Я и кино

Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин сказал, что «для нас самым важным из искусств является кино». Поэтому в Советском Союзе с первых лет уделялось большое внимание выполнению указаний Ленина, и к тому времени, когда я появился на свет, в стране было несколько киностудий, самыми известным из них  были Мосфильм, киностудия имени Горького в Москве, киностудия имени Довженко в Киеве. Выпускалось много кинофильмов, начиная с 30-х годов.  Но на экранах в нашем северном поселке они появлялись  далеко не все, но основные киноленты все же жители поселка могли  увидеть.  В том числе выпуска 30-40-х годов, такие, как «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны» и другие.

Но это взрослые, а вот дети могли видеть намного меньше, в основном сказки - «Морозко», «Кащей бессмертный», «Илья Муромец» и другие.   Видел эти сказки и я, но утверждать, какие именно сказки и детские кинофильмы я видел в дошкольном возрасте,  не могу сказать. Больше я видел их на диафильмах, когда уже мог читать, что написано внизу кадра.  Об этом периоде у меня есть рассказ. http://www.proza.ru/2017/02/22/1719

Потом школьником я видел уже не только сказки, но и фильмы для детей нашего возраста.  Такие, как «Тимур и его команда», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», чуть позже я увидел патриотические фильмы «Молодая гвардия»,где впервые на эране появились Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо и Инна Макарова,  «Павел Корчагин» с молодым Василием Лановым.  Уже старшеклассником видел фильмы, поставленные по произведениям классиков - «Дубровский», «Война и мир», «Поднятая целина», «Тихий Дон», и другие.  Конечно, показали в поселке и знаменитый фильм «Человек-амфибия», после которого я проникся желанием плавать под водой как Ихтиандр.  Но в ту пору мне больше всего запомнился иностранный фильм – «Двенадцать девушек и один мужчина», где главную роль играл знаменитый австрийский горнолыжник, трехкратный олимпийский чемпион Тони Зайлер.  После этого фильма, который смотрел не менее пяти раз, я очень захотел научиться хорошо кататься на лыжах с гор.  Тогда же увидел знаменитый фильм «Собор Парижской богоматери» с Джинной Лоллобриджидой и Энтони Куином в главных ролях. 

В старших классах у меня появилось любимое место для просмотра кинофильмов – на галерке, в последнем ряду, напротив прохода. Никакая голова не могла мне помешать смотреть кино.  Но чтобы купить билет на это место, я приходил к открытию кассы. С тех лет запомнилось, что у входа в зрительный зал не было никого из контролеров, зрители сами отрывали контрольный талон,  и бросали его в специальный ящик. Больше такого  я нигде не видел.

Чуть больший репертуар кинофильмов я мог увидеть во время летних каникул, которые проводил в Хабаровске. Именно тогда я видел такие кинофильмы, как американские «Семь невест для семи братьев», «Великолепная семерка», итальянский «Развод по-итальянски», французские  «Три мушкетера», «Разиня», фильмы про Фантомаса. Ходили мы с ребятами преимущественно в два кинотеатра, расположенных в центре города напротив друг друга – «Гигант» и «Совкино».  Иногда приходилось смотреть кинофильмы с первого ряда, так как никто нам билеты на удобные места не оставлял. Помню, как я, сидя не первом ряду, наблюдал тело артистки Стефании Сандрелли на весь экран в заключительной сцене фильма «Развод по-итальянски».  Смотрели в те годы мы кино и в клубе МТС, машинно-тракторной станции недалеко от Ильинки. Хабаровчане должны знать эти места.

В это время моя мама выписала журнал «Советский экран», и его мы всей семьей зачитывали до дыр. Он нес много информации о деятелях советского кино – режиссерах Довженко, Сергее Герасимове, Иване Пырьеве, Сергее Бондарчуке и других, артистах Целиковской, Марецкой, Быстрицкой, Скобцевой, Макаровой, Румянцовой, Рыбникове, Урбанском, Крючкове, Переверзеве и других. Причем информации полезной, а не попахивающей желтизной, как в настоящее время. Мы узнавали о трудном пути в искусство многих артистов, в каких условиях снималось кино, о трагедиях во время съемок. Именно так, на съемочной площадке при выполнении очередного дубля погиб замечательный артист Евгений Урбанский, ставший знаменитым после фильма «Коммунист».

Став студентом, я на полгода забыл о существовании кинотеатров. Жил эти полгода у бабушки с дедушкой в далеком пригороде Хабаровска, куда приходилось добираться полтора часа. Вечерние тренировки заканчивались в 10-11 часов вечера.  А так как занятия начинались с 8 часов, представляете, во сколько мне приходилось вставать.  Хронический недосып не давал сил сходить даже в кино. Но со второго семестра я жил в общежитии, расположенном в самом центре города, рядом с  площадью Ленина.  С тех пор я со своими соседями по комнате стал заядлым киноманом.  До кинотеатров «Гигант» и «Совкино» было недалеко идти пешком, поэтому мы ходили на последние сеансы, когда билеты всегда были в продаже. Перед вечерними сеансами в фойе «Гиганта» выступал оркестр,  и пела солистка, мать нашего однокурсника Валеры Кенигфеста.

В кинотеатре «Гигант»  сложилась традиция, что на последнем сеансе в день, когда заканчивался показ какого-то фильма, шло кино, которое начнут показывать со следующего дня. Так что мы были в числе первых зрителей. И это давало некоторое преимущество. Например, мы увидели вечером польский кинофильма «Рукопись, найденная в Сарагосе», где были сцены с Брыльской, абсолютно голой. В те годы увидеть такое на экранах было немыслимо. Естественно, придя утром на лекцию, мы рассказали об увиденном, и многие студенты после занятий пошли смотреть этот фильм. Увы, этих сцен уже не было, вырезала цензура.

Не всегда некоторые фильмы, которые хотелось увидеть, шли в «Гиганте» или «Совкино». Поэтому мы ездили и в другие кинотеатры, в том числе расположенные на улице Ленина –  в «Пионер» и «Молодежный», в кинотеатры «Дружба», «Октябрь», даже в «Мир», расположенный у «черта на куличках», на Пятой площадке.  Были еще кинотеатры в городе, но мне запомнились именно эти, потому что в них я смотрел кино.  После женитьбы и рождения ребенка посещения кино резко сократились, и ходили мы с женой преимущественно в кинотеатры, расположенные рядом с нашим домом, в  «Пионер» и «Молодежный», оставляя маленького сына с бабушкой. Запомнились просмотренные в «Пионере» фильмы «Центровой из Поднебесья», в котором звучали песни Александра Зацепина, «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и другие.

Во время флотской службы на подводной лодке в должности врача я  ходил в кинотеатр «Океан» во Владивостоке, но таких просмотров было не так много – служба, выходы в море. Но те фильмы, которые шли на большом экране и были популярны, обязательно смотрел. Конечно, видел по телевизору и «Семнадцать мгновений весны». И так получилось, что уйдя в запас и вернувшись в Хабаровск, я стал очень редко ходить в кинотеатры. Разве что на такие фильмы, как «Освобождение», который мне понравился батальными сценами, «Земля Санникова» со знаменитой песней в исполнении Ануфриева «Есть только миг», я смотрел в кинотеатре «Гигант» в широкоформатном изображении.

В 1979 году я был на курсах повышения квалификации.  Но в то время я старался побывать на хоккейных матчах с участием любимой команды ЦСКА, и лишь пару раз ходил в кино, но не помню, какие фильмы смотрел. Но вот то, что все общежитие, где я жил, по вечерам собиралось у телевизора, чтобы посмотреть очередную серию фильма «Место встречи изменить нельзя», хорошо запомнил. Буквально за полмесяца до этого я прочитал книгу братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой и был снят этот фильм,  и ожидал, что и финал будет таким же. Но Говорухин, режиссер фильма, решил по-другому. Подруга Шарапова Варя Синичкина оказалась живой.

Мне доводилось общаться с некоторыми известными артистами. Первый раз это произошло в конце 70-х годов. В Хабаровске с гастролями выступал театр, в котором артистом был Николай Прокопович, исполнитель роли Гиммлера в сериале «Семнадцать мгновений весны». Уж не помню, почему я оказался на площади Ленина в Хабаровске. Был месяц май, стоял теплый вечер, и многие жители отдыхали на скамейках на площади. Вдруг я заметил, что на одной из них сидит «Гиммлер». Решил пошутить. Подхожу к Прокоповичу и спрашиваю: «С каких это пор рейхсфюрер Гиммлер может сидеть без охраны?». Тот улыбнулся, ответил, что Хабаровск замечательный город, и погода в мае в нем очень хорошая, поэтому Гиммлер совсем расслабился и забыл, что он лицо охраняемое. Потом мы пожали друг другу руки,  и я пошел дальше. 

А второй случай произошел в городе Москве, на курсах повышения квалификации в институте Склифосовского.  Часть времени я проводил в рентгеновских кабинетах института рядом с преподавателем. В ту пору я был уже опытным врачом,  главным рентгенологом города Хабаровска, и успел кое-что поведать о себе ассистенту института, рядом с которым работал. В том числе о некоторых вещах, о которых эта опытная, старше меня,  дама не знала. Например, о положенных 200 граммах молока персоналу кабинета, о правилах радиационной безопасности, о некоторых других случаях в моей практике. И когда к ней по блату пришел артист театра и кино Георгий Тараторкин, исполнитель роли Раскольникова в фильме «Преступление и наказание», она попросила меня посмотреть ему желудок, с использованием обычно применяемых мной методик. Так что я прикоснулся к обнаженному животу артиста рукой, правда, в просвинцованной перчатке. Пока артист готовился к исследованию, он немало поведал нам о своем театре Моссовета, где играл главные роли. Жаловался не только на трудную актерскую судьбу, но и на боли в животе. Но ничего опасного я у него не нашел, и как показала жизнь, я не ошибся. Умер Тараторкин через много лет,  и не от заболевания желудка.

Потом я очень долго не ходил в кинотеатры. Около 15 лет точно, пока нас с женой не повели в кинотеатр пообедать. Не удивляйтесь, как удивился я в тот день. Просто в одном из кинотеатров Сургута, куда мы приехали посмотреть на город, есть такая возможность. На балконе установлены обеденные столы, есть официант, горят ночники, и при их свете можно себе заказать блюда и покушать. Совместить приятный просмотр кинофильма с полезным обедом. Потом пару раз мы были в таком же кинотеатре уже в Тюмени, куда переехали из Нефтеюганска. А вот в Нефтеюганске одно время не было вообще кинотеатров, и лишь году в 2007 или 2008 кинотеатр появился, как и современная городская библиотека. Но зато там функционировал весьма давно и успешно развлекательный центр «Империя», переделанный из огромного арочного склада местным олигархом Семеновым. Здесь выступали такие звезды, как Ротару, Царикати, Витас и другие. Сюда приезжали отдохнуть в ресторанах и танцплощадках со всего Ханты-Мансийского округа-Югры.

Так что все шедевры отечественного кино последних лет  я видел на экранах телевизора. Вы помните, как работали наши отечественные цветные телевизоры? Ужасно! Поэтому я из первой поездки в Японию в 1992 году привез небольшой цветной телевизор SONI и видеомагнитофон, которые проработали очень долго, мы их перевезли даже в Нефтеюганск, куда переехали через 11 лет. Но потом в наших магазинах появились неплохие корейские и японские телевизоры китайской сборки. Так что можно было смотреть цветные кинофильмы без ущерба для своего зрения. И хотя в годы работы чиновником краевого уровня я мало видел выходивших в те 90-е годы кинофильмов, да их качество оставляло желать лучшего, теперь, имея интернет, я могу посмотреть все их по своему желанию. Итальянские и французские детективы и комедии, американские детективы про Коломбо, английские про Пуаро и мисс Марпл, французские про комиссара Мегре, все отечественные, достойные внимания. Вечерами, сделав все запланированное на день (никак не избавлюсь от привычки все планировать. Как говорят в армии – «лучше ничего не сделать по плану, чем что-то сделать без плана»), смотрю фильм, который мне хочется увидеть. Особенно меня стали интересовать хорошо поставленные фильмы на исторические темы, а также документальные.  Посмотрел два огромные сериала по весь ХХ век, который был снял явно по заказу Русской православной церкви – РПЦ, а так же сериал  про Вторую мировую войну, месяц за месяцем.

Временами ловлю себя на мысли, что фильмы, которые я смотрел лет 5 назад, смотрю снова как новые. А вот посмотренные лет 20-30-40 назад,  хорошо помню. Те же «Адъютант его превосходительства», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Место встречи изменить нельзя», «Офицеры», не говоря о «Семнадцать мгновений весны», которые смотрел бессчетное количество раз с большим удовольствием.  Считаю, что фильмы, увиденые мной в детстве и юности, оказали на меня большое влияние, наряду с моими родителями и учителями.  Думаю, я вырос достойным человеком нашей страны, моей малой и нашей большой Родины.  Поэтому хочу немного написать и о современном кинематографе.

В настоящее время никакой воспитательной роли наше отечественное, и тем более зарубежное кино, не несет. Все поставлено на потребу низменным чувствам человека – алчности, жадности, зависти, сексу, злобе. Многие фильмы являются учебными пособиями, как совершить преступления, украсть что-то или даже убить человека. Посмотри, как преступления расследуются, сделай правильные выводы, и ты не попадешься. Ведь об этом и пишут в своих воспоминаниях закоренелые преступники.  Комедии сейчас не смешные, скорее дурацкие;  если раньше мы смеялись над Чарли Чаплиным, то теперь что-то и смеяться не хочется ни  над ним, ни над мистером Питкиным.  По телевизору и в кинотеатрах показывают ужастики и триллеры, детективы с морями крови. Наши режиссеры тоже ударились в подобные сериалы, прославляющие «героев» преступного мира – «Бригада», «Бандитский Петербург» и другие.

А вот такие фильмы, лиричные и добрые на производственные темы, как «Девчата», «Весна на Заречной улице» «Высота», в которых блистал Николай Рыбников, «Дорогой мой человек» с  Алексеем Баталовым и Инной Макаровой,  или вроде боевик, но тоже по своему добрый, «Белое солнце пустыни», где главную роль сыграл Анатолий Кузнецов,  или тоже наш боевик «В августе 44-го», с Владиславом Галкиным и Евгением Мироновым в главных ролях,  можно увидеть только в Интернете. Но молодежь вряд ли знает о существовании таких фильмов и не смотрит их.

Ремейки на известные фильмы, типа «Тихий Дон», с участием зарубежных актеров, не трогают нашего зрителя, привыкшего к другим героям. А вот  сериалы «Как закалялась сталь», «Герой нашего времени», снятые еще в советское время, понравились и людям старшего поколения, и молодежи. Многое зависит и от режиссера, и от подобранного актерского состава. Раньше, в советское время, все герои были узнаваемы, а теперь большинство на одно лицо. Особенно представительницы слабого пола.  Хотя некоторые из них так «мочат» направо и налево, что за сильный пол страшно становится.

Вот такие мысли пришли мне в голову, когда я подумал об изобретении братьев Люмьер, изменивших восприятие жизни на многие годы.  У меня твердое мнение о том, что отечественный советский кинематограф был в числе мировых лидеров, и оказывал огромное влияние на воспитание настоящих граждан нашей великой страны – Советского Союза.


Рецензии
Советские художественные фильмы,поставленные по произведениям Советских писателей,снятые Советскими режиссерами и исполненные Советскими актерами и актрисами........................Никогда не повторятся!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Автору большое спасибо!

Евгений Полуэктов   17.10.2018 11:47     Заявить о нарушении
Специально посмотрел, что же я там написал? Вроде как ни в одном самом длинном предложении слишком много советского не увидел. Жаль, что многое из советского ныне утрачено, и видимо, безвозвратно.

Александр Щербаков 5   17.10.2018 13:47   Заявить о нарушении
Прочтите еще раз.......Вы там неоднократно повторяли Советское.

Евгений Полуэктов   17.10.2018 14:07   Заявить о нарушении
Ну так не в одном же предложении.

Александр Щербаков 5   17.10.2018 21:28   Заявить о нарушении