Судьба писателя

        Введение: http://www.proza.ru/2018/10/15/1011

        1. Жизнь и творчество М.А. Булгакова
        1.1. Судьба писателя.


М.А.Булгаков родился в 1891г. в семье профессора Киевской Духовной Академии, оба его деда были священниками. У Булгаковых было семеро детей. Пока был жив отец, в семье по воскресеньям читали Евангелие. Кроме того, семейство увлекалось искусством: чтением художественной литературы, театром, пением. После смерти отца положение в ней стало менее религиозным, стало преобладать вольнодумство, страсть к секуляризованному изящному искусству.  Несомненно, огромную роль сыграло само время. Начало ХХ в. – политические катаклизмы, свободомыслие, социализм, представление Церкви в виде реакционной, стоящей на пути прогресса силы. Всё это отразилось на подрастающем поколении.

Глубоко верующим родителям не удалось воспитать своих детей в вере. Подростком Миша подшучивал над своими приятелями – семинаристами. Верить было не модно. В 1910г сестра Надя записывает в своём дневнике, что «он не хочет соблюдать пост перед Пасхой, не говеет, и его решение религиозных вопросов в пользу неверия».
 
Но то, что кажется окончательно ясным юноше в 18 лет, может потом меняться. Господь в В.Завете говорит о том, что если и женщина забудет дитя своё и не пожалеет его, то Бог всё равно не забудет своего блудного сына – Израиля (Ис.49,15), читай – каждого человека. А в Н. Завете Христос обещает, что многими скорбями и болезнями надлежит нам войти в Царство Небесное. То есть жизненный путь скорбей и испытаний не случаен, но ведёт человека к свободному познанию Бога. И уж чего-чего, а скорбей было в жизни Булгакова предостаточно. При этом необходимо помнить, как пишет биограф писателя: «тому, кто размышляет над биографией и творчеством Булгакова, всегда надо иметь ввиду: что бы не происходило со старшим сыном доктора богословия в первые годы после смерти отца и в последующие десятилетия – всё это воздвигалось на фундаменте, заложенном в детстве: он был уже невынимаем».
 
Таким образом, принципы, заложенные с детства, «мешали» писателю спокойно принять новую действительность и воинствующее безбожие. Если принять слова Алексея Турбина близкими к убеждениям самого Булгакова, то он однажды говорит: «Я…монархист. И даже, должен сказать, не могу выносить самого слова «социалист».
 
Тем не менее, шли молодые годы, Михаил увлёкся девушкой, из-за чего даже на время забросил университет. Вскоре они обвенчались, весёлая, беспечная жизнь продолжалась. Но затем пришёл 1914 г., I мировая война, и надолго кончается доброе, мирное время. Булгаков оканчивает университет с отличием, получает диплом медика, и работает в госпитале при фронтовой полосе, делает ампутации. С 1916 г. переводится земским врачом, потом следует 2 года каторжного труда в районной больнице. Затем это время найдет отражение в его замечательных рассказах. Революция, одна, вторая, Булгаков возвращается в Киев и ведет частную практику венеролога.

В свою бытность врачом он на несколько лет становится наркоманом. Болезнь неизлечима, он едва не кончает с собой.  Но происходит чудо, он сумел её преодолеть. Что же его спасло? Я думаю, что тот самый, с детства заложенный фундамент, который дал ему силу, дал ему веру в будущее, веру в жизнь. А именно то, что уже в 1912 г. он заявлял своей сестре Надежде: «Вот увидишь, я буду писателем».  То есть спасла творческая потенция.

Во время гражданской войны Киев переходит из рук в руки много раз. И каждая новая власть старается мобилизовать врачей. Не одну мобилизацию пережил и Булгаков. В итоге он оказывается во Владикавказе, в госпитале  Добровольческой армии Деникина. И здесь в 1919г. происходят его первые публикации в газетах.

Вскоре он навсегда оставляет медицину и полностью переключается на писательскую деятельность. В частности, в это время он пишет 5 пьес для театра,  которые потом уничтожает из-за несовершенства, хотя они имели в местном театре шумный успех. В это время белые уходят, и приходят большевики, а Булгаков заболевает возвратным тифом, и вновь стоит на грани смерти. Продолжается период скитаний, Тифлис, Батум, который заканчивается тем, что Михаил Афанасьевич приезжает в Москву в 1921г., где и обосновывается.

Но врастание в жизнь московскую было тяжелейшим. Достаточно сказать, что в первую же зиму они с женой едва не умирают от голода, иногда проводя совершенно без пищи по несколько дней. Само собой, квартирный вопрос, одна из сквозных тем булгаковских сочинений, ну и, разумеется, работа. Бесконечные разъезды по Москве, бытовые фельетоны, работа до изнеможения, чтобы заработать хоть какое-то пропитание. Пройдёт 3-4 года, прежде чем жизнь немного наладится.

С 1925г. начинается его театральный период, и за 15 лет он пишет десяток пьес. Начальник Главискусства Свидерский говорил: «К художественной пьесе, хотя бы и она имела дефект, отрицательно относиться нельзя, потому что она вызывает дискуссии…. Такие пьесы, как «Бег», будят мысль, будят критику, вовлекают массы в анализ и дискуссии, такие пьесы лучше, чем архисоветские».  Однако стоило невероятных трудов проводить их через многочисленные идеологические препоны, появляется термин булгаковщина. Его имя становится одиозным, травится в печати, и фактически при жизни увидела свет лишь одна из его пьес – «Дни Турбиных». Однажды у него даже устраивают обыск, забирают рукопись «Собачьего сердца» и дневник. Он пишет брату: «терплю бедствие. Защиты и помощи у меня нет…корабль мой тонет, вода идет ко мне на мостик»,  его не брали на работу не только репортером, но даже типографским рабочим.

Такое отчаянное положение привело к написанию знаменитого письма в Правительство СССР, после которого ему была предоставлена работа ассистентом режиссера во МХАТе. Но коренным образом ситуацию это уже изменить не могло. Затем было ещё несколько писем, практически безрезультатных. Михаил Афанасьевич в ущерб личному творчеству берётся за любую работу для материального обеспечения семьи. Он придумывает инсценировки, делает переводы, помногу раз переделывает свои пьесы, устраивается в Большой театр либреттистом. И что же? Он пишет: «За семь последних лет [1930-37] я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли…дома у нас полная бесперспективность и мрак».   Е.С. Булгакова, последняя жена писателя делает в дневнике запись о том, что, за что бы они не брались, будь то пьеса, или поездка за границу, или получение квартиры, или покупка новой пишущей машинки - всё кончается неудачей.

В конце концов, такая травля, принятая близко к сердцу, приводит к апатии, к расстройству психики, страху смерти, одиночества, пространства. И наконец, последнее такого рода известие о запрещении пьесы «Батум» в 1939г. приводит к какому-то удару, после которого Булгаков уже не оправился и в марте 1940г. умер сорока восьми лет.

Рисуя его портрет, необходимо отметить, что Михаил Афанасьевич был натурой страстной, увлекающейся. Бросается в глаза его вольное обращение с женщинами: 3 жены и немало других девушек, за которыми он в открытую ухаживал, особенно в молодости. Или, например, он мог ночью проснуться и пойти в казино и проиграть там всё, что имел.  А при психическом расстройстве прибегал к такому сомнительному методу лечения, как гипноз.

С другой стороны, как уже отмечалось выше, в жизни он руководствовался своими принципами, имел чувство собственного достоинства. Например, он ни разу не использовал предоставлявшиеся ему возможности отомстить своим литературным врагам, когда те сами попадали в опалу. Находил в себе силы отвечать отказом на предложения, подобные этому: «Не согласитесь ли написать авантюрный советский роман? Массовый тираж, переведу на все языки, денег тьма, валюта, хотите сейчас чек дам - аванс?»- «Это не могу».
 
Таким образом, Булгаков был типичным представителем русской интеллигенции нового времени. Обострённое чувство чести и совести сочеталось в нём с отсутствием интереса к церковной жизни. Всё это найдет отражение в его творчестве.

         Отражение биографии в творчестве: http://www.proza.ru/2018/10/17/918


Рецензии