О конкуренции и взаимопомощи

 И о том, в каком мире будет жить подрастающее поколение. Вчера, по намеченной программе пребывания в Москве, была на встрече со школьниками старших классов, на тему изобильного мышления. Зашел разговор о психологически безопасной среде, которая порождает  эффект «священного пространства». Я говорила о том, что дефицитарная парадигма, постоянный поиск изъянов, конкуренция как доминирующая стратегия развития, препятствуют раскрытию изобильного мышления.
И напротив, среда, где человек может быть собой, где он знает, что может ошибаться и искать, не боясь быть осмеянным, не боясь быть открытым, доверять, сомневаться, быть сочувствующим и добрым. Среда, где можно быть другим, где каждому мнению есть место, а главной стратегией развития является сотрудничество, приводящее к синергии – это пространство, в котором раскрывается эффект изобильного мышления.
Эта мысль вызвала у части аудитории сопротивление и неприятие, в первую очередь у присутствующих взрослых и учителей. Они отстаивали свою «соревновательную парадигму». Кто-то из учеников тоже упорно защищал правильность реальности «джунглей», где «побеждает сильнейший», мол она проверена веками и хорошо работает. Однако, как мне показалось, большая часть детей задумалась, я увидела в их глазах тоску по созиданию и мирному со-бытию.

Помню в их возрасте я сильно сомневалась в правильности «джунглевых» подходов. «Выживает сильнейший» - твердили взрослые. «Вон, посмотри на такого-то. Он молодец, а ты …» - слышали мы со всех сторон. Нас постоянно с кем-то сравнивали. Всех моих сверстников от этого воротило. Что-то внутри нас всегда знало – это не правильно. Все вокруг это знали, но молчали. Многие из нас недоумевали, почему люди не могут договориться? Почему столько неприятия и сравнений?
Наша страна луче чем…
Наша школа лучше чем…
Наш класс лучше чем… и т.д. и т.п.
 
Потом, в каком-то научно-популярном журнале, который выписывали у нас дома, мне попалась статья Кропоткина П.А. «Взаимная помощь как фактор эволюции», где этот выдающийся ученый приводил множество примеров взаимопомощи самых разных видов живых существ, начиная от насекомых, плел и муравьев, заканчивая обезьянами. Она была о гармонии, царящей в природе. Он цитировал примеры из лекций и статей других ученых, тоже подтверждающих, что в природе «закон взаимопомощи» внутри видов является более важным фактором в выживании и развитии видов, чем закон «взаимной борьбы».
Почему же в сознании людей значительно больше укоренилась парадигма борьбы и конкуренции?
Позже, увлекшись трудами израильских мудрецов, я окончательно убедилась, что парадигма «выживает сильнейший», как основополагающий фактор развития, навязывают нам искусственно.

После вчерашней встречи я долго размышляла, в каком мире будет жить подрастающее поколение? Сможем ли мы создать для них среду, где они смогут позволить себе быть великодушными, сочувствующими, созидающими? Или они очерствеют, покроются «роговым слоем» и будут выживать, а не жить?
Могут ли взрослые, очерствевшие и циничные, помочь им сохранить чистоту душ?
Смогут ли дети не разучиться думать и сомневаться? Вопросы не простые.
Надеюсь, что да.

Еще я думала о том, говорит ли кто-то с ними обо всем этом? Есть ли у них возможность разобраться, что есть что? Кто научит их следовать глубинным ценностям? Что происходит в их душах?

Думаю, это стихотворение 14 летней девочки Жени Соломкиной, которое она позволила мне опубликовать, немного приоткрывает тайну их души, их метания и поиски, их сомнения. Огромная благодарность автору этих строк. 

В каждом же есть что-то хорошее.
Нет без улыбки людей.
Верю, что шарф, другом наброшенный,
делает мир чуть добрей.
Люди – цветы, наделенные мыслью,
но есть ли в их мыслях цветы?
Нам не познать желанную тайну,
не добравшись до глубины.
Да, это так, к сердцевине путь часто
долог, опасен и строг.
Любящий, стойкий, себя не щадящий,
выдержит данный срок.
Почувствовав тонкий запах нектара,
густых лепестков среди,
доверия ярус опасен как лава,
бурлящая впереди.
На данном этапе дороги шатаясь,
канат переходит в нить.
И резкий прыжок, что сорвать ее может,
порвет и заставит плыть.
Пойми, что любовь не терпит обвалов.
И дружбу страшит высота.
Добро сердце лечит, черноту вытесняя,
но это все лишь внутри.
Снаружи бутон, ядро закрывая,
меняет окраску – увы…


Картина художника Sergei Rimoshevsky

#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ТекстСилы #ПутьЮных
#ИзобильноеМышление #ОСвободе #ОбОтношениях


Рецензии
Полностью согласна с Вашими рассуждениями. У меня есть похожая статья "Конкуренция или симбиоз?" Жаль только, что такое мышление слишком медленно пробивает себе дорогу.Но процесс идет.

Елена Плюснина   19.12.2018 12:57     Заявить о нарушении