Прошлое рядом Рассказ 8. Окончание
Восьмой рассказ об отце.
Окончание.
Удар пришел оттуда, откуда его не ждали.
Близкий родственник мамы Борис Пантелеевич, который проживал в одном доме с тетей Ольгой Ивановной, располагался в одной комнате с мамой и родной сестрой Галиной. Но он имел виды на весь дом, состоящий из 3 - х комнат, общего коридора и 2-х кладовых, 24 - х соток земли, сада и хозяйственных построек.
Этот дом построил основатель крепкой казацкой семьи Трофимов Иван Прокофьевич, мой прадед. У него с женой Марфой родилось 10 детей. 5 -ть умерли в разное время, а 5-ть выросли и дали свое потомство.
Вскоре в 1928 году умирает от пневмонии мой дед Михаил. Его жена, моя бабушка Анастасия Афанасьевна, не пришлась ко двору крутому моему прадеду и он купил ей дом на окраине станицы в Апарухе. Второй сын Пантелей умирает своей смертью раньше чем его родители. Вдова с четырьмя детьми живет с прадедом.
Перед своей смертью он высказал пожелание, чтобы их, родителей, докормила и присмотрела незамужняя дочь Ольга. Остальные дочери; Пелагея и Елена были замужем и жили отдельно со своими мужьями недалеко от родителей.
Вдове Марии, жене сына Пантелея, Иван Прокофьевич, выделил 1 комнату в доме, земельный участок 12 соток и отгородил место в просторном большом сарае. В 2 -х комнатах остались проживать - он, жена Марфа и дочь Ольга.
Когда умерли и родители, Ольга Ивановна жила одна, не работала, вела приусадебный огород, небольшой сад, с них и кормилась до самой старости. Мама моя к ней приезжала часто помогать - вскопать огород, полоть, убирать урожай, производить засолы в бочках овощей. Привозила куриного и козьего мяса, молоко
Когда стало трудно копаться в земле, она решила и обратилась к моей маме Марии Михайловне с просьбой присмотреть и прокормить ее до старости.
Почему именно моя мама, а не племянник Борис от брата Пантелея, который жил с матерью и сестрами рядом с ней, эту тайну знала только она и, которую унесла с собой в могилу. Моя мама, тем более отец, к этому факту не имели никакого отношения. Они жили отдельно на другом конце теперь уже города, а не станицы, вместе со своей матерью.
Родители не хотели переезжать в дом Ольги Ивановны, уж больно сложный и капризный был у нее характер. Отца моего она почему - то сразу невзлюбила, да и невестку свою Анастасию, она вниманием не жаловала.
Но именно наша бабушка настояла на переезде к Ольге Ивановне, мотивируя это тем, что дети уже выросли и семье Горбуновых стало тесновато в одной комнате проживать в составе 4 - х человек, плюс 12 соток земли, сад, а это большое подспорье в жизни большой семьи.
Заявление на улучшение жилплощади в местком завода отец подал до принятия Ольгой Ивановной своего решения в конце 1962 года. Ответ месткома был в итоге положительным - выделить мастеру цеха Горбунову Геннадию 3-х комнатную квартиру во вновь строящемся кирпичном доме от завода.
Надо отметить, что 2 комнаты в общем доме прадеда нотариально принадлежали Ольге Ивановне.
Родственник Борис не смог уговорить ее принять его покровительство и отписать ему жилплощадь. Старушка решила и остановилась на моей маме.
Это обстоятельство вызвало в душе, в общем - то хорошего человека, отличного аккордианиста, закоренелого холостяка, также фронтовика как и мой отец, неоднозначную реакцию - отомстить тете. Но письмо написанное им в местком, обвиняло уже отца в том, что он в корыстных целях хочет обмануть профком и получить еще дополнительную жилплощадь в частном секторе.
Геннадий Ионович, узнав об этом от члена профкома, отказался от предполагаемой ему квартиры в строящемся новом доме. Ну, не мог поступить иначе коммунист , мастер производственного участка, наставник молодых рабочих, в такой не простой ситуации.
Он дорожил своей честью и званием рабочего человека. Так было воспитано его поколение советских людей, так подсказывала ему его совесть.
Желание старушки соединиться с племянницей в общей квартире - не есть еще юридический факт владения ею последней. На тот момент никаких право устанавливающих документов в пользу моей мамы и в помине не было.
Но отец сам был членом профкома и мог это дело уладить по тихому. Но он не пошел на сделку с совестью и навсегда остался в моей памяти порядочным человеком с большой буквы.
Мы переехали в частный дом по улице Цибинская аккурат в 1963 году в августе месяце. Заводской новый дом еще не был готов, но родители не сожалели о сделанном. Они поступили по совести и по долгу. Позже нашу улицу переименовали в улицу имени Горького.
Сразу после переселения нашей семьи на новое место жительства, отец, взяв ссуду на заводе, закупил строительный лес из дуба и, в течении осени специалисты изготовили нам сруб на 4 комнаты. С наступлением тепла в конце апреля мы взрослые дети с отцом начали демонтаж старого дома. За согласие на это соседа Пантелея, родители сделали сруб и ему и позже общую крышу нового дома на 4 комнаты. Три из них были наши. Большой коридор старого дома с двумя большими кладовыми помещениями, поделили пополам и мы сделали из своей доли дополнительную третью комнату. Пристроили чулан, где в зимнее время на газовой плите готовили еду, а также установили газовый отопительный котел, когда нашу улицу газифицировали. Ныне дом полностью из 4- х комнат принадлежит моей племяннице Марине с мужем, У них двое девочек - Дарья и Варвара. Мы общаемся с ней и будучи в родном Урюпинске, встречаемся с ней и членами ее семьи.
Память , память, память. Человечество не смотря на свой очевидный прогресс во многих областях науки и техники, так и не может определить, что такое память.
Я же считаю, что память - это заложенная создателем программа восприятия и отражения увиденных, прошедших через его чувства прожитых событий и явлений действительности. Она имеет генетическую наследственность и предрасположена к изменению под воздействием времени, возраста и воспитания. Определенное воздействие на формирование памяти может оказывать идеология, потребительский быт и смена приоритетов в поведении человека.
Горбунов Геннадий Ионович прожил долгую и, по своему, счастливую жизнь. Последние годы перед уходом на пенсию он работал начальником ОКБ завода имени Ленина. Он ушел из жизни в 2009 году на 84 году жизни.
Вся жизнь простого человека, сына крестьянина, не носила радужных цветов счастья, достатка и протекции влиятельных родственников или начальников. Не то было время, не тот уровень жизни и благополучия.
Но именно эта сложная жизнь моих отца и матери по сей день является для меня бесценным эталоном стойкости, порядочности жизненной силы советского народа, претерпевшего не поддающиеся разуму человека, тяготы и лишения в своей жизни, но не потерявшего веру в Бога, в справедливость и любовь к Отечеству.
Эпилог.
Каждое поколение людей имеет свою память.
У честных и нормальных людей, она, пройдя через трудности своего роста, ошибки и сомнения, очистившись от балласта не стойкого, наносного и лживого восприятия событий и явлений, навсегда войдет в сознание человека, поселится там и станет основной движущей силой его поведения и отношения к делу до конца его дней.
Моя память с благодарностью хранит в архивах своих кладовых все то благородное и святое отношение наших родителей к нам, своим детям, выполнению своего гражданского долга.
В моей комнате на светлой солнечной стороне висит доска памяти о моих родителях. На бархатной основе, заключенной в серебристую рамку, расположены небольшие портреты моих родных: мамы и отца.
Мама, еще совсем молодая девушка 16 - 17 лет до замужества, с простой прической молодежи тех 40- х годов. На ней скромное платье из дешевого материала, да и откуда возьмется достаток у нее, если только, что закончилась война.
Из Европы домой возвращаются фронтовики, кто раненый, кто калека, но все, слава Богу, живые. А миллионы полегли на полях сражений, умерли от ран и болезней в госпиталях и окопах, сгорели в топках фашистских лагерей и тюрьмах, пропали без вести.
Отец, также молодой, ему нет еще двадцати лет. Это маленькое фронтовое фото размером 3 на 4 см, видимо для какого -то документа. На нем полевая форма одежды летняя: гимнастерка с погонами сержанта, расположенные на ней боевая медаль"За Отвагу" и гвардейский значок, в пилотке.
Скоро они встретятся...Вернее их познакомит его родная тетя Наталья Ионовна, которая проживала в Урюпинске еще с довоенных лет.
Знакомство перейдет в свадьбу в 1946 году. А там родится и первенец в мае 1947 года, назовут Виктором.
В феврале 1949 года на белый свет появлюсь я.
На бархате прикреплены все награды отца, которых он удостоился за участие в боях на войне, трудовые и юбилейные ордена и медали.
Каждое утро, встав после сна я вижу родные лица моих молодых родителей и здороваюсь с ними.
Это уже сложившийся ритуал. Доска - это для меня и моей семьи Память об ушедших в мир иной моих родителях.
Прошлое всегда рядом, оно смотрит на нас своими молодыми глазами и вопрошает: "Как Вы там наши дети живете? Не болеете ли, здоровы, бережете наших внуков, есть у нас правнуки?"
Я им отвечаю, а затем совершаю молитву за из упокоение и за здравие ныне нас живущих.
Я прошу у них прощения за то, что на земле Украины темные силы, пользуясь попустительством власти, предают забвению память о войне, ее героях, наследии, разрушают и оскверняют обелиски и мемориалы.
Я иногда по - мужски плачу и слезы застилают мне глаза, мешая читать молитву.
Но я верю, что это слезы честного поколения людей, детей фронтовиков, которые никогда не предадут своих родителей, наше общее достояние - Победу в праведной войне над фашизмом, наши идеалы.
Правда жизни обязательно вернется, разбросав завалы мракобесия и варварства новых правителей и их последователей.
Потому, что прошлое всегда рядом, оно на генетическом уровне заложено в нас - честных людях своего времени.
За ночью всегда было и будет утро и рассвет, а значит и новая жизнь.
Конец рассказа.
Внимание читателя!
После публикации работы "Прошлое рядом", автор начинает выкладывать серию рассказов, объединенных под общим названием " Судный день правителей ". Это - фэнтези, обращенное в прошлое, но оттого не менее интересующее нас людей в настоящее время.
Следите за авторской страничкой на сайте: проза.ру Александр Горбунов 3.
Свидетельство о публикации №218101601012