О состоянии нашей медицины

Мне как инвалиду  1-й группы  приходится обращаться за медпомощью в различные медучреждения различных регионов страны: поликлиники районные и гарнизонные, больницы и госпиталя. Первопричиной своей инвалидности я считаю минно-взрывную  травму,  полученную в январе 1984 года в Афганистане при миномётном обстреле аэродрома «Кабул». Но поскольку последствия этой травмы проявились лишь после того, как я стал пенсионером Министерства Обороны, то я не являюсь инвалидом войны, а являюсь инвалидом общего заболевания и ветераном боевых действий с военной травмой. Как военный пенсионер я имею право пользоваться медицинскими услугами медучреждений МО, а как инвалид 1-й группы имею право на некоторые дополнительные льготы по линии соцзащиты.

А инвалидом 1 группы я стал в связи с тем, что в Главном военном госпитале имени Бурденко вместе с онкологической опухолью, возникшей в результате получения минно-взрывной травмы (по моему мнению, но не врачей), вместе с опухолью были удалены полностью желудок и селезёнка, а также хвостовая часть поджелудочной железы. К тому же, к моменту прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) я ещё продолжал проходить курс химиотерапии, и, видимо, моё плачевное состояние повлияло на решение врачей Главного бюро МСЭ, в котором я проходил освидетельствование, давшим мне 1 группу инвалидности.  Ныне вряд ли я получил бы 1 группу, так как состояние моего здоровья значительно улучшилось. Можно было бы ныне и согласиться на понижение группы инвалидности, если бы врачи признали то, что моя инвалидность явилась следствием минно-взрывной травмы. В этом случае я был бы признан не инвалидом общего заболевания, а инвалидом  войны, что  по денежному обеспечению и льготам мне было бы выгоднее, даже в том случае если мне дали бы третью группу.  Но надежды убедить врачей в том, что моя инвалидность связана с получением военной травмы нет, поэтому обращаться по этому вопросу в бюро МСЭ я не имею желания. Ведь я же не сумасшедший!

 Да, ныне моё здоровье улучшилось, но не благодаря усилиям врачей, а благодаря собственным стараниям и стремлению жить полноценной жизнью.На основании собственного опыта я сделал вывод о катастрофическом состоянии нашей медицины.
 Несмотря на это, я кровно заинтересован в качественном медобслуживании и высокой квалификации  медперсонала, как гражданских медучреждений, так и медучреждений МО.
       
  О РОССИЙСКОЙ «БЕСПЛАТНОЙ» МЕДИЦИНЕ
Об отказе от бесплатной медицине, существовавшей в советские времена, ныне сожалеют многие пенсионеры России. К этим пенсионерам отношусь и я.
Несмотря на некоторые недостатки, связанные с вынужденным недофинансированием системы советского здравоохранения, эта система до горбачёвской перестройки была лучшей в мире. Ныне бесплатной медицины в России нет, несмотря на то, что 41-я  статья Конституции гласит: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно».
В действительности,  так называемая, «бесплатная» медицина является не бесплатной, а обязательной страховой медициной (ОМС). Пока человек работает, из его зарплаты вычитается около 6% в ФОС (фонд обязательного страхования). Кроме того, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предоставляются и платные услуги, что является прямым нарушением Конституции.
Основным недостатком ОМС является то, что около 40% выделяемых из бюджета в фонд обязательного страхования средств уходит на содержание чиновников  ФОС  и чиновников страховых компаний. В связи с этим выдвигаются предложения сэкономить деньги, выделяемые из бюджета, за счёт ликвидации территориальных ФОС и частных страховых компаний.  По этому поводу  президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский в интервью корреспонденту АиФ отметил: «Сегодня система выстроена так, что государство покупает у системы здравоохранения не качественную и доступную медицин¬скую помощь для людей, а отчётность. И врачи научились её предоставлять! Число приписок (когда медицинская помощь якобы оказывалась людям, которые даже не знали, где находится поликлиника) в отдельные годы достигало 70 процентов».

По поводу территориальных ФОС Саверский сказал: «Сегодня в России действует 86 территориальных фондов, которые расходуют деньги «с местечковыми искажениями». На богатых территориях пациенты полностью обеспечены необходимыми дорогостоящими лекарствами, а в дотационных регионах вынуждены покупать их за свои деньги».
По поводу абсурдности страхования через территориальные страховые компании Саверский утверждает: «Цель страховых компаний - минимизировать расходы. Они защищают свои интересы…  В РФ страховщик один - это государст¬во, которое выделяет на здравоохранение 3,3 трлн руб. в год. И оно же должно контролировать, на что расходуются деньги».

Ныне идёт поиск оптимальной для России системы здравоохранения, и в связи с этим на сайт «Общественная российская инициатива» на конец июня 2018 года поступило свыше 12 тысяч инициатив. Моё внимание привлекла инициатива под наименованием «Отмена страховой медицины, ликвидация медицинских страховых компаний и возврат к бесплатной медицине». Её автор, Лейла Мамедова, уверена, что страховая медицина себя полностью исчерпала. Сейчас врачи думают не о том, как эффективно лечить пациента, а о том, чтоб его лечение обязательно оплатила страховая компания, то есть во главу угла в здравоохранении поставили получение денег врачами за проделанную работу, а не выздоровление пациентов. Она пишет: «Полно случаев, когда агенты страховых компаний цепляются буквально к орфографии и пунктуации в историях болезни, чтобы отказать в страховых выплатах. То есть критерий оценки качества медицинской помощи сейчас не то, что пациент выздоровел или нет, а то, насколько красиво заполнена история болезни… Это разве не бред?».  Страховые компании выполняют сугубо обслуживающие функции и фактически выступают в роли расчетного счета между лечебными учреждениями и Фондом ОМС. Через них проходят деньги — и они с этих денег берут определенный процент. Их наделили еще функциями контроля за качеством медицинской помощи, на практике чаще всего сводящимися к формальным придиркам по оформлению медицинских документов.

Пример такого контроля приводит доктор медицинских наук, профессор Игорь Гундаров в отношении оценки работы Счётной палатой крупнейших в медицинском страховании компаний МАКС и РОСНО. «Они оштрафовали медучреждение за то, что: «В записи врача диагноз записан неразборчиво». Из-за этого они снижают на 10-15 процентов финансирование. А больше они ничего не могут. Человек ни разу в ушах фонендоскоп не держал, а он идет и оценивает работу терапевта, причем по записям. Точно так же — по их же записям — проходит и сертификация учреждения. Реальное качество не проверяется».

Почему медицинские книжки хранятся в регистратуре, а  не у пациента? Ведь именно пациент российских медучреждений заинтересован в сохранности истории своих болезней. Но на руки пациенту медкнижка выдаётся только в том случае, если пациент вынужден обращаться для лечения в  в другие медучреждения. Именно по наличию записей книжке и их количеству оценивается работа медперсонала страховой компанией. Потому и стараются врачи оформить медкнижки покрасивее.  А вдруг страховая компания вздумает проводить очередную проверку качества работы медучреждения, а медкнижки нет или она оформлена неаккуратно! Тогда последуют штрафные санкции. Вот потому во время приёма пациента врач вынужден работать в основном над оформлением документации, не поднимая головы. Ведь за отведённые на приём пациента 12 минут он больше всего внимания уделяет заполнению документации, чем болезни пациента и самому пациенту.
 
Наличие у пациента полиса ОМС уже не является основанием бесплатного предоставления медицинских услуг в медучреждениях. Например, после того как я в 2017 году сменил московскую регистрацию на регистрацию в подмосковном городке Селятино,  меня в местной поликлинике предупредили о необходимости сменить полис московский на полис Подмосковья, В противном случае могли возникнуть трудности с получением талона к врачу. А когда в нашу поликлинику вынуждена была обратиться моя сестра , приехавшая из Ярославля, ей в регистратуре сообщили, что она имеет право по своему ярославскому полису бесплатно обслуживаться лишь один раз. То есть при повторном обращении медобслуживание будет производиться только за плату. Если же нет  документального подтверждения о наличие полиса, то отказывают в медицинской помощи даже ребёнку! Например. когда  я попытался ночью в подмосковном Селятино вызвать скорую помощь своему 4-х летнему внуку, которого моя дочь  привезла  на несколько дней из Москвы , то мне отказали из-за того что не имелось в наличии  полиса внука.
Подобные случаи  являются нарушением конституционного права на бесплатную медпомощь!

Из отведённых на приём больного отводится  12 минут большую часть времени занимает заполнение врачом медицинской документации.
Вполне понятно, что за несколько минут врач не может индивидуально и качественно заниматься с пациентом. Но для того, чтобы быть на хорошем счету, ему этого и не нужно. Ведь оценивает качество его работы страховая компания не по количеству выздоровевших больных, а по количеству обращений к врачу, зафиксированных в медицинской документации.  Для подсчёта количество обращений к врачу работнику страховой компании, которая оценивает работу медучреждения, совершенно не нужно иметь медицинского образования. Поэтому врачу, чтобы быть на хорошем счету в медучреждении, нужно добиться увеличения количества обращений пациента за медицинской помощью.

Увеличивает количество обращений к врачу  сокращение времени на обслуживание пациента. Например, в поликлинике городка Селятино, к которой прикреплены по месту проживания я и моя жена, уролог тратит на приём одного пациента всего лишь 5 минут и12 минут, положенных на приём одного пациента в «бесплатной» медицине, за которые он успевает заполнить документацию и выписать лекарства. На осмотр больного у него не остаётся времени. В этом я убедился, дважды побывав у уролога. Первый раз – для получения направления по анализу крови на ПСА, а второй раз – для получения результатов анализа. Но врачу-терапевту даже положенных 12 минут недостаточно из-за большего объёма заполняемой документации. 
 
Но увеличения количества обращений к врачу-терапевту можно достичь другими способами. Например, направлением пациента без необходимости на сдачу анализов, на УЗИ, МРТ рентген, компьютерную томографию, При этом процедуры УЗИ и МРТ безопасны для пациента, а  рентген и компьютерная томография могут (при частом их прохождении) нанести ущерб его здоровью. Вот поэтому с пациента требуют согласия на прохождение компьютерной томографии, перекладывая ответственность с врачей на пациента.

Увеличивает количество обращений к врачу и отсутствие необходимой технологической базы, а также квалифицированных специалистов. Например, у моей жены в селятинской поликлинике при выполнении маммографии врачи нашли новообразование  груди и по этому поводу направили её в «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» для выполнения пункции новообразования, чтобы определить злокачественное оно или доброкачественное. Но при выполнении обследования в Обнинске, в котором расположен филиал этого центра, никакого новообразования не обнаружилось. Притом в Селятино жене пришлось выполнять маммографию дважды, так как первые снимки груди, оказались нечёткими, а на вторых – врач «нашёл» новообразование. Подобный казус мог произойти или из-за плохой аппаратуры (потому-то и пришлось делать повторные снимки), или по причине низкой квалификации врача-рентгенолога.
Или другой пример.  В октябре 2017 года я обратился к хирургу селятинской поликлиники Богданову, врачу высшей категории, в высокой квалификации которого у меня нет причин сомневаться, по поводу проблем с позвоночником. Я ранее  проходил  в Наро-Фоминске компьютерную томографию по этому поводу, и у меня обнаружили «выраженные дегенеративные изменения грудного отдела позвоночника» и поставили диагноз – диффузный пневмосклероз. Богданов попросил о том, чтобы при прохождении томографии я привез из Наро-Фоминска полные данные о состоянии моего позвоночника. Врачи наро-фоминской компьютерной томографии  эти данные предоставили в виде компакт-диска. Но когда я этот компакт-диск стал отдавать Богданову, тот сказал, что на устаревших компьютерах селятинской поликлиники диск просмотреть невозможно. Нет нормальных компьютеров, нет и  компьютерной томографии .…Как можно работать при таком техническом обеспечении медперсоналу, и как это отзывается на пациентах, вынужденных обращаться из-за этого в другие поликлиники?


 ОБ АНАРХИИ НА  ПРИЁМЕ ПАЦИЕНТОВ ВРАЧАМИ

Даже компьютеризация медучреждений «бесплатной» медицины не устраняет анархию процесса приёма пациентов медперсоналом. Наличие талона вовсе не гарантирует пациенту то, что он будет принят врачом в указанное в талоне время. Из своих наблюдений по поводу внеочередного приёма пациентов медперсоналом «бесплатных» поликлиник я сделал следующий вывод:
Преимущество перед очередниками, принимаемыми по талонам, имеют: родственники, земляки, сотрудники медучреждений, больные с температурой и выздоровевшие больные, закрывающие больничный лист.

Такой вывод в отношении земляков я сделал ещё до переезда в Селятино из Москвы на основании знакомства с врачом-терапевтом 74 московской поликлиники уроженкой Горного Бадахшана      Бакиевой Зилией Анваровной. Эта врачиха принимала своих земляков-памирцев большую часть приёма. Памирцами называют жителей провинции Таджикистана Горно-Бадахшанской автономной области потому, что эта провинция, занимающая почти половину этой самой бедной страны постсоветского пространства, расположена в горах Памира. На момент моего знакомства с Бакиевой памирцы в массовом порядке иммигрировали в Россию, в связи с вводом  по распоряжению президента Эмомали Рахмона  на территорию Горного Бадахшана правительственных войск в ходе гражданской войны под  предлогом  борьбы с наркотрафиком.   А поскольку через Горный Бадахшан проходят основные пути доставки афганских наркотиков в Москву, то неудивительно, что Москва стала Меккой наркоторговцев. Это, конечно, не значит, что Бакиева половину времени, отведённого на приём,  принимала в своём кабинете только наркоторговцев, но не исключено, что среди её пациентов были  не только беженцы с Горного Бадахшана, но и наркоторговцы.
 
В селятинской поликлинике половина времени, отведённого на приём, также отводится на приём вне очереди родственников, земляков, сотрудников поликлиники (даже бывших), больных с температурой и выздоровевших больных, закрывающих больничный лист.
Причём не существует каких-то законодательно утверждённых  правил приёма пациентов, которые бы неукоснительно соблюдались медперсоналом и пациентами.  Я, 77-летний инвалид 1 группы и участник боевых действий с военной травмой, не считаю, что мой возраст, высокая степень инвалидности и трёхлетнее  участие в боевых действиях в  Афганистане, должно учитываться при очерёдности приёма врачом. Но на приёме у кабинета врача создаётся ситуация, которую можно назвать анархией, с которой медперсонал и пациенты не в состоянии справиться. В качестве примера такой анархии приведу моё посещение врача-терапевта 18 октября 2018 года.

Мы с женой пришли на приём  с талонами на 12часов  и на 12 часов 15 минут. Мы всегда берём такие спаренные талоны как для экономии времени врача, так и для экономии собственного времени. Я, например, в том случае, если нужно получить направление на анализы,  и не захожу на приём. Направление получит и жена, а заодно врач скорректирует лечение её болезней (сосуды, суставы сахарный диабет …). Причём наши болезни ( у неё – сосуды, суставы, сахарный диабет, а у меня – отсутствие желудка, селезёнки и хвостовой части поджелудочной железы) принуждают принимать пищу через небольшие промежутки времени  небольшими порциями.  Поэтому с собой берём бутылочку воды и что-нибудь для перекуса (кусочек шоколадки, банан и т.д.). Вот и в этот раз пришлось перекусить водичкой и кусочком шоколадки, потому что попали к врачу с задержкой на полтора часа. А почему произошла задержка? Кто-то зашёл к врачу получить больничный, кто-то заявляет, что он у врача уже был и ему сказано заходить без очереди. Одна женщина постучала в дверь, под предлогом  - «мне только спросить», зашла в кабинет, несмотря на то, что там шёл приём больного, и застряла в кабинете надолго. Другая заявила, что пойдёт к врачу без записи, в соответствии с правилами приёма: один пациент заходит по талону, а следующий – без талона. Кто устанавливал такое правило – непонятно.  Но больше всего меня возмутило поведение молодой женщины из нашего дома, заявившей, что она пойдёт без очереди, потому что у неё высокая температура.  «Вы же не хотите, чтобы я вас заражала», - заявила она, прижимая платок ко рту и изображая кашель». Но затем, забыв про температуру и кашель, уткнулась в мобильный телефон, то ли что-то читая, то ли играя. Мы уже перекусили водой с шоколадкой, и я решил проверить её на «вшивость», сообщив о своей инвалидности. На это она ответила, что тоже является инвалидом. Тогда я решил пропустить её впереди нас, не смотря на её, по отношению к нам, молодость.
Этот обмен «любезностями» происходил в присутствии нашей знакомой, которая сообщила, что с этой молодой женщиной, бывшей медсестрой, она хорошо знакома, и что я хорошо поступил, пропустив эту женщину,  потому что с ней лучше не связываться по причине её скандальности.
Зайдя после скандальной пациентки  к врачу, я спросил о том, какую группу инвалидности имеет эта пациентка, на что врач ответила, что не знает какая у неё группа.

И такая анархия на приёме у врачей творится постоянно, притом в этой анархии не виноваты врачи и пациенты, так как эта анархия является следствием недофинансирования «бесплатной» медицины государством.
 Но что можно сделать в том случае если будут реализованы президентские указы в сфере здравоохранения?
Поясню на приведённом примере.

1. Если бы действительно скандальная пациентка не хотела заражать других пациентов, то пришла бы на приём к врачу в медицинской маске для лица.
2. Для того, чтобы исключить на приёме врача контакты пациентов от больных-вирусоносителей отвести первые два часа на приём без талонов в порядке общей очереди больных с температурой. После чего провести дезинфекцию кабинета врача и осуществлять приём по талоном.
3. Больничные листы (после заполнения их врачом) выздоровевшим больным получать в регистратуре.
Кстати, получение больничных листов через регистратуру не требует особых затрат.  Такое получение давно производится в моей бывшей московской поликлинике. Не требует особых затрат, по моему мнению и реализация остальных пунктов.

А в отношении обеспечения «бесплатных» поликлиник современным медицинским оборудованием  и медперсоналом высокой квалификации  пока остаётся надеяться на то, что президентские указы в сфере здравоохранения  будут выполнены и «бесплатная» медицина получит достаточное финансовое обеспечение.
Таким образом, основными недостатками российской «бесплатной» медицины являются:
1. Нарушение конституционного права на бесплатное лечение, проявляющееся в предоставлении платных услуг государственными и муниципальными медучреждениями.
2. Расходование выделяемых из бюджета средств на содержание чиновников 86 территориальных  ФОС  и чиновников множества медицинских страховых компаний. Деньги должны напрямую перечисляться в медучреждения, а не через бюрократическую прослойку территориальных ФОС и страховых компаний.
3. Недофинансирование обязательной страховой медицины, что проявляется в низком качестве предоставляемых бесплатных услуг медучреждениями.
4. Наделение функцией контроля частные медицинские страховые компании, что вызывает заинтересованность врачей не в качестве обслуживания населения, а в оформлении отчётности, проверяемой не имеющими медицинского образования сотрудниками страховых компаний.
5. Отсутствие необходимого медицинского оборудования для качественного обслуживания пациентов.
6, Недостаток времени для того, чтобы врач занимался индивидуально и качественно с каждым пациентом.

 Некачественное медобслуживание населения в  «бесплатной» медицине приводит к тому, что около 49% населения занимается самолечением или вынужденно пользоваться услугами платной медицины.
 Но у платной медицины есть свои недостатки.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
Дорогой Валерий, я понимаю Ваши устремления, но закон сохранения открытый как-то между делом нашим соотечественником М. Ломоносовым никто не отменял.
Бесплатного в принципе быть не может. Для того, чтобы кому-то заплатить, деньги эти с кого-то нужно взять. Я понимаю, что многие хотят и мечтают о халяве. Но халявы быть не может. Медицина может быть либо страховой, либо за деньги. Бесплатная - это фантастика.
Зря вы утверждаете, что раньше медицина была хорошая, а теперь плохая. Всё наоборот. Появились новые методы лечения, появились десятки тысяч новых препаратов. Да Вы и сами описываете, какие манипуляции сделали с Вами врачи, благодаря которым Вы остались живы. И не только живы, а ещё имеете возможность рассказывать какие они плохие.
Как воспитанный человек, Вы могли бы сказать им хоть немного слов благодарности. Но этого нет.

Владимир Иноземцев   29.10.2018 15:47     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Вы, очевидно, не читали мою статью «О медицине в моей жизни», опубликованную за две недели до появления Вашей рецензии на очерк «О состоянии нашей медицины». В статье я выражаю благодарность ведущему хирургу госпиталя им. Бурденко А.И, Сахарову, спасшему мне жизнь.
Что же касается очерка «О состоянии нашей медицины», то он незаконченный. А продолжить очерк ( как и некоторые другие свои публикации) мне мешают болезни и семья, но по разному.
По состоянию здоровья я вынужден обращаться к врачам, которые в большинстве своём на фоне общего состояния нашей «бесплатной» медицины, являются хорошими врачами. Но по состоянию здоровья я не могу долго сидеть за компьютером, чтобы закончить свои наработки, которые размещаю на своей странице виде очерков с продолжением.
А вот «помехи», создаваемые моими детьми и внуками, меня радуют. Они заставляют меня двигаться и забывать о своих болезнях.

Валерий Поздняков   31.10.2018 17:47   Заявить о нарушении
Заставляет «двигаться» и Ваша рецензия, которая заставляет меня решиться на продолжение очерку «О состоянии нашей медицины». Ведь написание публикаций требует умственного напряжения и является своеобразной «зарядкой». Вот завтра и начну дорабатывать продолжение очерка. С уважением, Валерий.

Валерий Поздняков   31.10.2018 17:50   Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий, мне как неспециалисту трудно говорить «О состоянии нашей медицины». В интернете, врачи, например, однозначно пишут, что остеомиелит неизлечим. Но мне уже сделали две операции с этим диагнозом и предлагают ещё. А мне трудно спорить с врачами имеющими практический опыт.
Так что в медицине много специальностей и в каждой из них понятные специалистам секреты.
Мой врач мне сказал, что медицина - наука неточная, и вероятность положительного исхода 50 на 50. Последний раз он сказал, что вероятность излечения у меня 80 на 20. и вот опять я попал в число 20. Если я пытаюсь возражать, то мне говорят, а что ва хотите в 72 года?

Владимир Иноземцев   31.10.2018 18:35   Заявить о нарушении