Если ты захочешь

Письмо от мамы - к дочери.

Доченька моя, дорогая!

В последнее время я многое пересмотрела в наших с тобой отношениях, в том, как я тебя воспитывала, что говорила, что ты говорила мне и что ожидала от меня.
И я поняла, что, быть может, не дала тебе того, что ты ждала от меня. Я очень хотела, как лучше, я делала все для тебя, но я вижу, что нужно было что-то другое.

Доченька! С высоты моих прожитых лет мне казалось, что сделать тебя счастливой - это дать тебе образование, дать то, что мы с папой могли тебе обеспечить в те нелегкие советские годы. Мне казалось, что если я буду построже с тобой, если скажу тебе наперед, где тебя в жизни ждут подводные камни - ты не повторишь моих ошибок, не попадешь в беду, не окажешься в отчаянии от того, что ты не знала, что я тебе как мама не сказала.

Мне казалось, что у тебя было все из того, что я могла дать тебе тогда: и учеба, и досуг, и изучение нашей с папой жизни. Что у тебя хорошие друзья, книги, образование, что с твоим нелегким характером я сделала все, чтобы дать тебе в жизни направление: куда идти, по каким указателям. Но, сейчас я смотрю на тебя и понимаю, что ты страдаешь. Мне больно смотреть на это, и поэтому я перевожу разговор на другие темы. Я все еще пытаюсь тебе, взрослой, давать советы, как бы по инерции считая тебя маленькой.

Доченька моя, прости, я не умела любить иначе, и не умею сейчас. Вся моя жизнь была прожита в стране, где ценилась целеустремленность, помощь другим, где обращать внимание на себя означало слабость, и я старалась, чтобы ты выросла самодостаточной и сильной личностью. И я и папа этого очень хотели.

Девочка моя, но сейчас я думаю - наверно я где-то ошиблась? Я ведь никогда тебя не спрашивала толком, что хочешь ТЫ. Я просто понимала, как мама, как тебе следует жить, и старалась направлять тебя. А теперь я смотрю на результат прожитого тобой и мной жизненного пути и понимаю, что где-то я ошиблась. Потому что очень часто, доченька, я вижу, как тебе грустно. Нет, ты не показываешь этого, но я вижу: как ты отводишь глаза, как пытаешься меня утешить, что все хорошо, но я чувствую, что с тобой что-то происходит. Поэтому, я хочу научится слышать тебя, не свои желания тебе говорить, а твои слышать, знать что ТЫ хочешь, учится слушать тебя. Дай мне шанс.

Доченька, если ТЫ захочешь, то я не буду больше говорить тебе о том что ты скорей должна уже скорее выйти замуж и родить ребенка, что тебе надо срочно прямо сейчас что-то предпринимать. Я не буду давать тебе советы, о которых ты не просишь. Да, меня будет еще заносить по инерции, но ты можешь остановить меня, и сказать: "Мама, не надо, мы договорились", и я пойму. Я не буду оценивать то, что ты делаешь, даже если это мне совсем не нравится. Да, быть может, чтобы дать тебе слова поддержки, мне потребуется усилие, но я постараюсь не осуждать, не судить. Ведь с твоей точки зрения, из твоей жизни, это твоя правда. Я не буду звонить тебе тогда, когда ты не хочешь разговаривать, я буду брать телефон в руки и класть обратно на стол, бродя кругами по кухне. Но я буду учится уважать твое право не хотеть говорить, в какие-то дни, а может недели.

Доченька, если ТЫ захочешь, я буду спрашивать тебя, как ты себя чувствуешь, что у тебя на душе, буду приносить с собой, когда получится увидеться, твои любимые угощения, буду хвалить тебя за попытки что-то изменить: не так, как я хотела бы, а так, как значимо для тебя. Быть может, поначалу это будут сухие слова, и мне потребуются силы научится не скатываться назад, в оценки, но я буду пробовать.

Доченька, если ТЫ захочешь, приходи ко мне, посидим вдвоем, а я буду гладить тебя по голове и рассказывать, какая ты была маленькая. Мы достанем твой детский альбом с фотографиями, и про каждый снимок я буду тебе рассказывать. И больше ни слова про твой сложный характер, про то, чем ты меня раньше огорчала, про то, что было, и давно пора забыть - только хорошее и светлое.

Доченька, если ТЫ захочешь, мы с тобой все изменим. Я очень хочу, чтобы ты меня простила. За то, что, быть может, я не умела любить тебя, как девочку. Я и сама росла в послевоенные годы, нелегкое было время, и мои родители дали мне образование и вразумляли так же, как я тебя. И, это для меня многие годы и была любовь. И только сейчас я понимаю, что, быть может, я не оставила тебе в жизни права выбора. Позволь мне дать тебе сейчас эту любовь, принятие, уважение. Я буду учится, доченька, я уже стара, и сразу не смогу научиться, но ты поверь, я попытаюсь. 

Доченька моя, я очень хочу, чтобы ты была счастлива. Но, быть может, для тебя счастье в чем-то другом? Если ТЫ захочешь какое-то свое счастье, дай мне знать, дай мне понять, что ты хочешь. И я постараюсь найти слова поддержки для тебя, даже если это будет совсем не то, что я для тебя хотела и думала.

Доченька, мы с папой тебя очень любим! Когда ты была маленькая, мы с тревогой думали: какой ты вырастешь, состоишься ли как человек, все ли в жизни у тебя получится. А сейчас, когда ты сама уже у меня такая взрослая, я думаю иначе: вот ты состоялась во всем, а принесло ли тебе это счастье, радость? Что у тебя на душе, моя хорошая? Прости, я об этом раньше не думала, мне казалось, раз у тебя все есть - профессия, дом, своя жизнь - то это само собой. И что вот только осталось совсем немного, и будет вообще жизнь - полная чаша. А сейчас я думаю - не передавила ли я тебя тогда, когда настаивала на своем? И что, быть может, счастье твое в чем-то другом, а в чем, ты и сама не знаешь?

Доченька, вот такие у меня мысли, сумбурные немного. Думала напишу тебе ровное и стройное письмо, а вышел сплошной сумбур. Уж прости меня, я и сама в своих чувствах и желаниях ничего не понимаю, тоже вот только думать начала об этом. Зачем я твоей жизнью жила столько лет, словно нет у меня своей?

Доченька, я тебя очень люблю! Ты у меня - самая лучшая девочка на свете! И даже если ты делаешь что-то свое, не то, что я для тебя хотела, ты все равно для меня любимая и дорогая девочка. Дай мне время, мне нужно научится поддерживать тебя. Впрочем, и себя.

Если ТЫ захочешь, давай все это обсудим, давай сядем и поговорим, как родные люди. А если нет, то я просто приму то, что есть. Лишь бы ТЫ была счастлива! А все остальное приложится.

Доченька  моя, крепко тебя обнимаю и целую.
Сладких тебе снов, моя девочка.

Твоя мама.

18.09.2017


Рецензии