Риск веры

(Не успеваю я выкладывать заметки по посланию Иакова. Мы прошли две главы, а у меня конспект на сорок страниц в Ворде уже. Сейчас спросили про то, что общего между Авраамом и Раав, выложу этот кусочек по Иак.2:21-25).

Общее между делами веры Авраама и Раав

а. Авраам и Раав были гостеприимны

Понятно, что Иаков здесь не об этом, но о выражении веры обоих в делах, однако характерно, что вера их выразилась именно в этом. Гостеприимство Авраама здесь Иаковом не называется, но евреи считали это одной из самых характерных его черт, поэтому вполне возможно, что они, читая вторую главу послания Иакова, проводили параллель между Раав, укрывшей разведчиков, и Авраамом по этому параметру. Веский повод к тому, чтобы мы лучше относились к гостям и охотнее их принимали.

б. Авраам и Раав готовы были рисковать и идти на жертву ради Бога по вере в Него

Авраам рисковал сыном, Раав – своей жизнью, оставшись ожидать разведчиков. У обоих на кону стояли вещи, которые были для них базовыми ценностями. Выбрав подчинение Богу с риском утраты жизни ребенка либо собственной жизни, они показали тем самым, что Бог для них превыше самых основных ценностей жизни.

Вообще отношения любви, когда двое открываются друг другу без забрал и щитов, когда идут на жертвы, которые могут быть отвергнуты, высмеяны либо использованы корыстно, всегда предполагают риск. Бог рискнул, послав Сына на землю. В этом ключе наши риски не выглядят таким уже нонсенсом. Причем рискуем мы не благорасположением Творца (хотя кто-то сомневается и в этом), а потерями земных активов и социального капитала.

Кстати, интересно, как Бог воздал Раав. Она получила спасение по вере, вошла в родословие Мессии – это известные факты, которые обычно называются. Но есть еще один – об этом неожиданном (в моих глазах) благословении см. мою заметку «Лифт благодати».

в. Дела веры Авраама и Раав не выглядели как добрые дела в глазах окружавших их людей

Дела веры не всегда выглядят как добрые дела в глазах неверующих. При этом добрые дела и дела веры иногда (или часто?) – не одно и то же. Во-первых, огромное количество добрых дел делается неверующими, да и верующими людьми с неправильными (ну, или не до конца правильными) мотивами. И это не дела веры. Добрые дела не всегда являются делами веры.

Во-вторых, дела веры зачастую добрыми делами не выглядят. Об этом ярко свидетельствуют два приведенных Иаковом примера.

1) Авраам чуть не зарезал своего сына. Было ли это добрым делом в глазах его современников? Может, и выглядело, ведь они приносили детей в жертву своим богам. Но, думаю, даже для них это все-таки не было рядовым событием и вызывало содрогание.

Кстати, есть теория о том, что поступок Авраама так потряс Сарру, что она не смогла простить это ему до своей смерти, из-за чего они жили после этого раздельно (теория основана на том, что согласно Быт.23:2 «пришел Авраам рыдать по Сарре», т.е. он не находился рядом с ней при ее смерти, а стихи эти следуют сразу после истории о путешествии Авраама с сыном на гору в земле Мориа).

Ну, и еще одна гипотеза говорит о том, что и сам Исаак был так травмирован произошедшим, что стал тихим и нелюдимым человеком, и именно поэтому в истории трех патриархов рассказ о его взрослом периоде жизни – самый короткий. Он настолько краток, что другое объяснение этому трудно и придумать. Характерно при этом, что из взрослого периода жизни Исаака едва ли не единственный известный нам эпизод – это история о том, как он сделал ряд уступок Авимелеху.

2) Раав укрыла вражеских шпионов, тайно отпустив их, а своих сограждан обманула, в результате ее родной город был захвачен и разрушен этими врагами ее народа. Это доброе дело в глазах ее современников? Конечно же, нет.

Аналогично в наше время: человек, слушающийся водительства Божьего и библейских указаний, часто выглядит в глазах современников как минимум чудаком, как максимум – чужаком, вредителем, врагом.

В этом смысле Раав – хороший образ. Проводив разведчиков и ожидая захвата города, она жила среди свои земляков, внешне воспринимаемая ими как член их общества, но не будучи уже внутренно своей для них. В Иерихоне она была теперь «не от мира сего». Сидячая странница, пришелица без визы.

г. Начало дел веры Авраама и Раав – в Боге

Еще общее между делами веры Авраама и Раав: в обеих историях отправная точка – откровение от Бога или познание о Боге.

В случае с Раав интересно то, что она верующей стала за десятки лет до встречи с соглядатаями (если ее «мы слышали» в И.Нав.2:10 и 11 отнести к периоду, когда происходили события, о которых она рассказывает). Ее вера, основанная на крохотном богопознании, была крепче и основательнее веры миллионов евреев, имевших огромное ментальное и эмпирическое богопознание и легших костьми в пустыне.
 
Попутно: если ждать, что после тихого веяния мне будет откровение погромче и пояснее, а потом еще громче и где-то на второй-третьей стадии я, может быть, послушаюсь того, чего от меня хочет Бог, опасно.

У Раав был один маленький шанс уверовать и уцелеть (причем двухчастный, с расстоянием между частями в 40 лет, и отозваться на призыв в виде прихода разведчиков надо было без долгих раздумий) – она его не упустила.

Аналогично у Левия, который Матфей: Иисус проходит мимо, не останавливаясь, бросает буквально два-три слова («следуй за Мной») – и за секунду решается судьба человека (и Евангелия от Матфея).

Тут стоит задуматься об упущенных возможностях приближения к Богу или следования за Ним. Сколько их у нас было? Бывают единократные возможности. Когда будут следующие – не пропускать.

д. У Авраама и Раав вера перешла из умозрительного в деятельное состояние

Показательно, что у обоих упоминаемых Иаковом персонажей был период, когда они уверовали, но внешне это поначалу ни в чем особом не выразилось. О вменении Аврааму праведности по вере сказано еще в Быт.15:6. Раав была впечатлена величием Господа еще тогда, когда впервые услышала о том, как Он разделил Чермное море и истребил Сигона и Ога. Прошли годы, и у обоих – и у Авраама, и у Раав – наступил момент для проявления веры в конкретных поступках. Поступках, которые человек без веры не совершил бы.

Это надо учитывать тем, кто вычитывает (или вчитывает) в НЗ конфликт между Иаковом и Павлом в вопросе оправдания верой или делами. Иаков цитирует текст из Быт.15, говорящий об оправдании Авраама по вере еще до ее проявления в делах. Это очень важный нюанс.

И попутно. Не надо от уверовавшего сразу требовать деятельного воцерковления, не бывает мгновенного созревания плодов после укоренения семени.

17.10.2018


Рецензии