Письмо отцу. 3

                (Из немецкого еженедельника
                "Sueddeutsche Zeitung Magazin" №38 от 21.09.2018,
                сокр. пер. с нем. Л.Черного)

                Бушидо (Bushido)

   Дорогой отец, 

   я сижу за своим письменным столом и долго ищу нужные слова, чтобы начать письмо к тебе. Ты умер в 2016г. Меня спросили, хочу ли я написать письмо своему отцу. Я согласился. Мне хотелось бы много чего тебе сказать. Уже полвторого ночи, а я печатаю строчку за строчкой.

   Когда я пытаюсь вспомнить свое детство, то, честно говоря, ничего хорошего и вспомнить-то не могу. Все как бы полудико. Но есть и похуже судьбы.

   Прежде всего вспоминаю маму. Она ходила по ночам убираться в чужих домах, чтобы прокормить себя и своего сына. Она не хотела ни от кого помощи: ни от учреждений, ни от знакомых. Часто я просыпался среди ночи и долго не мог заснуть. Один в пятилетнем возрасте. Я не думал, что это плохо. Все это меня воспитало таким, каким я стал сегодня. Преуспевающим и целеустремленным человеком, который уже с детства должен был учиться жизни. Со всеми ее достоинствами и опасностями. Но если признаться, мне не хватало тебя. Мама трогательно обо мне заботилась, но мне не хватало отца. Не знаю, изменилась ли бы моя жизнь, но я считаю, что имел бы право на отца.

   Конечно, ты был очень занят своими проблемами, которые навалились на тебя и, в конце концов, привели к алкоголизму. Они могут показаться тебе уважительными. Но ты забыл нечто очень важное: что у тебя есть сын. Тогда я не знал, что ты за собой оставил, когда ушел от нас. Когда человек еще очень молод, то многое быстро становится для него просто нормальным. Он еще не понимает, что значат обстоятельства. Я понял это лишь, когда сам стал отцом. Я вижу, как мои дети объединяются против меня со своей мамой потому, что папа просто "брюзга". Моя старшая дочь отказывает мне в поцелую, хотя мне хотелось бы получать его ежедневно. Я мог бы просто махнуть рукой: ну и что? Наверное, отец не так любим, как мать. Однако, бывают обстоятельства, которые показывают мне, что отец для своих детей очень важен. Например, во время грозы, когда в небе сверкает и громыхает, все прибегают к папе. Поранит один из детей пальчик, он идет к папе. Они еще сильно зависят от нас. Разве я мог бы их оставить в беде? Как смог ты бросить меня    на произвол судьбы?

   Этот вопрос мучил меня долгие годы. Наши первые встречи  были очень холодны. И так продолжалось долго. Я был с тобой замкнут, т.к. был глубоко травмирован. Я просто не знал, что значит: иметь отца. Возможно, это совершенно нормально. Сегодня, к сожалению, "безотцовщина" стала нормой. Но потом пришел день, когда ты и мама впервые после долгой разлуки снова встретились. Это случилось в день моей свадьбы 23.5.2012. Я выполнил свой долг перед тобой. Когда через год умерла мама, ты переехал к нам. Мне было тяжело иметь отца, которого у меня никогда не было, в своем доме. Нам нечего было сказать друг другу. Мама умерла. И теперь я должен был учиться жить с этим грузом.

   Моя жена смягчала мне сердце. Она долго говорила о тебе со мной. Мои дети тебя тоже любили. Это делало меня счастливым потому, что я не мог дать тебе этой любви. Когда моя жена ушла от меня и переехала к своей матери, ты последовал за нею. Ты все делал, чтобы спасти мою семью. За это я тебе очень благодарен, и думаю, что это стало поворотным моментом в наших отношениях. Как раз в то время, когда я стал осознавать, что у меня все же есть отец, вернулась страшная болезнь под названием "Рак". Сначала она отняла у меня мою мать, а теперь и отца, которого я только что вновь приобрел.

   Ты был мужествен. Ты признал свои ошибки и старался каждый день делать хотя бы маленький шажок, чтобы сблизиться со мною. И в конце концов тебе это удалось. Твой сын, всю жизнь не признававший тебя, нес тебя на руках ночью, перед тем, как ты умер, в постель. Тогда я впервые почувствовал, что у меня есть отец. К сожалению, только на одну ночь. Теперь ты второй раз ушел из моей жизни, но на этот раз я впервые оплакивал твой уход. Я простил тебя. Мне не хватает тебя, папа.

   Анис


Рецензии