О хлебе...

Было это очень давно, в самом раннем моем детстве. Жили мы тогда с мамой вдвоем, она была инвалидом второй группы колхозного труда, получала пенсию 3 рубля, на это и жили, благо, огородишко свой был. Я вечно чувствовала голод, так как носилась по всему селу с такими же неугомонными непоседливыми ребятишками, сдирая кожу на руках и ногах. с огромными царапинами, синяками, но никогда не ревели, просто не замечали в шумных веселых играх своих ушибов и боли от них. Дома не всегда был хлеб на столе, так как мама часто лежала в участковой больнице в соседнем селе, что в 8 км от нашего родного села. Поэтому иногда сердобольные соседи, мамы, бабушки моих друзей приглашади меня за стол отобедать или отужинать, а то и ночевать, и к завтраку...
Помню, как мама мне рассказывала, как приходили с ней в гости к одной нашей дальней родственнице, моей тезке, бабке Анне, которая очень ко мне хорошо относилась, правда, не знаю, по какой причине, то ли внуков своих не было, то ли еще почему-то. Но она всегда сразу усаживала меня за стол, наливала стакан молока... Я оглядывалась на рядом сидящую маму и шептала ей:"А хлебушка?.." Бабка Анна молча улыбалась, услышав мои слова, доставала белый каравай-самостряпку и отрезала огромный ломоть через весь диаметр и подавала мне в ручонку. И я уплетала за обе щеки, как говорится, в один присест! Вкуснее хлеба я ни до, ни после не едала, хотя мама и бабунка, ее мама, очень хорошо стряпали и хлеб, и пироги... И так повторялось всякий раз. когда мы снова были в гостях у бабки Анны. Мама мне потом объяснила, что бабка Анна специально так делала, наливая сначала молока в стакан или в кружку. ждала моей дальнейшей реакции. когда я снова шепотом у мамы спрошу:"А хлебушка?.."
Боже, как давно это было, ничего не осталось от той прежней жизни: ни того села, по которому я нисилась с такой же ребятней с утра до ночи, ни тех сердобольных родителей и бабушек моих друзей, ни самой бабки Анны, ни моих мамы и бабушки, и даже части моих одноклассников...увы...
16.10.2018
11:17


Рецензии