Суть Патриаршества по Евангелию и искушения папизм

   
 Суть Патриаршества по  Евангелию и искушение папизмом


 В предыдущих статьях я подходил исторически и богословски к теме  церковного управления в разные эпохи и эта статья есть большой итог всей предыдущей христианской мысли.

 В чем суть моих рассуждений и мыслей о патриаршестве?  Да прежде всего в спасении. Христианство всегда приводило к спасению людей,  племен,  церкви и народы. И сразу укажу цель этой статьи - отделить патриаршество от папства, показать что папство- карикатура на восточное патриаршество.
 
  Но для выхода из тупика,  из погибельного страшного рва и ямы мы должны увидеть причины и пути,  приведшие слепцов в то положение,  в котором можно только ждать смерти в иллюзиях исполнения Христовых заповедей,  а на деле пребывания в особой высшей разновидности духовного сна,  фарисействе.


 Почему вокруг воцарилось такое бессилие,  такой мрак духовный,  при изобилии благ земных?  Почему, пребывая в церкви, мы наполяемся сладким дурманом,  рассеивающимся просто от выхода на улицу?
 
 Дурманом,  про который с улицы кричат все обличители традиционной церкви,  но мы сами его не видим столетиями.


 А теперь по сути вопроса. Патриаршество имеет,   как учреждение,  два пути и два направления.

 Одно обычное,  вполне выраженное серыми представителями высших мерархов России,  приходившими своим чередом на этот пост.  Они лишь протягивали во всех смыслах нить традиции,  не меняя почти ничего,  а только сохраняя и утверждая то,  что слепо наследовали.  Об этом после и подробнее далее.

Но совсем по-другому все оборачивалось,  когда на кафедру приходил святой.  Он то и пытался на краткое время своей жизни оживить мертвый трон милосердием,  народностью,  апостольством к другимм народам и строительством.
Но вот время проходило,  краски праздника блекли,  звуки смолкали и подступавшее неумолимое болото вновь затягивало все вокруг.


  Но то что происходит сегодня это Нечто, нечто иное, третье, таинственно ползущее во тьме. Третий путь это путь такой слабости, что продолжать традицию уже нет сил. Нет сил и службы сокращаются. Нет сил и едва ощутимое в другие эпохи темное притяжение коррумпированного Рима становится неодолимым и слабый, облегченный до тонкой оболочки, словно надутый гелием  иерарх улетает наконец туда, откуда идет веками темный зов -в таинственный Ватикан. Вот поддался желанию, облегчился,слетал на запад и радость на лице. Но теперь зависимость неизбежна.


Подходя к тайне Патриаршества мы должны не поддааться соблазну коррупционеров, суть которого всяческтое отделение, и мы не можем отделять его от всего древа Церкви.  Вообще,  поймите мое мышление,  вытекающее и оживляемое словами апостола Иоанна Богослова -"Да будут все едино".  Или более общими и простыми -" Дети,  любите друг друга".

Когда слова разделены с делами эта фраза ничего почти не значит. Какая любовь там, где хищники рвутся за власть?

 
Как этот завет любви воплощается в реальности или подменяется волчьим заветом мирских правителей,  вот о чем наша длинная мысль.
Итак,  исторически мы видим цепь преобразований,  приведшую к патриаршеству в его нынешнем виде. Наша задача историю продолжить, опыт предков сохранив, очистить от коррупции и застоя и развить традицию дальше в новых формах и смыслах, иногда хорошо забытых старых.


Это важно!  Первая община христиан возглавлялась самим Иисусом Христом.
Но был ли Иисус патриархом в современном значении и обычном грешном человеческом понимании?
 Украшал ли Основатель себя золотом и дворцами? Нет. Он даже старость свою и все тело принес в молодом еще возрасте в жертву за человечество. А мог бы стать пенсионером на покое как наши иерархи. Но Его вел Дух а не слабая плоть.


Тут сонное собрание христиан слушателей встряхнется и очнется от вековой скуки богословских аудиторий. Как можно сравнивать церковь при жизни Христа и нашу, сонную толстую золотую сову?

Так может быть пришло то время?.
Всем понятно,  что дальше только смена страниц в отрывном календаре. Великая Стагнация царствует в головах и судьбах христиан. Инерция и охранительство кажется вечным.  Но мы читали,  что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. И вернуться к Нему не трудно, если есть желание, понимание пути смирения, а не отделения и гордыни.


И вот что мы видим и читаем в Евангелии -все было общим...
Разве сегодня доходы церкви не в распоряжении узкого круга,  а точнее одного лица?  И в результате мы видим и не видим влияние этих доходов на общинные нужды?
Мы забыли что все должны участвовать и влиять на распределение церковного дохода,  но об этом страшно и говорить. 


В общине  Христа был лидер, апостольский собор, и  апостолы испытывали соблазн захватом лидерства,  но сам Иисус защитил Церковь свою от соблазна самозванства Словом Своим - Я среди вас как служащий,  и кто хочет быть первым,  да будет всем слугою. И если святость. Церкви означала ее верность этому завету,  то сегодня мы удаляется от него как космические тела на космическое расстояние.


И слова Христа создают больше вопросов чем ответов,  как Он и сам говорил вот полагаю среди вас в споры и предмет пререканий...

Как должно осуществляться  служение Пастыря и как община должна участвовать в его служении?

Вы должны понять,  что община неотделима  от Пастыря,  но и Пастырь неотделим от общины. В идеале все едины,  по слову апостола.  Но где сегодня это слово реально и ощутимо воплощен?  Сегодня это редкость и исключении из горького и обычного правила.
Отделение очевидно, реально, привычно и считается традицией. Но именно оно лишает реальное и подавляющее большинство мирян всякой возможности единения с патриархом.
Ощущение сиротства духовного и жалкие замыленные послания на Рождество и Пасху -все чем участвует московский иерарх в жизни поместных церквей.
Вы скажете -а что еще возможно? А я отвечу - духовное слово, вечно новое, если оно не от плоти бюрократа, а от Духа и по Духу изрекается. Имея опыт такого слова , знаем, что весь мир не вместил бы написанных книг, если дать слово Духу.


Тут кто то спросит, а какие признаки духовного слова?
Дух обличает грешных с любовью, говорит правду жизни нелицеприятно, хотя бы отчасти пророчествует, возвещает премудрость, непредсказуем плотским умом, укрепляет в вере, надежде на Христа и Его Любви. Предостерегает ослепленных и освобождает Истиной от плотских мудрований и лжи.
А правда как огонь, жжет совесть власть имущих во спасение. Но она и есть духовная пища. Ей, как Христос пятью хлебами, можно окормить тысячи тысяч.




Нужен ли патриарху дворец,  нужны ли роскошные резиденции?


Давайте рассуждать.  Если есть дворцы. культуры,  наверное может быть и дворец церковной патриаршей культуры. Но в таком случае откройте его для посещения всеми,  пусть с условностями,  мерами безопасности,  но для всех.
Но в реальности мы видим соасем другое,  именно унитарное учереждение для избранных среди избранных,  отражающее все черные тенденции обмирщения и превращения его дворца в подобие царских и президентских дворцов олигархии. И мы постоянно слышим тому подтвеждения из газет и средств массовой информации.


Мы терпим это и надеемся на его благоразумие.  Но он уже отделился от нас,  от общины,  он витает в богословсих иллюзиях,  усердно создаваемых учеными богословами 18-19 века в угоду власти человекаи в ее укрепление,  вместо власти Слова Божия и через него власти Бога. .


Я бывал на той улице,  я с волнением подходил к этому  дворцу и стоял у той ограды. Это место подавляет настолько,  что уже почти ничего невозможно принести за его ограду!.
 Человек превращается здесь в мелочь,  в бледную тень. Но даже если удостоить эту  тень визита,  пропуска,  произойдет следующее,  что происходит уже сотни лет.
Вы наполнитесь гордостью сопричастности,  соучастия хотя бы в виде безмолвного раба,  тупого наблюдателя,  созерцателя патриаршей славы.


В вашей душе зазвучат фанфары и литавры и вот уже восторг подкатывает к горлу. А если вы женщина,  то и слезы  и многое другое обеспечено.  Вы же в центре,  в источнике распространения сладкого медового дурмана. 


Но стоит вам покинуть золотой дворец,  как чудо прекращается безвозвратно,  вы падаете в реальность как с обрыва.  Холодный ветер вновь овевает вас на серых улицах.  И вы не можете ничего унести с собой. Дух этого места не сопровождает вас,  а покидает.

Оказывается весь восторг там,  все смыслы там,  все энергии там. А вам остается только медовое воспоминание и грезы.  Впрочем есть и другой редкий путь,  присосаться к трону,  к подножию,  стать тем охранителем,  усилиями которых этот трон укреплялся,  пока все вокруг разваливалось и прогнивало. Иллюзия власти поглощает своей внутренней загадкой,  прелестью кольца всевластья.
Завороженные ее холодной красотой вы никогда уже невспомнитео христианской  общине там,  внизу иерархии,  пирамиды.


Вы проведете внутри  пирамиды всю жизнь и умрете в ее лабиринтах.
Но имеет ли это отношение к плану Христову,  который как солнце озаряет эту египетскую тьму властолюбия и человекоугодия. И при том вы будете думать что ваша роль была важна,  значима,  что здесь как и во всякой структуре власти все значимо и самодостаточно.


Но вне Христа нет ни истины,  ни значимости,  ни энергии Святого Духа. Вне слова Божия нет премудрости,  нет трона ни звания,  все утрачивает силу как трость надломленная и лен курящийся.
Сказка о голом короле,  который одевается в сложные одежды и ездит в золотых каретах, но по сути наг. И это допустимо мирским правителям, но для духовного лидера не прилично.

Но статья наша о сути патриаршества  и вот в чем  по Слову Божию может быть эта суть.  Служение Любви, Единства и мира между поместными церквями. Но если нет той Любви,
то чем служить? Если утрачена любовь, нет смирения, остается голый скелетон одной власти бюрократа.


 Пусть сам патриарх представляет поместную церковь стольного града Москвы.  Но он не папа Римский,  и для него слабостью и соблазном является всякий папизм.  Любовь далека от давления на внизу стоящих братьев.  Община христиан горизонтальна и равенство а ней позволяет силе Божьего Духа передаваться от брата к брату проще и быстрее.
 
Но в словах патриарха сегодня очень мало любви. Еще меньше жизненно полезных смыслов для всех,  трезвости,  и очень много сладкого дурмана и тумана,  как в словах других олигархов и представителей класса сверхбогатых.

Нам нужен центр как образ Христа,   не правящего,  а служащего. Но это реально утрачено,  и все доброе,  все хорошее,  что мы помним о патриаршестве  это результат служения нам,  а не силового правления и подавления.

Если центр и нужен,  то центр развития,  просвещения, образования и благотворительности . А сегодня духовное образование понимается как только внутриклерикальное, внутри церковническое,  совершенно оторванное от жизни общества,  какое-то специализированное,  а прямо говоря изуродованное до полного отличия от того,  что образованием считается и что способно влиять на весь мир,  а не только прятаться от мира в стенах древних церквей.   


Самым большим добром,  сделанным за годы правления нынешнего патриарха Кирилла является огромное строительство по программе о сотнях храмов в новых районах Москвы,  лишенных таковых культовых сооружений.

Но и здесь формальный подход снова стал впереди,  церковь не представила ни обществу. ни будущим прихожанам суть происходящего.  Сила церкви в общине,  в сообществе православных и в их реальном единстве,  символом,  а не заменой которого является возведенный храм. 

Патриарх,  оторванный от общины своей волей и милостью строит некие вместилища,  но никак не привязывает их к реальным общинам и не призывает людей создавать такие духовные общины,  полагаясь во всем только на священство,  интересы которого,  к сожалению, часто расходятся с интересами мирянских общин.

 И особенно это касается молодого поколения священства, которое без опыта взаимодействия с реальной общиной мирян быстро развращается коррупцией. Человек на любой должности,  отталкивая людей, замыкаясь в тиши кабинетов,  привлекает к себе злых духов и собственные его пороки теряют сдерживающее действие от общины.
 
Сила патриарха та же что и сила общины -хранить и крепить единство поместных церквей. Единство же крепиться Духом Любви и мира. А не фмнансовой пирамидой,  когда сборы с епархий превращают патриарэха в миллиардера,  а потом мы с ужасом видим,  что занят он более распоряжением этим золотом,  чем возрастанием во Слове Божием.
Но кто соблазнил его этими святыми сокровищами увлечься?
Разве не мы?  Не наша слепота,  когда нищий рядом презирается ради далекого и вполне благополучного центра церковной власти?

Я поставил вопросы,  но их для спасения от беды еще мало,  нужно дать вам ответы и вывести на спасительный от коррупции путь.

Цель этого потока христианской мысли -рассеять иллюзии,  пробудить спящих  и прекратить зависимость от дурмана,  отрезвить,  а сидящих во тьме вывести на свет.

 Суть патриаршества должна совпадать в духе и со всей церковью - Любить деятельно,  спасать,  направлять к прямому Богопознанию,  не заслонять Христа роскошью дворцов,  а воплощать его,  быть его телом и главное иметь ум Христов для Его слова.

И опыт предков надо уважать-русские патриархи никогда не ездили к римским папам, не стремились в Рим. Кто теперь гарантирует, что патриарх не соблазнен всесилием папства, не заражен духовными болезнями католичества и не носит планов дальнейшего слияния сношения и совокупления с папством.

 А двух пап не бывает. Либо нас, либо мы их.

Но церковь не один человек - патриарх, а община и ее не одолеть, поразив духовно слабую и возгордившуюся главу, просто отпадет пораженный папизмом клирик.
 
На сегодня все,  продолжим завтра. 


Продолжение следует...


Рецензии