Речная протока Канавка. Цикл Донская природа

     Самое большое пойменное озеро Зуй располагается в западной части от села Гороховки. По своему историческому происхождению Зуй является старицей Дона. Сегодня Зуй представляет собой самостоятельное озеро, соединяющееся с Доном протокой, называемой, в селе Канавкой. Во время больших весенних разливов Дона, Зуй вместе со всей поймой  полностью затапливается паводковыми водами. В остальное время года он живёт своей озёрной жизнью, и сообщается с Доном только через Канавку.
     Канавка – это узкая, неглубокая, извилистая протока, по которой чистая озёрная вода постоянно поступает из озера в Дон. После весеннего половодья Канавка бывает полноводной, а в межень почти совсем пересыхает. На Канавке имеется деревянный мост, через который можно пройти и проехать в обширный лиственный лес, располагающийся между Доном и Зуем. Этот мост во время весенних разливов постоянно разрушается, и его каждый раз сельчанам приходится восстанавливать.
     У меня с Канавкой связано много воспоминаний из далёкого детства. После схода весеннего половодья по Канавке из Зуя в Дон в большом количестве уходила рыба. Рыбы так было много, что её можно было ловить руками. Крупные караси, лещи и краснопёрки стремились уйти из озера в Дон. Среди них попадались иногда даже сазаны и щуки. Мелкой плотвы было большое изобилие.    Жители села пользовались таким случаем и вылавливали рыбу из Канавки простыми самодельными подсаками. Мы, мальчишки, тоже не теряли времени, и ловили в Канавке рыбёшек, кто как мог.
     Ближе к лету рыбоход больших рыб по Канавке прекращался, вода в протоке становилась чистой, светлой и прозрачной. В воде преобладали небольшие рыбёшки, которых можно было ловить обыкновенными поплавковыми удочками. Взрослых сельчан такая рыба теперь не интересовала, а для сельской ребятни это становилось настоящим рыболовным бумом.
     Я любил ходить на рыбалку к Канавке. Самодельную удочку себе я мастерил, обычно, сам. У сельского «коробейника» Мосея Кулибабы, которого в селе звали тряпичником, я приобретал за тряпки, за кости и за макулатуру рыболовные крючки. Леской мне служили конопляные, суровые нитки, которые я брал у бабушки Маши. Поплавок изготовлял из сухой куги, взятой из крыши соседского сарая. Грузилом служил кусочек свинца, позаимствованный в инструментальном ящике деда Андрея. Удилище я вырезал из лозняка на донском острове, называемом Стрелкой. При соединении всех эти компонентов в одно целое, у меня получалась нехитрая, самодельная удочка. Накопав в навозной куче у коровника красных навозных червей для насадки на крючок, прихватив их с собой, вместе с другими рыболовными принадлежностями, я рано утром отправлялся к Канавке на рыбную ловлю. К этому времени там уже много было рыбаков, подобных мне.
     Ловить удочкой рыбу в Канавке было интересно и увлекательно. Вода в протоке была устоявшейся, чистой и прозрачной. Весь процесс рыбной ловли был виден с берега, как на экране современного телевизора. Многочисленные рыбки: окуни, краснопёрки и плотва, - подплывали к крючку, и пытались снять наживку. Успевай только вовремя подсекать, и вытаскивать рыбу. Поплавок на удочке для подсечки рыбы был, совершенно, не нужен. Он служил только для определения глубины погружения крючка.
     Наловив мелких рыбёшек, я приносил их домой, и отдавал бабушке Маше. Она меня хвалила, а рыбу чистила и парила в глиняном горшке в печке. Пареную рыбу она потом использовала для приготовления рыбной окрошки, которую в нашей семье все с удовольствием кушали.
     В летние жаркие, знойные дни, я часто бегал в лес со своими сверстниками. В канун Троицына дня мы ходили туда за свежей травой, за зелёными дубовыми ветками и за лесными цветами. В летние дни собирали в лесу ягоды, грибы и жёлуди. На обратном пути, возле Канавки, мы всегда устраивали привал, купались в её прохладной проточной воде и хорошо отдыхали.
     К осени Канавка значительно мелела, зарастала водной травой, и уходила в зиму, покрываясь льдом до самого дна. В зимнее холодное время все о Канавке забывали, и её, практически, никто не посещал. Весной процесс повторялся.
     Так и жила Канавка многие годы, верно служа людям. Пережила она, и суровые военные годы, и тяжёлые годы послевоенного восстановления, и дожила до современных дней ХХ1 века. За эти годы менялось всё вокруг, менялась природа, менялись люди.
     Сегодня от бывшей Канавки осталось совсем мало. Она по-прежнему находится на том же месте, и стремится выполнять свои функции озёрной протоки. Однако, в связи с редкими большими весенними разливами Дона в последние годы ХХ века, она сильно обмелела и заросла водолюбивой травой и ивняковыми кустарниками. Рыбы в протоке, практически, нет, и её там сегодня никто не ловит. В верхней, начальной, озёрной части Канавки, обосновалась колония бобров, которые своими плотинными сооружениями препятствуют свободному току воды по Канавке и проходу в неё рыбы из озера.
     На Канавке ещё сохранился старый деревянный мостик, который находится в плачевном состоянии, так как его теперь никто не ремонтирует. Сегодня отсутствует большая надобность, ездить в лиственный лес, от которого остались только жалкие остатки.
     В устье Канавки ещё поступает в Дон небольшой ручеёк озёрной воды, которой удалось прорваться через все преграды на своём пути. Иногда в этом ручейке можно заметить мелких рыбёшек. Они сегодня никого не интересуют.
     В устье Канавки, на песчаном берегу Дона сохранился небольшой пляж, где в летний период можно увидеть отдыхающих приезжих из различных городов России, потомков, когда-то уехавших из Гороховки сельчан. Иногда встретится на донском берегу одинокий рыбак-любитель со спиннингом или поплавковой удочкой.
     Правый берег Дона в этом месте пустынен и безлюден. От прежнего хутора Кашарного ничего не осталось. Там сегодня только гуляет свободно ветер, шевеля серебристые соцветия степного ковыля. Слева по-прежнему находится Круча снайпера, а справа, вдали, видна высокая обрывистая круча, в которой сохранилась Гороховская пещера.
     Вот и всё, что осталось от далёкого прекрасного и неповторимого прошлого! Одни воспоминания, и горечь утрат!


Рецензии