С бокалом красного вина

      Нам со школьной скамьи внушают, что русская литература – наше величайшее наследие, что мы должны гордиться и восхищаться ею. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, всё это действительно правда, но у меня, как и у многих моих одноклассников, эти слова всегда вызывали раздражение и порождали негативное отношение к русской литературе. Долгое время я никак не могла понять, почему так происходит, ведь за пределами кабинета литературы, за стенами школы я была полностью уверена в справедливости таких слов. И только на уроке мне хотелось до хрипоты спорить с учителями, доказывая, что наша литература скучная и в ней нет никакой ценности. В прочем, у моих одноклассников отношение ко всему этому было таким же.
      Первое произведение русской литературы, которое мне действительно понравилось, я прочитала в 10 классе. Этот был роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он произвёл на меня огромное впечатление, первый раз я сочувствовала героям, переживала за их судьбу и у меня не было мыслей: «ну сколько можно, когда уже этот бред закончится!?». После прочтения этого романа я стала думать, почему же он мне понравился, почему читать его было интересно? Размышляя над этим, я перебрала много вариантов, постепенно у меня начало складываться понимание этой ситуации. Решающим вопросом стал – «Может быть мне понравилось, как писал Тургенев?». Я читала «Муму» ещё в 5 классе и тогда клялась, что больше никогда в жизни не возьму в руки книги Тургенева. Именно в этот момент я поняла, чем роман «Отцы и дети» так зацепил меня – сама история: мысли, характеры, поступки, речь героев, отношение автора к ним… Это было первое произведение, в котором я нашла отражение реальной жизни. Мысли и поступки героев вполне выписывались в современную действительность: герои не были идеальными, они совершали ошибки и испытывали эмоции, они не были заложниками общества, совести и морали – они были живыми, у них были привычки обычных людей, которых можно встретить, например, по пути домой. Поговорив с одноклассниками, я поняла, что моя догадка близка к истине – почти всем им понравился роман по той же причине; они почувствовали в нём тоже, что и я – связь с современным миром.
      Но, пообщавшись с друзьями из других школ, я поняла, что есть люди, которые ощущают эту самую связь с современным миром, читая, например, «Недоросля» или «Мертвые души». Они говорили, что им интересно наблюдать за путём героя; что события в произведениях пересекаются с современным нам миром. В моей жизни таких людей было не так уж много, но они были, и это вводило меня в ступор – да, у всех разное понимание происходящего, разное мироощущение, но всё-таки где, в чём они видят эту связь? Почему только они, своего рода группа избранных, видят в произведениях отражение реального мира? Может, они просто умнее? Или они более чуткие и внимательные?
      Как я теперь понимаю, всё гораздо сложнее. На наше понимание абсолютно всего в мире влияет возраст, а вернее то, на сколько осознанно и глубоко мы всё воспринимаем, то какие у нас принципы и ценности. То есть, я и большинство моих друзей не могли понять, что имел ввиду автор, ведь наше мироощущение было совсем другим. Не было ни одной точки соприкосновения. Мы, можно сказать, не доросли до этих произведений. Тогда как те несколько человек уже были в состоянии понять идею автора, они были достаточно «взрослыми» для этого… А дальше всё начало меняться – всё больше и больше произведений русской литературы начинали мне нравиться. Некоторые, например, «Горе от ума» или «Мастер и Маргарита» я перечитывала несколько раз. Теперь я с удовольствием читаю русскую литературу, хотя и выборочно. Кто знает, может и это когда-нибудь изменится? Может, когда я стану ещё старше, смогу прочитать и понять «Преступление и наказание»?
      Устарела ли русская литература для современного читателя? Я думаю, что ответ на этот вопрос неоднозначен. Если опираться на школьную программу, то скорее всего ответ будет «да». Но если пойти другим путём – читать те произведения, которые привлекли внимание, то ответ будет «нет». Мне кажется, что русская литература не устарела; но нужно задать другой вопрос – в каком возрасте читать эти произведения? Жизнь довольно сильно изменилась: ускорился темп, поменялись некоторые ценности, а главное поменялось сознание. Понимание большинства произведений, которые мы читаем в средней школе, приходит только в старших классах. Такое несоответствие и порождает вопрос: устарела ли русская литература.
      В интернете во многих «пабликах» можно найти забавное высказывание про русскую литературу – в ней страдает либо герой, либо автор, либо читатель, либо все вместе. В русской литературе присутствует глубочайший анализ души человека, его внутреннего мира. Чтобы действительно понять это, понять героев, нужно быть в том возрасте, когда можно сесть спокойно с книгой на подоконник и вдумываясь читать, не спеша никуда.
      Я всегда представляю себе 28-35 летнего человека в неряшливой рубашке, старых военных сапогах, сидящего где-нибудь в лесу или на пляже в одиночестве. На нём длинный халат, волосы растрёпаны, а в руках бокал вина и трубка. Для меня это образ русской литературы. Она не устарела, но требует осознанности и жизненного опыта, чтобы открыть читателю все свои тайны, чтобы подарить глубочайшее удовольствие. Можно сказать, что она почти всегда устаревшая для школьников и почти всегда вечна для тех же школьников, которые стали старше.


Рецензии