Тициан. Портрет Изабеллы д Эсте

         
 Изабелла д’Эсте. Портрет работы Тициана, 1534—1536, Музей истории искусств, Вена. Художник изобразил свою модель, игнорируя её 60-летний возраст

          Изабелла д’Эсте ( Isabella d'Estе .1474 —  1539) — супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения» (la Primadonna del Rinascimento).

          Изабелла была старшей дочерью Эрколе д’Эсте, герцога Феррары и Леоноры Неаполитанской, (дочери короля Фердинанда Неаполитанского). Несмотря на то, что вслед за ней в семье родилось много других детей, в том числе мальчиков, Изабелла оставалась любимым ребёнком.

               Изабелла д’Эсте — как известно по многочисленной корреспонденции из Мантуи — получила очень хорошее образование. Об этом позаботилась её мать, также имевшая прекрасное образование, игравшая на арфе, коллекционировавшая полотна известных живописцев и имевшая небольшую библиотеку.

      Изабелле и её братьям и сестрам преподавали латынь и музыку (она великолепно играла на лютне и флейте и обладала прекрасным голосом), греческую и римскую историю и классическую литературу. С особым интересом Изабелла изучала географические карты и занималась астрологией.

        В возрасте 16 лет, 12 января 1490 года, Изабелла вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага, маркиза Мантуи, с которым она была помолвлена с 1480 года.

Современники описывали её как красноречивую, умную, очень начитанную, темпераментную, остроумную, с большой страстью игравшую в шахматы и карты. Её описывали как необычайную красавицу, склонную, однако, как и её мать к полноте.

          Она находилась в очень хороших отношениях с семьёй своего мужа, но не со своим недоверчивым (и с 1512 года больным сифилисом) супругом. Франческо был кондотьером и проводил много времени за пределами своей страны, служа военачальником у иностранных государей, оказывался он и в плену (1509).

 В его отсутствие Изабелла осталась дома и управляла Мантуей самостоятельно. Компанию при дворе ей составляла мать, сестра, и золовка — Елизавета Гонзага.

         После возвращения её заболевшего супруга в Мантую (1512) Изабелла убедилась, что его отношение к ней заметно ухудшилось. Он не одобрял ни единого её решения. Она решила уехать в Рим. Там, при дворе папы Льва Х, её приняли как королеву и она стала центром внимания. Несколько лет спустя она ненадолго вернулась в Мантую.

                В 1519 году скончался её супруг, и её сын Федерико унаследовал престол Мантуи. Изабелла из-за его возраста осталась при нём регентом и продолжала управлять страной. Она стала важной фигурой в политике Италии, заметно укрепив позицию Мантуи.

       Она сыграла роль в превращении Мантуи из маркизата в герцогство, выбрала удачный брак для своего старшего сына и помогла сыну Эрколе стать кардиналом. Она продемонстрировала большой ум и дипломатические способности в переговорах с Чезаре Борджиа, лишившим престола Гвидобальдо да Монтефельтро, мужа её золовки Елизаветы Гонзага (1502).

                Изабелла была ценительницей античного искусства и покровительствовала современным художникам и скульпторам, которые в духе той эпохи также старались следовать в творчестве античным идеалам. При мантуанском дворе бывал не только Леонардо да Винчи, но также Рафаэль, Тициан и другие художники. Франческо Гонзага и Изабелла были покровителями поэта Ариосто и композитора Тромбочино.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ИЗАБЕЛЛА.

           Леонардо да Винчи уже был знаком с мантуанской четой. Они впервые встретились в 1491 году, когда проходила двойная свадьба: Изабелла выходила замуж за Франческо Гонзага, а ее сестра Беатриче – за Лодовико Сфорца. Леонардо участвовал в организации церемонии, по его эскизам были сделаны костюмы для проходившего на свадьбе рыцарского турнира. Теперь же он нашел в Мантуе временный приют.

           В это время художник создал два рисунка, изображающих Изабеллу. Возможно, они делались в качестве эскизов к будущему портрету. Уезжая в Венецию, Леонардо взял один из рисунков с собой, а второй отдал Франческо Гонзага.

    В дальнейшем в переписке Изабеллы с художником она несколько раз просила его сделать живописный портрет на основе рисунка, но не осталось никаких сведений, что Леонардо да Винчи сделал это. Рисунок, оставшийся в Мантуе, был утрачен. Тот, что был увезен Леонардо, сохранился и сейчас находится в коллекции Лувра.


           При дворе Изабеллы состоялись шахматные турниры, в которых принимали участие сильнейшие итальянские шахматисты. Она сама хорошо играла в шахматы и интересовалась шахматной композицией. Изабелла заказала математику и священнослужителю Луке Пачоли трактат «Об игре в шахматы» часть иллюстраций (а некоторые учёные считают, что и часть задач, представленных в трактате), выполнил в нём Леонардо да Винчи.

           "После мантуанской маркизы остались связки писем, сундуки с нарядами и драгоценностями, коллекции картин и предметов искусства, собрание книг и рукописей. В моральной и интеллектуальной атмосфере Возрождения она оставила след более глубокий, чем если бы была сама натурой творческой и артистичной. Изабелла д'Эстэ явилась одной из первых создательниц моды, не только моды на покрой платья и на фасон прически, но моды искусства, поэзии, нравов."
 Павел Муратов, «Образы Италии»

 


Рецензии