В плацкартном вагоне

Фото автора: у вагона.

 Вагон №17, плацкартный, последний в составе. Проводница Марина из Улан-Удэ постоянно предлагает чай, кофе, сувениры. Я беру, хотя и не всё. Заряжаю у нее ноутбук. За это пришлось взять второй лотерейный билет, потом кофе черный и сделать надпись в книге благодарностей. Вот она.
Как вкусен кофе у Марины
И сувениры хороши!
Поездка, словно именины –
Бальзам для тела и души!
И проводницы поминутно
О нас заботятся вдвоем…
Тепло в вагоне и уютно,
Как будто здесь – родимый дом!
Ноутбук зарядился полностью. Но теперь надо выпить кофе – поднять давление, пошутил я, обратившись к соседке по купе. У меня столик на проходе. Через проход, в основном купе, сидят две женщины. Одну - с Северобайкальска – до места провожал муж. У нее был гипертонический криз.
Она поясняет мне: - А у меня уже пониженное давление.
На это я ответил, что уже объяснял, как правильно измерять давление и принимать меры. Надо самому быть себе лекарем. Первое измерение надо отбросить. Так я обучал маму. Есть наука об измерениях – метрология. Правильным результат можно считать, подсчитав среднее из трех измерений. Мама измерит давление – высокое. Принимает таблетку. Потом меряет – низкое. Опять плохо. На самом деле, давление было нормальное. При первом измерении давление повышается от беспокойства. Когда показал маме на практике, она стала меньше употреблять таблеток. А медицине невыгодно самолечение – как она тогда будет существовать?
Беседуя, посматриваем в окно. Пробегающие назад речки с еще рыжими берегами красивы, вспоминается, как рыбачил в детстве, все это в прошлом. Вот река идет вдоль полотна дороги, шириной с Олху, притока Иркута, но глубже. Где речки, там стоят селенья с покосившимися избами.
Спросил проводницу, прочла ли. Кивнула. Понравилось? Понравилось.
Смеюсь: - Наверное, такого еще никто не писал?
– Не было.
Видно, что поразил ее отзывом. Больше не будет предлагать свои мелочи. Хотя взял у нее еще картофельное пюре за 60 рублей. Учитывая условия, цена нормальная. Она вечером назвала меня «дедушкой», внутренне меня это задело, но вспомнив о внуке Антоше, смирился. Видимо, и вид у меня дедушки. С больной ногой молодиться не будешь.

В плацкартном вагоне ездил студентом из Саратова до Иркутска. Иногда подкармливали соседи. Как-то поезд был до Красноярска, а от Красноярска до Иркутска билет оказался дороже, чем оставил в запас денег. Занял десять рублей у попутчицы. Потом выслал ей с благодарностью. Такое было советское время – доверяли друг другу.
За окном – майские виды. Вот хорошая речка, широкая, полная, с ровными берегами. Лес густой стоит рядом с дорогой. Это быстро перемежается болотом, бугром, лесной низиной, вновь речушкой, насыпью с маленькими свежими сосенками. Лес смешанный, захламленный, с упавшими стволами, с сухостоем. Такой лес быстро разгорается в случае пожара, остановить пал сложно. А вот убранный лес всегда защищен, так как условий для распространения пожара мало. В прошлом году в апреле во время возвращения из командировки видел, как горел дачный поселок. Огонь высотой больше домов шел полосой от леса и охватил крайние строения. с другой стороны железнодорожного полотна огонь полосой шел по сосновому бору. Надо возрождать лесную службу, если лес – наше богатство. Странно государство относится к богатству. В наше купе в Коршунихе села женщина. На мое восклицание, что рядом так много погорело леса, видно, что был недавно пожар, сказала, что горело в прошлом году. 17 мая одно селение полностью выгорело, с домами. Вот результат бесхозяйственности. В советское время лес чистился, сухие ветки складывались в кучи. Их можно было использовать для туристских костров.
В соседнем купе парень играет на гитаре. Женщина из нашего купе, гипертоничка, спрашивает:
- Это у вас играет? – показывает на ноутбук. Понравилась ей мелодия.
- Нет, - отвечаю, - это живая музыка, нам играют.

Она потихоньку подходит к перегородке. Парень ей улыбается. Говорю, что не хватает только шапки и платить за музыку. Парень напевает песенки. Поездка похожа на релаксацию. Отдельный столик у меня, сбоку, на нем газета с кроссвордом и ноутбук. Плацкартный вагон лучше, чем купейный, в нем есть простор, видны люди с соседних купе, проходят мимо – тоже интересно. Купе в купейном вагоне закрыто, в нем душно. А если работает кондиционер, то можно простудиться.  Здесь воздух свеж, на остановках проветривается. В первом купе парень беседует с молодой, еще и красивой, спутницей. Их слушает  пожилой мужчина. Я сижу у окна, в котором уплывают от меня виды – спиной к движению. Поиграл в карточную игру «Червы»., находящуюся в ноутбуке – проиграл. Так и не понял смысла.
Разговоры о разном. Сосед из первого купе стоит около часа возле проводницы Марины, что-то спрашивает. Отнес стакан. Она в форме стоит рядом с ним. Молодая женщина в третьем купе беседует с пожилым мужчиной о Камчатке. Мне женщина из Коршунихи рассказала о дочери, работающей на железной дороге инспектором по делам несовершеннолетних. В поезд пассажирский кто-то стрелял. Ее посылали на усиление. Этим летом собирается с 10-летним сыном на Алтай, в прошлом году ездила во Вьетнам. Люди открыты друг другу, рассказывают семейные тайны, иногда доверяют сокровенное. Я учился на первом курсе института, когда на каникулы ехал домой. Тогда мы жили в Волгоградской области. Попутчицей была девятиклассница из города Шахты Ростовской области. Мы подружились и даже целовались в тамбуре. В другой раз на этом же пути мужчина поведал мне историю. Он ехал из тюрьмы, где отбыл 10 лет. За что посадили? Работал водителем. Ночью глаза ослепил встречный свет, он свернул в сторону. Машина стала заваливаться в кювет. Пассажир, который попросил довезти, решил выпрыгнуть. Его придавило открытой дверью насмерть. Если бы не прыгал, то ничего не случилось. Дали обычный срок для того времени – начало шестидесятых годов прошлого столетия. Законы были еще сталинские. Он поверял свою тяжелую судьбу молодому попутчику. Ему наверняка стало лучше, что выслушали и прониклись к нему сочувствием. Бывают в плацкартном вагоне встречи, которые остаются не только в памяти на всю жизнь. Люди встречаются и больше не расстаются.

Тайшет – узловая станция Транссиба. Мы возвращались с младшей дочерью домой поездом Абакан – Тайшет. Наше место с дочкой Настей было рядом с проводницей. В конце вагона слышались громкие голоса, женский плач. выявилось, что пьяный мужчина бьет свою жену. Я попытался его урезонить, вместе с проводницей. Он начал мне угрожать. Проводница не знала, что делать. Я посоветовал вызвать начальника поезда и снять ретивого пассажира. Так и сделали. На ближайшей остановке его повели к выходу. Жена стала причитать и упрашивать, чтобы не высаживали. Он, проходя мимо нас, пообещал расправиться со мной. Пожалели все-таки женщину - оставили мужа в вагоне. Они вышли  в Тайшете. Так же, как и мы с дочкой, ожидали свой поезд. Они направлялись на север. Наши пути расходились. Я тоже был в ожидании. Человек пообещал со мной расправиться. Однако на вокзале куда только делся его пылкий характер! Иногда я ловил его взгляд, но прыть исчезла. Было это лет десять назад, а запомнилось.

И вот вновь стою в Тайшете перед стелой с надписью «Отсюда начинается БАМ» и делаю фото собачек, лежащих рядом. Звоню дочери Насте  – дома все нормально. Одно только омрачает этот солнечный весенний день: книжный киоск, как и в Вихоревке, закрыт – выходной. Поэтому не могу взять свежую газету «АиФ» с кроссвордом.


Рецензии
Анатолий! Как я любил ездить в поездах, была возможность ездить в купе, но как отказать себе в радости наблюдать саму жизнь во всех её проявлениях! Сколько насмотришься, наслушаешься, кого только не повстречаешь, и сам все расскажешь, и тебе все наизнанку вывернут, зная, что уже никогда не встретимся... Нет, это замечательно!.... Я и сам писал о приключениях в поезде, попозже вышлю ссылку, и вообще.... Посчастливилось отдыхать на волжском теплоходе, был в Волгограде и других волжских городах, много летал самолетами, и люди, копошившиеся на огородах вызывали у меня почему-то жалость... такие маленькие, как муравьи... А сейчас сам такой стал...Вообщем мне рассказ понравился, там всего понемногу, интересно, и попутчицы попадались мне тоже замечательные... А проводницы - эта сама жизнь! Просто восхищение!

Вообщем, жму руку

Валерий.

Валерий Захаров 39   04.11.2018 16:13     Заявить о нарушении
Анатолий, вот ссылка на одно из моих произведений, как обещал. Как там у вас погода? У нас тепло, необычное что-то.

http://www.proza.ru/2014/01/28/2000

Валерий Захаров 39   04.11.2018 21:40   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Валерий! И за отклик и за воспоминания, которые и мою память пробудили. К примеру, поездка по Волге с старшей сестрой с песней "как провожают пароходы" на каждой стоянке, с игрой в шахматы с чемпионом мира, с девичьими взглядами...
Крепкого Вам здоровья! Взаимно жму руку!

Анатолий Просняков   05.11.2018 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.