Отзыв на роман Д. Глуховского Текст
Я.Л. Вишневский, «Одиночество в сети»
Роман «Текст» Дмитрия Глуховского вышел 2017 году и вызвал бурную реакцию среди читателей и критиков. Даже не берусь определять жанр, автор романа в статье газеты «Metro» дал исчерпывающий ответ на этот вопрос: "Текст" - это психотриллер и криминальная драма, нуар и книга об отношениях отцов и детей, история о невозможной любви и бесполезном возмездии»...
Глуховский попал в цель. Он создал, пожалуй, свою лучшую вещь на сегодняшний день! И если раньше он, предлагая не менее увлекательные сюжеты, всегда терял увлеченность и азарт к концу, просто дописывая свои книги, то в «Тексте» ему хватило сил на все. Он не стал первооткрывателем, но смог выразить главную идею очень полно и по-мастерски.
Заклятые враги встречаются в темном переулке спустя много лет… Илья Горюнов – главный герой и Петр Хазин – его визави. Две говорящие фамилии (хазина - множество), две типичные судьбы, сплетенные в одну. Илья стал жертвой милицейского произвола, попав в один из рейдов госнаркоконтроля, вступившись за свою девушку перед «обдолбанным» Петром. Молодой, агрессивный карьерист Хазин подбрасывает студенту 3-го курса филфака Горюнову наркотики, с хладнокровным расчетом получить очередное звание. Человеческая жизнь, судьба молодого парня ничего не значат, он перемалывает, пережевывает ее только ради своих кратковременных целей. Эта бессердечность, бездушность поражают. Циничность его поступка сродни преднамеренному убийству, которое, по сути, и свершилось. Конечно же, возмездие становится очевидным, вполне ожидаемым развитием событий, что собственно и происходит. Завязка есть, но впереди самое интересное! Итак, враги в темном переулке, и Горюнов жестоко убивает Хазина. После расправы над Петром, Илья завладевает его смартфоном и примеряет его жизнь на себя, пытаясь решить не только свои проблемы, но, увлекаясь все больше, еще и проблемы Петра. Этакая литературная таксидермия, или цифровой маскарад. Все очень стремительно и при этом весьма подробно. Шесть дней как целая жизнь, две жизни, много жизней, завязанных в пучок, сплетенных в общую паутину. И если на одном конце вдруг кто-то резко дернет, на другом отзовется.
Не стану «спойлерить», пусть это послужит затравкой всем, читающим мой отзыв, познакомиться с романом Дмитрия Глуховского «Текст».
Я верил в хэппи энд с детской наивностью, но при этом с тревогой ждал, когда же? Когда же случится тот поворотный момент, за которым станет понятно, что пути назад все-таки нет? Разум подсказывал, что счастливого конца не будет, а сердце упрямо верило… но в «Тексте» все как в жизни, все по-настоящему.
Именно такое слово приходит на ум – по-настоящему. Настоящее, в смысле, такое, какое должно быть – определение для любого художественного произведения более чем достойное, ведь в нем сливается и качество, и реалистичность, и сила, и эпичность (Мой сын в 11 лет про что-то действительно стоящее говорит – эпично! Это же современный роман, поэтому эпичность в данном случае – это еще и признак качества)
Роман монологичен, и даже общение главного героя с другими персонажами, являющееся по сути диалогами, представлена через Илью Горюнова, через его осмысление, через фильтр его одиночества и безысходности. Это современная версия эпистолярного жанра, роман-переписка, как бы нелепо это ни звучало.
Актуальность произведения сложно переоценить, оно целиком про нас, про каждого из нас в современной цифровой действительности. Мы – это мы? Или это некий коктейль из цифровых ипостасей в разных социальных сетях, в мессенджерах и пабликах? Где Я настоящий? Где Я искренний? Вопрос стал философским, проблематика вызывает полемику, а между тем, автор показал, как на самом деле все устроено. Я убежден, что случись описанное на страницах романа на самом деле, совпадение было бы стопроцентным. Жизнь человека в условиях цифровой реальности – это практически всегда обман. Обманываются все – и те, кто пишет, и те, кто читает. Это уже некая норма, мы принимаем эти правила игры и готовы следовать им, теряя себя настоящих, теряя самую суть – свою душу. Она медленно перетекает от нас в электронные гаджеты, на страницы наших аккаунтов. По капельке заполняется электронная жизнь, перетекает как кровь от донора к акцептору «В телефоне все-таки какие-то пылинки человеческой души из разговоров западают и оседают, то ли на мембранах, то ли на микросхемах…» (Д.Глуховский, «Текст»)
Цифровой след – это новая объективная реальность, репрезентация личности через электронную маску. Маска нужна, чтобы получить дистанцию, чтобы могли общаться социально неравные. Этот роман отражает эти две мысли очень точно, скурпулезно. Автор демонстрирует, насколько МЫ-реальные перестали быть собой, и насколько наши виртуальные аватары - не МЫ. «Телефон - это резервное хранилище нашей души. В нем самые яркие наши воспоминания, фотографии смеха и наше видео о том, как мы пытаемся почувствовать счастье. В почте - письма от матери и вся подноготная нашей работы. В истории браузеров - все, что нам интересно на самом деле. В чатах - признания в любви и прощания. В нем снимки наших соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время. Картинки. Текст. Телефон - это и есть я. И тот, кто получит мой телефон, может стать мной - для всех остальных. И они даже ничего не заметят - а когда заметят, будет уже слишком поздно. Для нас всех» (Дмитрий Глуховский, интервью каналу NSN, 2017).
Информационная неразборчивость, невоздержанность и ненасытность – современные страсти, в сети которых попадает человек, находясь в сложном процессе самообмана, целью которого является создание цифрового голема, олицетворяющего все положительное, но являющегося, по сути, только бездушной личиной, за которой человек истинный коммуницирует с внешним миром.
«Текст» - это еще и про одиночество. И эпиграф к данной статье не случаен. Эта черта современного человека была подмечена Вишневским еще в самом начале цифровой эры в его «Одиночестве в сети» (2001 г.), а у Глуховского – это уже очевидная, устойчивая парадигма взаимоотношений человека с внешним миром, где одиночество важнейший компонент, стержень, на который нанизываются все остальные явления, состояния.
Это еще и про любовь, которой не бывает – жертвенную, чистую, идеальную (не смог Глуховский без фантастики и на этот раз). Это про поиск чего-то идеального, несбыточного, про то, чего не существует в нашей реальной жизни, про то, что мы тщетно силимся найти в виртуальной.
Это про судьбу, про будущее и про прошлое. Большая, многогранная работа, которую нужно будет обязательно еще перечитать, потому как многое скрыто, многое неочевидно. Продается триллер! Философские размышления на тему места человека в современном мире должны быть обернуты в привлекательный, яркий, глянцевый фантик сюжета, прикрыты сладкой глазурью образов, спрятаны под слоем карамели – тонкой, искусной словесности.
Недавно, на одном популярном интернет-портале я наткнулся на интересную подборку, где было несколько слайдов, на которых сравнивались какие-то общечеловеческие нравственные понятия с общепринятыми современными клише, а выводом к ней был заявлен такой лозунг: быть или иметь образ – что выбираешь ты? Этот же вопрос я бы вынес как лейтмотив для главного героя, на который, как мне кажется, он так и не смог ответить для себя, запутавшись, захлебнувшись в цифровом водовороте современной жизни. Жизни чужой и чуждой.
Свидетельство о публикации №218101700665