игоре. Олег был амбициозной личностью и талантливым полководцем. Получив в свои руки княжескую власть он решил распространить её не только на территорию Северной Руси, но и на Центральную и Южную Русь. Для это он в 882 г. он организует поход на Киев, где в это время совместно правили Аскольд и Дир. Понимая, что вооруженное противостояние новгородской и киевской дружин, может окончиться его поражением, он предпринимает, свойственный для средневековья, вероломный прием бессовестного обмана.

Подойдя ночью скрытно к стенам Киева, Олег спрятал своих воинов, а сам наутро представившись варяжским купцом пригласил на берег князей Дира и Аскольда, якобы для передачи им дара от новгородского князя Олега. Не подозревая обмана, киевские князья с малой дружиной спустились на берег, где и попали в засаду. Бой был не долгим, но кровавым. Потеряв своих предводителей киевляне без боя открыли ворота города перед Олегом, которого признали своим князем. С этого момента объединив новгородские и киевские земли Олег стал активно расширять русское влияние.

Укрепив свое положение внутри страны Олег принимает решение о возобновлении взимания богатой дани с Константинополя, для чего в 907 г. во главе 80-тысячного войска на 2 тысячах лодьях отправляется в Византию. Константинополь со стороны моря представлял собой неприступную крепость, поэтому Олег принял неожиданное для византийцев решение поставить лодьи на колеса и напасть на Константинополь со стороны суши. Наступление его было столь стремительным, что византийцы не смогли организовать достойную оборону, и вынуждены были капитулировать. В память об этом событии Олег прибил свой щит на вратах Константинополя, а Византия обязалась платить Руси погодную дань.

Не смотря на то, что Игорь был официальным наследником новгородского князя Рюрика, а Олег лишь его опекуном, но при жизни Олега он им не был допущен к власти не смотря на то, что к моменту его женитьбы на Ольге в 903 г. ему исполнилось уже 28 лет, он по прежнему оставался княжичем в тени Олега. И только после его смерти в 912 г. в 37 лет Игорь становится полновластным Киевским князем.

Договор с Византией 907 г. был вновь подтвержден в 912 г. и отношения между двумя странами развивались, по-видимому, относительно дружелюбно, так по сообщению Карамзина в 935 г. совместный русско-византийский флот ходил в Италию. Но уже в 940 г. эти отношения резко портятся из-за нежелания Византии продолжать платить Руси погодную дань. В результате Игорь снаряжает 100-тысячную рать и на 10 тысячах кораблях отправляется к Константинополю. Жестоко разорив его окрестности, русский флот попадает под «греческий огонь» под стенами Константинополя и, потеряв более половины своих кораблей, Игорь вынужден был вернуться домой. Но уже в 944 г. он предпринимает новый поход на Константинополь. Узнав об этом, византийцы выслали ему навстречу посольство, которое подписало в Киеве мирный договор на условиях Руси.

В Игорь погибает в 945 г. при странных обстоятельствах, оставив Ольгу с малолетним сыном Святославом.

Правление княгини Ольги началось с жестокой мести древлянам, убившим её мужа, Киевского князя Игоря. Сначала она обманным образом убила послов древлянского князя Мала, а затем выступила с войском на Коростень. Осада продолжалась все лето и лишь обманув его жителей, потребовав дани по птице со двора, она ночью выпустила их с зажженными фитилями, и те, вернувшись в свои гнезда, сожгли город.

На следующий год, оставив малолетнего Святослава в Киеве, она отправилась по русским землям устанавливать погосты, которые играли две важные государственные функции.

Одна из которых - это дорожные заставы на которых держали подменных лошадей и фураж для обеспечение княжеской государственной службы.

Вторая – это было место сбора с окрестных территорий погодной дани в княжескую казну.

И поскольку очевидно Ольгой была установлена справедливая, не грабительская, дань установленные ею погосты просуществовали более пятидесяти лет, когда были заменены новыми уже при правлении Владимира Святославовича.

Важной особенностью правления Ольги было то, что она очевидно с молодости тяготела к христианству, но будучи замужем за Киевским князем, не могла изменить свое вероисповедание. Получив после смерти мужа княжескую власть она все более настойчиво стремится к принятию христианства. В 957 г. она принимает христианство от епископа киевской христианской общины и в конце августа отправляется в Константинополь (Царьград) во главе русского посольства.

Посольство по тем временам было большим. С Ольгой в Византию прибыли девять человек высшей знати, в том числе и её племянник, 22 посла, среди них 5 человек представляли интересы Святослава,42 купца, 16 фрейлин, 18 человек женской прислуги и один христианский священник. Основной целью этого посольства было заключение брачного контракта на свадьбу Святослава с одной из византийских принцесс, но в ходе переговоров она не была достигнута, поэтому Ольга вернулась из Византии удрученной и обиженной.

Само рождение Святослава окутано тайной. В 940 году Игорю было уже 65 лет, Ольге 53 года, поэтому молва считала Святослава «ярилиным внуком». Все его детство прошло в среде киевской дружины, поэтому, когда он официально принял княжеский титул, он был уже профессиональным воином. Его первые походы в Хазарию сразу проявили его полководческий талант. Овладев в 964 г. главными городами Хазарии в нижнем течении Волги Семендером и Ителем, Святослав обязал хазар платить ему погодную дань. С низовьев Волги Святослав отправился в Ногайские степи, где разгромил язов и косогов. От туда он поднимается на Дон, где овладел крепостью Саркел, переименовав её в Белую Вежу. С Дона Святослав двинулся на среднюю Волгу, где покорил Камскую Булгарию и на обратном пути в Киев, окончательно покорил окских вятичей, пытавшихся уклониться от его «тяжелой руки».

За его успехами пристально наблюдали из Византии, поэтому, как только в 966 г. он вернулся в Киев, к нему тут же прибыл византийский посол Калокир. Его целью было переориентировать внешнюю политику Святослава с Северного Причерноморья и Приазовья, где у Византии было много колоний, на Болгарию, которая в последнее время перестала подчиняться Византии, и перестала закрывать её от разорительных набегов мадьяр и гуцул. Для облегчения этой миссии Калокиру надлежало передать Святославу более 600 килограммов золота.

В этот момент интересы Византии и Святослава совпадали, так как он мечтал перенести столицу Руси из Киева на берега Дуная, поэтому он соглашается на войну с Болгарией, при условии, что Византия признает за ним право на владение Болгарией и сохранит нейтралитет во время военных действий. Калокир дает ему такое обещание, но при условии, что Святослав после овладения Болгарией поможет ему овладеть престолом Византийской империи.

В августе 968 г. Святослав выступил во главе 60-тысячного войска в поход против Болгарии.

Удача изменила Святославу и он в июле 972 г. вынужден был вывести свои войска из Болгарии. При странных обстоятельствах он отправляется с малой дружиной на переговоры с печенежским князьком Курей, который обманув, убил его, в то время как основное войско возвращалось в Киев другой дорогой.

Великий Киевский престол принял старший сын Святослава Ярополк, но в 980 г. обманным путем был убит Владимиром, который к тому времени был князем Новгородским, а со смертью Ярополка, стал и Киевским князем.

Появление Владимира в великокняжеской семье связано с тайной древлянского восстания, когда был убит князь Игорь, так как в последствие Ольга навязала Святославу брак с дочерью опального древлянского князя Мала Малушей, от брака с которой у Святослава и родился Владимир. Святослав не любил его и поэтому, уходя в поход, отправил его княжить в Новгород.

Заняв киевский престол, Владимир в первую очередь обновил киевский Радогощ установив вблизи княжеских хором новые изваяния славянских святых. Особенно среди них выделялось изваяние Перуна великолепно выполненное и богато инкрустированное. Владимир продолжал дело своего отца, расширял и укреплял влияние Киева на русские земли, которые во много еще плохо подчинялись центральной власти, а старались жить обособленно и независимо.

В 981 г. Владимир предпринял успешный поход, в земли полян присоединив к Киеву территории Червоной Руси (современная Западная Украина), в том же году вновь обложил данью вятичей. В 983 г. успешно воевал против ятвягов в Прибалтике. В 985 г. ходил на болгар. Но основной заботой Владимира, было обезопасить свои южные границы от опустошительных набегов печенежских кочевников. К концу своего правления ему удалось сдвинуть безопасную  зону южной границы более чем на день пути.

В 986 г. Владимир, рассорившись с жреческим сословием, начинает активно обсуждать со своей высшей знатью вопрос об изменении государственной религии, склоняясь к христианству, желая породниться с Византией.

Проникновение христианства на Русь началось за долго до её официального крещения. Так, князь Бравлин после взятия Сурожа Таврического (ныне г.Судак в Крыму) в 775 г. принял христианство вместе со своей дружиной от архиепископа Филарета Сурожского. Аскольд после неудачного похода на Константинополь в 866 г., по возвращении в Киев пытается окрестит киевский посад, но киевляне просят прибывшего с Аскольдом архирея продемонстрировать чудо и тот бросает в костер Евангелие, которое не сгорело в огне. Несмотря на продемонстрированное чудо и пример Аскольда с дружиной основная масса киевлян от крещения отказалась.

Неустанные попытки крещения Руси предпринимала княгиня Ольга, но, не сумев преодолеть сопротивление греческой верхушки крестилась сама и вероятно тайно крестила своих внуков Ярослава, Олега и Владимира, так как Ярослав, только вступив на Киевский престол, тут же отменил приказ своего отца о гонении христиан, и начинает активно с ними «заигрывать», вплоть до переговоров с послами Папы Римского. Владимир, заняв Киевский престол, вначале активно поддерживает национальную жреческую верхушку и в 983 г. обновляет Славянский пантеон в Киеве, но уже в 986 г. начинает активные переговоры о смене государственной религии.

Основная цель Владимира по изменению государственной религии заключалась в необходимости уровнять международный политический статус Киевских князей с императорами Европы и Византии. Сама процедура крещения Руси была связана с его женитьбой на византийской принцессе Анне, на которой он женился практически силой. Перед венчанием он принял христианство в церкви св. Василия в Корсуни (Херсон), в связи, с чем принял православное имя Василий.

Вернувшись в 888 г. в Киеве он обращает в христианство свою семью и ближайшее окружение. Официальное крещение Киева произошло 1 августа, в пятницу, 990 г. Накануне, 30 июля, на глазах у изумленных киевлян был варварски осквернен и разрушен Славянский пантеон, изваяние Перуна, избивая, сбросили в Днепр.

У Владимира от нескольких браков было 12 детей, которых он в качестве своих посадников отправлял в главные города Руси. Ярослав вначале был послан в Ростов, после смерти Вышеслава и Изяслава Владимир перевел его в Новгород. Став новгородским посадником Ярослав решил полностью отделиться от Киева и в 1014 г. отказался присылать отцу погодную дань в две тысячи гривен. Только смерть Владимира в 1015 г. спасла Новгород от разорения.

На Киевском престоле утвердился старший сын Святопок, который опасаясь притязаний на престол своих братьев Бориса и Глеба, убил их, в тоже время в их смерти был заинтересован и Ярослав. Вскоре после смерти братьев, так же как в свое время Владимир, Ярослав собрал смешанное войско из варягов, новгородцев и других и двинулся на Киев. Близ Любеча разбил войска Святополка, который бежал в Польшу.

Главным соперником Ярослава оставался тмутараканский князь Мстислав, который в 1023 г. разгромил Ярослава, но Киев не занял, ограничившись разделением Руси по Днепру. Мстилав правил на левобережье в Чернигове, Ярослав – на правобережье в Киеве.

В 1034 г. Ярослав предпринимает широкомасштабное наступление на печенегов и к 1036 г. полностью изгоняет их с южных рубежей Руси. Вскоре после этого основная масса печенегов откочевала на Балканский полуостров, те же что остались, признали власть Киева над собой и превратились в вассалов. Освобождение южных границ в значительной мере способствовало оживлению торговли, благодаря чему Киев расцветал и богател день ото дня.

Укрепляя недавно принятое христианство Ярослав возвел в Киеве главный христианский собор Руси - храм св. Софии, он был для той эпохи одним из самых богатых прекрасных сооружений в Европе. В его строительстве принимали участия мастера из Греции и лучшие мастера Руси. Через торговлю Ярослав укреплял международные связи Руси. Его послы были в Германии, Франции, Венгрии, Польше, Скандинавии. Он укреплял эти связи династическим браками. При Ярославе Русь вошла в международное сообщество наравне с другими государствами.

Много внимания Ярослав уделял развитию правовой и культурной мысли Руси.

В 1015 г. Ярослав утверждает «Русскую Правду» или как её еще называют «Устав Ярослава», который в восемнадцати своих статьях защищал жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых словен от бесцеремонных посягательств, приглашенных им из Швеции, варягов, нанятых для участия в усобицах. Созданный в конкретных  исторических условиях «Устав Ярослава» был применим ко всем вообще случаям уличных побоищ, столь обычных в средневековых городах, благодаря чему просуществовал несколько веков, а его положения были использованы сыновьями и внуками Ярослава.

При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого на русский. Некоторые ученые предполагают, что именно в правление Ярослава на Руси появляются первые учебные заведения, как начального, так и церковного образования.

Соперничество с Византией начатое еще Владимиром было продолжено Ярославом и вылилось в то, что в 1051 году Ярослав поступил также, как до сих пор поступали только византийские императоры: он самолично, без ведома византийского патриарха назначил главу русской церкви – митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя, священника загородной княжеской церкви, Иллариона. Самостоятельное назначение митрополита говорило о растущей независимости Руси в религиозных делах, хотя до полного выхода из-под власти Константинополя русской церкви было еще далеко и ознаменовывало собой возвышение княжеской власти над церковной.

В тоже время, хорошо понимая идеологическую силу христианства, Ярослав уделял много внимания организации русской церкви и монашества. При нем Антоний Любечанин положил начало знаменитому в последствии Киево-Печерскому монастырю.

В последние годы Ярослав, проявлял чересчур усердную набожность. Умер он в 1054 г. на 76-м году жизни. В Софийском соборе на стене в связи с этим бала сделана торжественная запись об «усыпении царя нашего».

После смерти Ярослава Мудрого Великокняжеский Киевский престол переходил из рук в руки его многочисленным сыновьям.

С 1054 по 1078 г. правит его старший сын Изяслав Ярославович (в крещении Дмитрий), который за время своего правления несколько раз был вынужден покидать престол и вновь его себе возвращать, пока не погиб в очередной междоусобной битве.

С 1078 по 1093 г. на Киевском престоле Всеволод Ярославович, правление которого фактически прошло в междоусобных битвах.

С 1093 по 1113 г. Великий князь – Святополк Изяславович. Проведя несколько неудачных походов против половцев Святополк в основном был занят междоусобными распрями. Жадный и корыстолюбивый, за годы своего княжения он породил лишь всеобщую ненависть к нему киевлян, поэтому тотчас после его смерти в Киеве произошло восстание. Был разграблен двор близкого к Святополку тысяцкого Путяты, разгромлены дома многих киевских ростовщиков.

Восставшие решили сами определить порядок престолонаследия и пригласили на Киевский престол Владимира Мономаха, сына покойного князя Всеволода, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля Земли Русской. Эта репутация давала ему в глазах народа преимущество перед авантюристами Святославичами, один из которых – Олег, за то горе, которое он причинил Руси, наводя не неё половцев, даже получил в народе прозвище «Гориславич». Так, Мономах (названный так в честь своего деда по материнской линии – византийского императора) стал Великим князем в обход престолонаследного старшинства.

Владимир родился в 1053 г. в Киеве, где его отец Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого, находился при Великом князе, доживавшим свои последние годы. Рождение Владимира скрепило политические связи Руси и Византии – матерью его бала принцесса Мария, дочь византийского императора Константина IX Мономаха.

Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч воина, но и перо писателя. Он прекрасно ориентировался во всей тогдашней литературе, владел хорошим слогом и обладал незаурядным писательским талантом.

Половина жизни Владимира прошла в пограничном Переяславле на южных рубежах Руси, и это отложило глубокий отпечаток на его политические ориентиры, связанные с жизненной необходимость единства всех русских сил.

Владимир прошел суровую школу. Ему с отроческих лет приходилось помогать отцу. Первое свое большое путешествие он совершил тринадцатилетним мальчиком, проехав из Переяславля в Ростов сквозь земли вятичей, где не было прямой межгородской дороги, где в лесах еще горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. Со времени этого «первого пути» до прочного утверждения в Чернигове, уже взрослым двадцатипятилетним человеком, Владимир Мономах переменил пять удельных городов, совершил 20 «великих путей», воевал в самых разных местах и, по самым минимальным подсчетам, проскакал на коне 10 километров (не считая не поддающиеся учёту разъезды вокруг городов).

Жизнь рано показала ему и минусы княжеских усобиц, и тяготы вассальной службы, и невзгоды половецких набегов. Энергичный, деятельный, умный и хитрый, он хорошо использовал эти уроки, так как уже с юности хорошо знал жизнь Руси от Новгорода на севере до степей на юге, от Волыни на западе до Ростова на востоке.

Авторитет Владимира Мономаха формировался в неистовом противостоянии с половцами, которые постоянно разоряли его вотчину - Переяславское княжество. В 1095 г., разорвав недолгий мир с половцами принял участие в большом успешном походе на половцев. Не менее успешны были походы 1096, 1103, 1109, 1110 и 1111 годов. Русские войска доходили до Азовского моря, Северного Кавказа и Южного Урала. Много сил приложил Мономах и для примирения русских князей. В 1097 г. по его инициативе в Любече собрался первый съезд русских князей. Второй съезд собрался в 1100 г. в Уветичах. Но оба они разбили надежды Мономаха на объединение русских земель под властью Великого Киевского князя.

Киевское восстание напугало феодальные верхи и заставило их обратиться к единственно возможной кандидатуре популярного князя, которая устраивала и верхи и низы, известного всему народу своей многолетней борьбой с половцами, а боярско-монастырским кругам еще и своими литературными трудами и речами на княжеских съездах.

Став великим князем уже на склоне лет, ему исполнилось 60, пользуясь полной поддержкой боярства, Владимир Мономах прочно держал всю Русь в своих руках. Огромные военные силы, накопленные для борьбы с половцами, теперь, после откочевки последних на юг, могли быть использованы для укрепления великокняжеской власти внутри страны. Владимир Мономах, как и его прадед, 100 лет назад, управлял страной посредством своих сыновей, опытных князей.

В Новгороде давно уже сидел его старший сын Мстислав, который пользовался среде новгородцев заслуженным авторитетом, с новгородцами и псковичами он воевал в землях Чуди и строил могучие каменные крепости в Новгороде и на Ладоге. Благодаря его новгородскому княжению в 1118 г. Мономах сделал очень важный шаг по укреплению великокняжеской власти Киевских князей. Все новгородские бояре были вызваны в столицу. Здесь их привели к присяге на верность Великому князю. Некоторых (в том числе и друга юности Мономаха боярина Ставра Гордятича) сурово наказали за своевольство, а часть оставили в Киеве. Союз Великого князя с новгородским боярством, закрепленный затем женитьбой Мстислава на дочери новгородского боярина, был мощным противовесом олигархическим тенденциям киевского боярства.

Большую работу провел Мономах и его старший сын Мстислав по совершенствованию русского законодательства. В его правление был создан наиболее полный свод феодальных законов, так называемая «Просторная Русская Правда», включившая в себя и Устав Ярослава, и Правду Ярославичей, и Устав Владимира Мономаха 1113 г. Смерть Мономаха в 1125 г. завершила эпоху возвышения Киева.

После смерти Владимира Мономаха Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, покрывших Русскую Землю нескончаемыми потоками крови русских людей в, ни на минуту не прекращающихся, междоусобных войнах. Весь XII век на Руси это постоянные битвы князей друг с другом.

После смерти Мономаха великокняжеский престол принял его сын Мстислав, продолжая политику отца на объединение Русских Земель он полностью покорил Полоцкое княжество, которое до этого времени старалось вести независимую политику. Но даже эта удача не смогла остановить процесс распада единого русского государства. «И разъединилась вся Земля Русская ...» - записал в своей хронике один из летописцев под 1132 годом, когда после смерти Великого князя киевского Мстислава все русские княжества вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью.

Великая Киевская Русь распалась на удельные княжества, суверенные государства, что сразу нашло свое отражение в их законодательстве и самое главное в материальной повинности городского и сельского населения. Теперь столицы удельных княжеств не платили погодную дань Киеву и вопрос о защите русских рубежей целиком и полностью лег на пограничные княжества. Но и центральные княжества не могли спокойно жить, так как межкняжеские распри постоянно сотрясали Русскую Землю.

Киевская Русь распалась почти на полтора десятка независимых княжеств, но политически наиболее сильными из них в это время были: Киев-ское, Чернигово-Северское, Волынское, Галицкое, Полоцкое, Смоленское, Новгородское, Ростово-Суздальское и Муромо-Рязанское княжество, каждое из которых претендовало на роль объединителя русских земель.

 Первым в этой борьбе пало Киевское княжество. В 1168 г. киевским князем стал Мстислав Изяславович Волынский. Вскоре он рассорился с со смоленскими князьями из-за новгородцев, которые изгнали правившего у них князя из смоленского дома и позвали на княжение одного из сыновей Мстислава. Чтобы остановить вторжение смоленского войска в новгородские земли, Мсислав решил выступить против Смоленска, а заодно и решить задачу его ослабления в борьбе за влияние на русские княжества. Но Смоленск поддержали другие князья во главе с Суздольским князем Андреем Боголюбским, который послал против Киева объединенное войско одиннадцати князей во главе со своим сыном Мстиславом и воеводою Борисом Жидиславичем.

В 1169 г. Киев был взят штурмом. Как отмечает Карамзин ничего подобного до этого в истории города не было, бывало, что киевляне сами открывали ворота города перед неприятелем, но никогда ещё до этого неприятель не брал город штурмом. В течение трех дней русские войска грабили бывшую столицу Руси, и не только дома и её жителей, но и церкви, монастыри, храмы. Более всего в этом разгроме пострадали Софийский и Десятинный храм. После этого Киев навсегда утратил право называться столицею Земли Русской. Престол Великого князя Руси перешел к Андрею Боголюбскому, а великокняжеским престольным городом стал Владимир в Суздальской земле. Киев же стал удельной вотчиной младшего брата Андрея Боголюбского Глеба. Но борьба за власть над русскими княжествами с падением Киева не только не прекратилась, а наоборот стала более напряженной и жестокой.

К 1174 г. самовластие Андрея Боголюбского в отношении Киева достигло своего апогея. После смерти в 1171 г. Глеба Андрей сначала приглашает на киевский престол смоленских князей, а затем их изгоняет, это приводит к вооруженному противостоянию в 1174 г., в котором Андрей терпит поражение. Недовольство политикой князя росло и в его ближайшем окружении, в результате его брат Петр Кучкович организовал заговор и убил Андрея Боголюбского. Его смерть вызвала глубокий политический кризис во Владимире, продолжавшейся два года, в результате чего к власти приходит Всеволод Большое Гнездо и Владимирский престол стал все более и более уверено возвышаться.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. В литературе разными историками это событие трактуется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX веку. Не менее противоречивы мнения относительно того как возникло это государство.

Современная историческая наука все более и более склоняется к тому, что варяжские князья не создавали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.

Сегодня пока неизвестно когда создавались первые русские княжества, но византийские, европейские и арабские хроники знают русских хаканов (князей) уже с VII – VIII веков. Зато начало объединения восточнославянских земель в одно государство известен точно – 882 г., когда новгородский князь Олег захватил Киев и вокруг него начал объединение русских земель, создав огромное по тем временам независимое государство.

 

Кавцова Л.А. Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв. М., Мирос, 1993.
Ключевский В.О. Русская история, книга первая. М., Мысль, 1995.
Карамзин Н.М. История государства российского. М., Слог, 1994.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. С.-П., Наука, 1997.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., Молодая гвардия, 1987.


Рецензии
По последним данным, ключевую роль в создании древнерусского государства сыграли торговые пути, торговля и перипетии вокруг работорговли. ПРиглашая ознакомиться с первыми главами повести БЕРСЕРК, где я попробовал обрисовать некоторые моменты этих драматических событий форме гипотез-метафор.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.02.2023 11:25     Заявить о нарушении